Глава 1. Концепция менеджмента в торговле
1.1.Сущность и содержание менеджмента в торговле. 1.2.Интеграционные процессы в торговом менеджменте.
1.3 Диверсификация в менеджменте торговых предприятий.
1.4.Торговое предприятие как объект управления.
1.5. Технология и факторы выбора организационно-правовой формы торговой деятельности.
1.1. Сущность и содержание менеджмента в торговле
Торговый менеджмент представляет собой процесс управления всеми основными аспектами деятельности торгового предприятия. Он призван формировать наиболее рациональные управленческие решения по вопросам развития конкретного торгового предприятия, координировать различные направления его деятельности и обеспечивать высокую эффективность конечных результатов этой деятельности. (Рис.1)
Торговый менеджмент призван учитывать различия между организационными формами, используемыми технологиями и условиями хозяйствования торговых предприятий в процессе разработки управленческих решений по всем аспектам деятельности с тем, чтобы получить наилучшие результаты для данного торгового предприятия.
Торговому менеджменту должен быть присущ высокий динамизм, учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, форм организации труда и управления, финансового состояния и других параметров функционирования торгового предприятия. (Рис.2)
Торговый менеджмент предусматривает многовариантность подходов к разработке конкретных управленческих решений в различных сферах деятельности торгового предприятия. Это предполагает, что подготовка каждого управленческого решения должна учитывать и альтернативные возможности действий.
Торговый менеджмент должен быть ориентирован на стратегические цели развития торгового предприятия. Какими бы выгодными не казались те или иные проекты управленческих решений в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с главной целью деятельности предприятия, стратегическими направлениями его развития или ведут к снижению эффективности его деятельности в перспективном периоде.
С учетом основных характеристик торгового менеджмента формируются его цели и задачи.
Основной целью торгового менеджмента является обеспечение высоких темпов развития торгового предприятия в стратегической перспективе и возрастания его конкурентной позиции на потребительском рынке.
Исходя из главной цели, торговый менеджмент призван решать следующие основные задачи:
1. Формирование условий наиболее полного удовлетворения спроса покупателей на товары в рамках избранного сегмента потребительского рынка. Эта задача реализуется путем поиска торговым предприятием своей рыночной ниши на потребительском рынке; выявления основных параметров спроса покупателей в данном сегменте потребительского рынка; формирования эффективной ассортиментной политики, направленной на удовлетворение покупательского спроса на товары; обеспечения устойчивости ассортимента товаров, реализуемых торговым предприятием.
2. Обеспечение высокого уровня торгового обслуживания покупателей. Эта задача реализуется путем удовлетворения всех основных требований покупателей к уровню торгового обслуживания, сущность которых с учетом специфики конкретного сегмента потребительского рынка сводится к тому, чтобы с наименьшими затратами времени и наибольшими удобствами приобрести в торговом предприятии необходимые товары.
3. Обеспечение достаточной экономичности осуществления торгово-технологического и торгово-хозяйственного процессов на предприятии. Эта задача реализуется путем обеспечения минимизации затрат трудовых, материальных и финансовых ресурсов на организацию отдельных технологических процессов и операций, связанных с движением товаров и обслуживанием покупателей; на осуществление отдельных коммерческих операций и коммерческой деятельности в целом; на исполнение функций управления торговым предприятием.
4. Максимизация суммы прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия, и обеспечение эффективного использования. Эта задача реализуется путем оптимизации объема товарооборота предприятия; эффективного управления его активами; проведения целенаправленной ценовой, амортизационной и налоговой политики; оптимизации соотношения капитализируемой и потребляемой частей прибыли.
5. Минимизация уровня хозяйственных рисков, связанных с деятельностью торгового предприятия. Эта задача реализуется путем эффективного управления различными коммерческими, финансовыми, инвестиционными и другими рисками, связанными с хозяйственной деятельностью предприятий торговли.
6. Обеспечение постоянного возрастания рыночной стоимости торгового предприятия. Эта задача реализуется за счет высокой инвестиционной активности предприятия, его способности эффективно аккумулировать собственные финансовые ресурсы на обеспечение прироста активов во всех их формах, повышения финансовой устойчивости предприятия. Кроме того, оказывает влияние деловая репутация предприятия, завоеванные им маркетинговые позиции на рынке, другие «неосязаемые» активы, способные приносить предприятию дополнительную прибыль.
Все задачи торгового менеджмента теснейшим образом взаимосвязаны, но в то же время ряд задач носят разнонаправленный характер.
Управление торговым предприятием целесообразно выделить в основные характерные аспекты (сферы деятельности):
Организационная сфера деятельности:
1. Выбор наиболее эффективных организационных форм функционирования торгового предприятия и его структурных единиц.
2. Управление технологическими процессами.
3. Управление процессом обслуживания покупателей.
4. Управление персоналом.
Экономическая сфера деятельности:
5. Управление товарооборотом.
6. Управление доходами.
7. Управление издержками обращения.
8. Управление прибылью.
Финансовая сфера деятельности:
9. Управление активами.
10. Управление капиталом.
11. Управление инвестициями.
12. Управление хозяйственными рисками.
13. Управление финансовым состоянием.
Процесс управления деятельностью торгового предприятия базируется на определенном механизме. В структуру механизма торгового менеджмента входят следующие элементы:
1. Государственное правовое и нормативное регулирование торговой деятельности предприятия.
2. Рыночный механизм регулирования торговой деятельности предприятия.
3. Внутренний механизм регулирования отдельных аспектов хозяйственной деятельности торгового предприятия.
Критерий классификации | Состав функции менеджмента |
1. Содержание управленческой деятельности | 1.1 Предвидение (планирование ) 1.2 Организация 1.3 Активизация (мотивация, стимулирование) 1.4. Контроль 1.5 Координация 1.6. Регулирование 1.7. Исследование |
2. Организационная роль функции | 2. 1. Функции интеграции (объединения) 2.2. Функции дифференциации (разделения, выделения, обособления, специализации) |
3. Направление деятельности | 3 . 1 Интрафункции 3. 2. Инфрафункцни (направленность на внешнюю среду) |
4. Сферы развития объекта управления | 4 .1. Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.) 4. 2. Управление социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера ипр.) 4.3. Управление организационными процессами (изменения в организации, перераспределение обязанностей и др.) 4.4. Управление технологическими процессами (использование техники, новые технологии и пр.) |
5. Этапы производственного процесса | 5.1. Управление подготовкой производства 5.2. Управление процессом производства 5.3. Управление обеспечением производства 5.4. Управление процессами реализации продукции |
6. Тип производства | 6.1. Функции управление разнообразными блоками диверсифицированного производства |
7. Масштаб времени | 7.1. Стратегическое управление 7.2.Текущее (тактическое) управление 7.3. Оперативное управление |
8. Этапность процесса управления | 8. 1 . Целеполагание 8. 2. Определение ситуации 8. 3. Определение проблемы 8.4. Решение |
9. Основные факторы производственного процесса | 9.1. Управление продуктом 9.2.Упрааление персоналом 9.3. Управление информацией |
4. Информационное обеспечение торгового менеджмента.
5. Система методов управления деятельностью торгового предприятия.
6. Система методов контроля за реализацией управленческих решений.
Эффективный механизм торгового менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению всех его функций на предприятиях торговли. (Рис. 3)
Управленческие отношения - это отношения верхов и низов, начальников и подчиненных. Методы управления, являющиеся инструментом воздействия субъекта на объект и одновременно способом их взаимодействия. Постановка вопроса о методах управления - это постановка вопроса об управленческих взаимоотношениях структурных подразделений системы управления.
Существует 3 вида методов управления:
· организационно-распорядительные;
· экономические;
· социально-психологические.
Приоритетное положение того или иного метода в организации придает ей черты, характерные для данного метода.
В практике вопрос распределения приоритетов между этими методами очень важен, потому что эффективность организации определяется:
· системой методов управления;
· механизмами управления.