Более эффективное, чем в традиционной иерархии использование ресурсов
Гибкость, адаптивность к окружающей среде.
Развитие как общей, так и специальной подготовки.
Обогащение содержания рабочих заданий для всех сотрудников.
НЕДОСТАТКИ
Путаница и фрустрации, вызванные нарушением принципа единоначалия.
Возможность острых противоречий между сторонами матрицы.
Сложность координации проектных групп.
4. Необходимость обучения сотрудников искусству человеческих отношений.
В матричной и дивизиональной структурах движение информации можно охарактеризовать как параллельное, в линейно-функциональной - как параллельно-последовательное.
Билет 10.
Общая характеристика теорий научного реализма как основных теорий группы оптимистических (конструктивных) философских теорий, их роль в методологическом обосновании организации и организационного поведения.
Оптимистические теории начали формироваться с теории наивного реализма, которая имела большое признание среди ученых в период господства классической европейской науки, и в настоящее время отражает типичную установку исследователей, не склонных к философским рассуждениям. В наибольшей мере эту точку зрения отстаивают сторонники теорий научного реализма.
Научный реализм — течение в философии науки, согласно которому единственным надёжным средством достижения знания о мире является научное исследование, результат которого интерпретируется с помощью научных теорий. Теории научного реализма могут быть также вероятно истинными или приблизительно истинными, или относительно истинными. Теории касаются наблюдаемых и ненаблюдаемых объектов, хотя и являются в сущности достоверными, однако могут быть в какой-то степени ложны.
Исследуемые объекты независимы от нашего разума, а научные теории достоверны по отношению к внешнему (объективному) миру.
В составе теорий научного реализма принято выделять две группы теорий: натуралистические и праксеологические.
Среди натуралистических теорий наибольшее признание получили теории: редукционизм, физикализм, физиологический редукционизм (научный материализм), эмерджентный материализм, нативизм и эволюционная теория познания (эволюционная эпистемология).
В основе редукционизма лежит попытка свести сложные закономерности к более простым.
Одним из примеров реализации принципов редукционизма в теории и практике организационного менеджмента является общепризнанная концепция процессного управления, а также ее более современные интерпретации в форме инжиниринга, реинжиниринга и биореинжиниринга бизнес – процессов. Разложение процесса управления на самостоятельные действия: планирование –мотивация – организация – контроль; коммуникации и принятие решений, а также попытка изолированного их исследования являются инструментами этого подхода, приводящего порой руководителей к ошибочным решениям.
Физикализм направлен на решение теоретико – познавательных проблем посредством перевода их на язык фундаментальных физических теорий и физических законов. Примером могут служить теории количественных методов управления, попытки сформировать теоретические основания физико – экономики, выявить объективные, необходимые, устойчивые и существенные отношения и взаимосвязи, определяющие развитие и функционирование хозяйственно – экономических процессов.
Физиологический редукционизм (научный материализм) – направление теоретических и экспериментальных исследований, преимущественно концентрирующееся на вопросах соотношения тела и психики, мозга и сознания.
Сторонники этого направления считают, что явления психической жизни человека и продукты его познавательной деятельности можно объяснить на основе физиологических процессов и состояний, происходящих в человеческом организме.
Научный материализм основывается на результатах исследований мозга человека, его физико – химических и других структур. Наиболее видными философами-теоретиками этого направления были Д. Армстронг и Г. Фейгль. Физиологический редукционизм служит методологической основой большинства теорий научения. Поэтому, среда – инстинкт – безусловный рефлекс – нужда являются теми элементами процесса побуждения человека к деятельности, посредством которых осуществляется биологическая мотивация.
В настоящее время большее распространение имеют менее жесткие варианты научного материализма. Одним из них является эмерджентный материализм, соглашающийся с относительной зависимостью психических процессов от мозговых и физиологических.
На Западе более яркими представителями этой теории являются Д. Девидсон, Дж. Фодор, М. Бунге и лауреат Нобелевской премии за открытие межполушарной асимметрии мозга Р. У. Сперри, а в отечественной философской науке — В. С. Тюхтин и Д. И. Дубровский.
Нативизм — теория, ставящая задачу решить проблемы происхождения сознания, опираясь на законы генетической наследственности. Она исходит из следующих утверждений о том: все компоненты сознания, включая волю, имеют нейрофизиологический базис, подчиненный законам генетической эволюции и естественного отбора; мозг человека от рождения запрограммирован на восприятие определенной длины и частоты электромагнитных волн; навыки мыслительной деятельности и способности человека являются генетически врожденными. Сторонниками нативизма являются 3. Фрейд, K. Г. Юнг, Н. Хомский, лауреат Нобелевской премии Е. Уилсон.
Основываясь на этой методологической основе, 3. Фрейд, к примеру, вывел теорию психоанализа и психодинамическую теорию личности, базовыми элементами которых являются:
- структура личности: Оно, Я, Сверх – Я, бессознательное, предсознательное и сознательное;
- динамические аспекты личности основаны на сексуальных и агрессивных инстинктах, тревоге и механизмах защиты;
- уникальность роста и развития личности: развитие эрогенных зон; оральная, анальная, фаллическая стадии развития, Эдипов комплекс;
-неосознанные бессознательные мотивы в большей степени
влияют на поведение человека, чем сознательное мышление;
- о подсознании человека можно судить по содержанию его снов;
- человек сам не может полностью объяснить свои поступки, так как они в большей степени бессознательны.
Психодинамическая теория личности и теория психоанализа
3. Фрейда являются одним из теоретических оснований для разработки технологий мотивации при управлении организационным поведением персонала в процессе организационных изменений. В содержательных теориях мотивации они служат исходной базой для выбора механизмов мотивации, направленных на удовлетворение первичных потребностей человека.
Согласно эволюционной теории (эволюционной эпистемологии) – сущность человеческого знания может быть адекватно понята лишь в общем эволюционно – биологическом контексте. Знание выпoлняeт важную функцию биологической адаптации человека к внешней среде. Рост научного знания может быть успешно интерпретирован в терминах эволюционных представлений: адаптации, мутации и естественного отбора научных теорий. В контексте управления организационным поведением, согласно этой теории, не следует стремиться изменить внешнюю среду. Необходимо приспосабливаться (адаптироваться в ней) для достижения своих целей.
Жизненный цикл организации имеет биологическую аналогию с жизнью человека и содержит стадии рождения, роста, зрелости и старения. Рождение организации означает создание какой – либо организационной формы. Окружающая среда оказывает влияние на скорость основания организации через систему государственных мер, экономические и технологические факторы, определяющие главные барьеры для получения ресурсов. Родившись, организация начинает развиваться. В этот период наблюдается наибольшая «смертность» организаций. Выживают лишь те, которые сумели адаптироваться к условиям внешней среды.
Адаптивность является важнейшим качеством организаций на всех этапах жизненного цикла. Для обеспечения этого качества следует вовремя проводить адекватные воздействиям внешней среды на организационные изменения, которые должны быть направлены на обеспечение процесса непрерывного совершенствования управления организацией. То есть организационные изменения выступают обязательным атрибутом жизнедеятельности организаций в активной внешней среде.
Эволюционная теория является одним из методологических оснований популяционно – экологической теории и теории поля, разработанной К. Левиным и широко используемой для проектирования технологий мотивации. К примеру, основными утверждениями теории поля являются:
- поведение человека является функцией поля;
- основными компонентами поля являются сама личность и внешняя среда;
Поскольку изменить обстоятельства легче, чем саму личность при формировании нужного поведения человека следует сначала изменить его внешнее окружение, а затем воздействовать на него посредством стимулов. Иными словами, объективная потребность человека приспосабливаться к окружающей среде может быть успешно использована для мотивации его деятельности. Ведущими представителями этой философской позиции являются К. Лоренц, К. Поппер, С. Тулмин, Г. Фоллмер.
Эволюционная теория познания служит методологической основой для исследований многих проблем менеджмента. К числу ее сторонников относятся М. Портер, Э. Эдайзес, А. И. Пригожин, М. X. Мескон и многие другие видные ученые.
К праксеологическим теориям относят теории, которые рассматривают знание как следствие активной предметно – практической деятельности человека в окружающем его мире. Наиболее признанными среди них являются: генетическая эпистемология, прагматическая гносеологическая теория и диалектический материализм.
Генетическая эпистемология – теоретико – познавательное современное направление, образовавшееся на стыке логико – психологических и теоретико – познавательных исследований, основанное видным швейцарским психологом и историком Ж. Пиаже. Он открыл инвариантные стадии интеллектуального развития
человека, которые возникают последовательно друг за другом, подчиняясь всеобщему закону структурного и функционального усложнения живых систем: стадия сенсорно-моторногоинтеллекта; стадия конкретных интеллектуальных операций; стадия формальных операций. В основе системы самоусложнения системы интеллектуальных операций лежит активная предметно – манипулятивная деятельность человека. Исторические темпы развития науки и
структура научного исследования могут быть представлены в соответствии со стадиями интеллектуального развития индивида.
Поэтому изменения, связанные с организационным поведением, определением содержания и характера профессиональной деятельности
человека, следует проводить с учетом состояния его интеллектуального развития.
Прагматическая гносеологическая теория (программа) заложена
Ч. А. Пирсом. В ее основе лежит утверждение о том, что знание
должно рассматриваться с позицией его практический полезности.
В сущности, знание сводится к преодолению проблемных ситуаций, где истина отожествляется с успехом, а заблуждение – с неуспехом в их преодолении. Реальность внешнего мира составляет прагматический фундамент для поступательного развития науки.
Диалектический материализм – наиболее развитый и систематизированный вариант праксиологической теории. Основным в этой теории является тезис о том, что в фундаменте познания лежит не индивидуальная, а общественно — историческая практика. Отражение внешнего объективного мира человеком осуществляется не в социальном вакууме, а во взаимодействии с другими людьми и сквозь призму общественно выработанных схем, норм и идеалов познавательной деятельности, которые меняются от эпохи к эпохе. Деятельность человека по преобразованию материального мира и социальных условий является источником и движущей силой развития. Практика — главный критерий истинности знаний. Ведущими теоретиками этой теории были К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Э. В. Ильенков, Г. С. Батищев.
Сторонниками этой философской позиции являются ученые и практические работники разных отраслей знаний: социологии, психологии, физиологии, кибернетики, истории, техники, физики, математики, химии, менеджмента и др.
Диалектический материализм служит методологической основой многих исследований частнонаучного и методического уровней. Например, он лежит в основе философского уровня для таких теорий, как: теория психоанализа А. Адлера (поведение личности определяют социальные интересы и стремление лидировать); теория психоанализа Э. Фромма (поведение личности определяется как прошлыми, так и настоящими социальными условиями и отношениями личности; менеджеру следует принимать во внимание скрытые мотивы поведения личности, зависящие от прошлой социальной жизни); содержательные теории мотивации А Маслоу, Ф. Герцберга, Д. Макклелланда, К. Альдерфера.
2. Процессно-системная модель функции самоконтроля самоменеджмента руководителя, ее понятие, взаимосвязь с моделями самопланирования и самоорганизации.
Чтобы эффективно управлять людьми, менеджер в первую очередь должен овладеть наукой и искусством управления самим собой. Самоменеджмент (персональный менеджмент) помогает руководителю: рационально организовывать свой труд и труд своих подчиненных; реализовывать профессиональные и жизненные цели; избегать стрессовых ситуаций; повышать работоспособность; получать удовлетворение от выполняемой работы. Процесс самоменеджмента включает в себя основные и связующие функции. К основным относятся функции самопланирования, самоорганизации и самоконтроля, к связующим – самомотивация и принятие решений.
Разумная самоорганизация дает менеджеру следующие преимущества:
• выполнение работы с меньшими затратами;
• лучшая организация личного труда;
• меньшая загруженность работой;
• меньше ошибок при выполнении своих функций;
• меньше спешки и стресса;
• рост квалификации;
• лучшие результаты труда;
• достижение профессиональных и жизненных целей кратчайшим путем.
«Я-концепция»— система представлений индивида о самом себе, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознаны и обладают относительной устойчивостью. Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими.
Я-концепция характеризуется, помимо прочего, адекватностью или неадекватностью: человек может создать такой образ самого себя (и поверить в него), который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней; напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям
«Я – концепция» руководителя выступает в качестве системообразующей. Она предусматривает учет двенадцати аспектов:
1) «Я – дуxовное»;
2) «Я – физическое»;
3) «Я – интеллектуальное»;
4) «Я – профессиональное»;
5) «Я – в прошлом»;
6) «Я – в будущем»;
7) «Я – сегодня»;
8) «Я – семейное»;
9) «Я – социальное»;
10) «Я – психологическое»;
11) «Я – реальное»;
12) «Я – идеальное».
Процессно – системный подход в исследовании самоменеджмента руководителяна показывает, что решение любых проблем самоменеджмента руководителя возможно только при рассмотрении элементов модели в целостности, взаимозависимости и взаимодействии. Основой функционирования модели являются свойства процесса и систем, рассматриваемые с учетом конкретных ситуаций, определяемых состоянием внутренних переменных, а также влиянием факторов внешней среды.
Согласно процессно – системной модели основными функциями самоменеджмента руководителя являются: производственный самоменеджмент; финансовый самоменеджмент; самоменеджмент маркетинговой деятельности руководителя и самоменеджмент руководителя в управлении персоналом. Успешность и эффективность управленческой деятельности непосредственно зависит откачества реализации этих функций на подготовительном, основном и заключительном этапах реализации деятельности.
Факторы внешней среды и субъекты инфраструктуры предпринимательства составляют внешнее окружение самоменеджмента руководителя. Значимость влияния факторов и субъектов инфраструктуры предпринимательства на разных этапах деятельности не одинакова.
Процессно – системная модель функции самоорганизации включает те же элементы, что и модель функции самопланирования. Но содержание элементов ее подсистемы другое. Модель функции самоконтроля самоменеджмента управленческой деятельности включает аналогичные компоненты.