Анализ финансового положения предприятия
Важной частью финансового менеджмента выступает финансовый анализ деятельности предприятия. Для такого анализа применяется система взаимосвязанных показателей, основанных на данных бухгалтерской и статистической отчетности предприятия. Достоверность исходных данных определяет ценность рассчитываемых показателей.
Финансовый менеджер предприятия должен выбрать систему показателей, основываясь на которых, он может с достаточной степенью точности оценить текущие и стратегические возможности предприятия. Финансовый анализ направлен на выявление резервов повышения эффективности использования основных и оборотных средств, собственных и привлеченных денежных ресурсов. Функционирование основных средств и нематериальных активов ограничено сроком их службы, по истечении которого они выбывают из оборота, что вызывает необходимость обновления, замены или модернизации. Основные средства воспроизводятся в форме капитальных вложений.
Превышение ввода над выбытием обеспечивает прирост основных средств. Проблема прироста в настоящее время наиболее актуальна, поскольку наметилась тенденция к его снижению, которая пока не выступает в явной форме из-за низкого процента выбытия износившихся и устаревших морально и физически фондов.
Скорость обновления основных средств определяется инвестиционной активностью и выбытием. Выбытие основных средств возможно по следующим причинам: полный износ или невозможность продолжения эксплуатации; продажа; передача в аренду; передача в качестве учредительного взноса в уставный капитал коммерческой организации; безвозмездная передача. Своевременная реализация выбывающих основных средств позволяет ускорять процесс обновления, использовать выручку на приобретение новых основных средств и стимулировать расширенное воспроизводство.
Задача финансовых менеджеров состоит в том, чтобы, опираясь на анализ внеоборотных активов и динамику их изменения, определить приоритетные направления капитальных вложений.
Важное значение имеет анализ оборотных средств. Критерием оценки эффективности управления оборотными средствами служит фактор времени. Чем дольше оборотные средства пребывают в одной и той же форме (денежной или товарной), тем при прочих равных условиях ниже эффективность их использования, и наоборот. Меру интенсивности использования оборотных средств характеризует оборачиваемость. Для этого определяется коэффищент оборачиваемости оборотных дзедств (К^):
К Р
где Р — стоимость реализованной продукции (выручка от реализации) за определенный период; О — средний остаток оборотных средств за тот же период.
Если выручка от реализации, например, берется за год, то и средний остаток оборотных средств также берется за год. При этом среднегодовой остаток оборотных средств за год рассчитывается как средняя хронологическая величина из остатков по месяцам.
Так, если выручка от реализации за год составила 200 млн руб., а среднегодовой остаток оборотных средств — 40 млн руб., то коэффициент оборачиваемости оборотных средств составит:
Это значит, что за год каждый рубль, вложенный в оборотные средства, совершил пять оборотов.
Сопоставление коэффициентов оборачиваемости в динамике по годам позволяет выявить тенденции изменения эффективности использования оборотных средств. Если число оборотов, совершаемых оборотными средствами, увеличивается или остается стабильным, то предприятие работает ритмично и рационально использует денежные ресурсы. Снижение числа оборотов, совершаемых в рассматриваемом периоде, свидетельствует о падении темпов развития, неблагополучном финансовом состоянии.
Другим важным показателем оборачиваемости оборотных средств является продолжительность одного оборота в днях (Д). Она определяется по формуле
Т
где Ко6 — коэффициент оборачиваемости;
Т — продолжительность периода, за который определяются показатели дней <Т= 30; 90; 360).
В практике финансовых расчетов при исчислении показателей оборачиваемости для некоторого их упрощения принято считать продолжительность любого месяца, равную 30 дням, любого квартала — 90 дням и года — 360 дням.
Исходя из приведенных выше данных по коэффициенту оборачиваемости имеем
7Т 360 70
Д = —- = 72 дня. 5
Оборачиваемость в днях позволяет судить о том, в течение какого времени оборотные средства проходят все стадии кругооборота на данном предприятии. Чем меньше продолжительность одного оборота в днях, тем экономнее используются финансовые ресурсы. При большей оборачиваемости возрастает риск неплатежей и сбоев в поставках сырья, материалов, комплектующих изделий и т.п.
Эффект ускорения оборачиваемости оборотных средств выражается в высвобождении, уменьшении потребности в связи с улучшением их использования. Эффективность использования предметов труда можно оценить показателем материалоемкости (МЕ) продукции, который определяется так:
МЕ = —, П
где М — затраты сырья, топлива, материалов, энергии и др.; П — объем производства.
Обратный показатель МЕ называется материалоотдачей (МО). Чем лучше используются сырье, материалы и другие материальные ресурсы, тем ниже материалоемкость и выше материалоотдача. Для снижения материалоемкости продукции необходимо улучшать использование предметов труда, сокращать отходы, не выпускать бракованных и низкокачественных изделий, не допускать потерь материальных ресурсов, использовать более дешевые заменители ресурсов, не снижающие качества продукции.
Особое значение для финансового менеджмента имеет анализ финансового положения предприятия, которое характеризуется двумя группами показателей:
а) показатели ликвидности;
б) показатели финансовой устойчивости.
Показатели ликвидности позволяют определить способность предприятия оплатить свои краткосрочные обязательства, реализуя свои текущие активы. Предприятие может быть ликвидным в большей или меньшей степени, поскольку в состав текущих активов входят разнородные оборотные средства, среди которых имеются как легкореализуемые, так и труднореализуемые для погашения внешней задолженности.
По степени ликвидности статьи текущих активов условно можно разделить на три группы1:
1) ликвидные средства, находящиеся в немедленной готовности к реализации (денежные средства, высоколиквидные ценные бумаги);
2) ликвидные средства, находящиеся в распоряжении предприятия (обязательства покупателей, запасы товарно-материальных ценностей);
3) неликвидные средства (требования к дебиторам с длительным сроком образования — сомнительная дебиторская задолженность; незавершенное производство).
Пропорция, в которой эти группы должны находиться по отношению друг к другу, определяется характером и сферой деятельности предприятия; скоростью оборота средств предприятия; соотношением текущих и долгосрочных активов; суммой и срочностью обязательств, на покрытие которых предназначены статьи актива; «качеством» — степенью ликвидности текущих активов.
В практике проведения финансового анализа используются следующие показатели:
— коэффициент текущей (общей) ликвидности, или коэффициент покрытия;
1 См.: Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятия. М. : Центр экономики и маркетинга, 2005. С. 47-53.
—коэффициент быстрой ликвидности, или критической оценки;
—коэффициент абсолютной ликвидности.
Коэффициент текущей (общей) ликвидности отражает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение предстоящего года:
______ Текущие активы____
текущей ликвидности Краткосрочные обязательства
Согласно стандартам считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах между 1 и 2 (иногда 3). Нижняя граница обусловлена тем, что текущих активов должно быть, по меньшей мере, достаточно для погашения краткосрочных обязательств, иначе предприятие может оказаться неплатежеспособным по этому виду кредита. Превышение оборотных активов над краткосрочными обязательствами более чем в 2 раза считается также нежелательным, поскольку свидетельствует о нерациональном вложении предприятием своих средств и неэффективном их использовании. При анализе этого коэффициента необходимо обращать внимание на динамику его изменения.
Коэффициент быстрой ликвидности, или критической оценки, определяется как отношение ликвидной части оборотных средств (т.е. без учета материально-производственных запасов) к текущим обязательствам. Подсчет этого показателя вызван тем, что ликвидность отдельных категорий оборотных средств далеко не одинакова, и если, например, денежные средства могут служить непосредственным источником выплат по текущим обязательствам, то запасы могут быть использованы для этой цели лишь после их реализации, что предполагает не только наличие покупателя, но и наличие у покупателя денежных средств. Рекомендуемое значение данного показателя — не ниже 1.
у, _ Ликвидные активы
^быстрой ЛИКВИДНОСТИ ту _ /"
(критической оценки) Краткосрочные обязательства
Наиболее ликвидными статьями оборотных средств являются денежные средства, которыми располагает предприятие на счетах в банке и в кассе, а также краткосрочные финансовые вложения в виде ценных бумаг. Отношение денежных средств и их эквивалентов к краткосрочным обязательствам называется коэффициентом абсолютной ликвидности. Это наиболее жесткий критерий платежеспособности, показывающий, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена немедленно.
Краткосрочные
Денежные средства + финансовые
^ _ вложения
абсолютной ликвидности 77* 7 *
Краткосрочные обязательства
Считается, что значение этого коэффициента не должно опускаться ниже 0,2.
Ухудшение финансового состояния предприятия сопровождается проеданием собственного капитала и неизбежным залезанием в долги. Тем самым падает финансовая устойчивость (финансовая независимость) предприятия, способность маневрировать собственными средствами, достаточная финансовая обеспеченность бесперебойного процесса деятельности.
Стабильность работы предприятия связана с общей его финансовой структурой, степенью его зависимости от внешних кредиторов и инвесторов. Так, многие предприятия в процессе своей деятельности помимо собственного капитала привлекают значительные средства, взятые в долг. Однако когда структура «собственный капитал — заемные средства» имеет значительный перекос в сторону долгов, то предприятие может обанкротиться, если сразу несколько кредиторов потребуют возврата своих денег в неудобное для этого предприятия время.
Финансовая устойчивость характеризуется, следовательно, соотношением собственных и заемных средств. Поэтому важнейшим показателем, характеризующим финансовую устойчивость предприятия, является показатель удельного веса общей суммы собственного капитала в общей стоимости всего имущества (капитала) предприятия, т.е. отношение общей суммы собственного капитала к итогу баланса предприятия. В практике этот относительный показатель получил название коэффициента автономии, по нему судят, насколько предприятие независимо от заемного капитала:
^ Собственный капитал
"■автономии г\/*
Общая сумма капитала
Чем больше у предприятия собственных средств, тем легче ему справиться с неурядицами экономики, и это отлично понимают кредиторы предприятия и его руководство. Именно этим объясняется стремление к наращиванию из года в год абсолютной суммы собственного капитала предприятия. Такие возможности имеются прежде всего у хорошо работающих предприятий. Имея большие прибыли, они стараются удержать значительную их часть в обороте предприятия путем создания всевозможных резервов из валовой и чистой прибыли или прямого зачисле-
ния в собственный капитал нераспределенной на дивиденды части чистой прибыли.
Для коэффициента автономии желательно, чтобы он превышал по своей величине 50%. В этом случае кредиторы чувствуют себя спокойно, сознавая, что весь капитал может быть компенсирован собственностью предприятия.
Производным от коэффициента автономии является такой показатель, как коэффициент финансовой зависимости. По существу, он является обратным к коэффициенту автономии. Рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании предприятия. Если его значение снижается до единицы (100%), это означает, что предприятие полностью финансируется за счет собственных средств.
Систематический анализ и контроль за изменением оценочных финансовых показателей обеспечивает возможность использовать полученные результаты в процессе планирования и прогнозирования. Оптимальный состав анализируемых показателей позволяет также выявлять существующие между ними зависимости и устанавливать закономерности, способствующие эффективному управлению финансами.
Контрольные вопросы
1. В чем состоит сущность финансового менеджмента?
2. Каковы цели финансового менеджмента?
3. Назовите основные функции финансового менеджмента.
4. В чем состоят задачи финансового менеджмента?
5. Назовите цели финансового планирования.
6. Из каких блоков состоит финансовое планирование?
7. Назовите принципы финансового планирования.
8. Какие задачи необходимо решить при составлении финансового плана?
9. Что включает перспективное, текущее и оперативное финансовое планирование?
10. Какова структура платежного баланса?
11. Что такое платежный календарь?
12. Что является объектами финансового контроля?
13. Какие затраты относятся к переменным и постоянным?
14. Что характеризует точка безубыточности?
15. Как определяется рентабельность предприятия и продукции?
16. Как влияет оборачиваемость оборотных средств на финансовое состояние предприятия?
17. Назовите показатели ликвидности.
18. Какие показатели характеризуют финансовую устойчивость предприятия?
ГЛАВА 13
ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ
13.1. Сущность и содержание делового общения
Общение — важнейшая форма взаимодействия людей. Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенного вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового результата. Менеджеры расходуют на различные виды общения в среднем 80% своего рабочего времени.
В деловом общении выделяют три взаимосвязанные стороны:
— коммуникативную (обмен информацией);
— интерактивную (взаимодействие общающихся);
— перцептивную (восприятие).
Рассматриваемое в единстве этих трех сторон общение выступает как способ организации совместной деятельности и взаимоотношений включенных в нее людей1.
Коммуникативная сторона общения предполагает обмен информацией, увязанной с конкретным поведением собеседников. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что она не просто принята, но понята и осмыслена. Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно тогда, когда участники общения обладают единой системой кодирования. Но даже зная значения одних и тех же слов, люди не всегда понимают их одинаково в силу социальных, политических, возрастных особенностей. В результате несоблюдения вышеупомянутых нюансов возникают коммуникативные барьеры (барьеры общения), которые служат причиной непонимания собеседников и, как следствие, могут создавать предпосылки их конфликтного поведения.
Выделяют три формы барьеров общения:
1) барьеры непонимания:
— фонетический (невыразительная быстрая или медленная речь,
речь-скороговорка, речь с большим количеством звуков-паразитов);
1 См.: Кабанов А.Я., Захаров Д.К., Коновалова ВТ. Этика деловых отношений : Учебник. М. : Инфра-М, 2003. С. 108-112.
—стилистический (несоответствие стиля речи коммутатора и ситуации общения или стиля общения и актуального психологического состояния партнера по общению);
—семантический (различие в системах значений слов);
—логический барьер (сложная и непонятная или неправильная логика рассуждений, доказательств);
2) барьеры социально-культурного различия (социальные, политические, религиозные и профессиональные различия, приводящие к разной интерпретаций понятий, употребляемых в процессе общения);
3) барьеры отношений (неприязнь, недоверие к коммуникатору, которое распространяется на передаваемую им информацию).
Любая поступающая к человеку информация несет на себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение и желание с целью их частичного или полного изменения.
Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между индивидами, т.е. в обмене не только знаниями и идеями, но и действиями. Общение почти всегда предполагает некоторый результат — изменение поведения и деятельности других людей. Здесь общение проявляется как межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний, складывающихся благодаря совместной деятельности людей.
Человек вступает во взаимодействие с другими людьми, руководствуясь следующими мотивами:
—максимизация общего выигрыша (мотив кооперации);
—максимизация собственного выигрыша (индивидуализм);
—максимизация относительного выигрыша (конкуренция);
—максимизация выигрыша другого (альтруизм);
—минимизация выигрыша другого (агрессия);
—минимизация различий в выигрышах (равенство).
В зависимости от мотивов участников взаимодействие может происходить в форме сотрудничества (кооперации) или соперничества (конкуренции).
При интерактивном взаимодействии партнеры характеризуются: сотрудничеством, противоборством, уклонением от взаимодействия, однонаправленным содействием, контрастным взаимодействием, компромиссным взаимодействием.
Сотрудничество — общение, при котором оба партнера по взаимодействию содействуют друг другу, активно способствуя достижению индивидуальных и общих целей совместной деятельности.
Противоборство — общение, при котором партнеры противодействуют друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей.
Уклонение от взаимодействия — при таком общении партнеры стараются избегать активного сотрудничества.
Однонаправленное содействие — это обшение, при котором один из партнеров способствует достижению целей другого, а второй уклоняется от сотрудничества.
Контрастное взаимодействие — при подобном общении один из партнеров старается содействовать другому, который, однако, активно противодействует ему.
Компромиссное взаимодействие — общение, при котором оба партнера отчасти содействуют, отчасти противодействуют друг другу.
Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия партнерами друг друга и установления на этой почве взаимопонимания. В процессе восприятия формируется представление о намерениях, мыслях, способностях, установках, культуре. В этот процесс включены как минимум два человека, и каждый сопоставляет себя с другим, принимая в расчет не только потребности, мотивы и установки другого, но и то, как этот другой понимает собственные потребности, мотивы и установки. Человек осознает себя через другого посредством определенных механизмов перцепции, к которым относятся:
1) дознание и понимание людьми друг друга (идентификация, стереотипизация, эмпатия, аттракция);
2) познание самого себя в процессе общения (рефлексия);
3) прогнозирование поведения партнера по общению (каузальная атрибуция).
Идентификация — способ познания другого человека, при котором предположение о его внутреннем состоянии строится на основе попыток поставить себя на место партнера по общению.
Стереотипизация — восприятие партнера на основе некоего стереотипа, т.е. прежде всего как представителя определенной социальной группы.
Эмпатия — эмоциональное сопереживание другому человеку. Она основана на умении правильно представить себе, что происходит в душе другого человека, что он переживает, как оценивает окружающий мир.
Аттракция (привлечение) — форма познания другого человека, основанная на формировании устойчивого позитивного чувства к нему. В данном случае понимание партнера по общению возникает благодаря формированию привязанности к нему, дружескому или более глубокому интимно-личностному отношению.
Рефлексия — механизм самопознания в процессе общения, в основе которого лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению.
Каузальная атрибуция — механизм интерпретации поступков и чувств другого человека, стремление к выяснению причин его поведения.
Таким образом, общение представляет собой сложный многосторонний процесс, эффективность которого обеспечивается умением сторон предвидеть и преодолевать барьеры непонимания, прогнозировать поведение партнеров.
Менеджер, не обладающий должной чувствительностью к общению, как правило, много времени и энергии тратит впустую, усиливая недовольство подчиненных. Поэтому руководителю необходимо понимать, что умение общаться — не менее значимый элемент его профессиональной деятельности, чем специальные знания и навыки работы.