Организация как система управления

Подходы к менеджменту.

Характеристика организации.

Организационно-правовые формы предприятий

Субъект и объект управления.

Подходы к менеджменту

В современных условиях получили свое развитие три основных научных подхода к менеджменту: процессный, ситуационный и системный.

ПРОЦЕССНЫЙ подход определяет управление как процесс, в котором деятельность, направленная на достижение целей организации, рассматривается не как единовременное действие, а как серия непрерывных взаимосвязанных действий – функций управления. Каждая из функций сама по себе является процессом. Выделяются следующие функции: планирование, организация, распорядительство, мотивация, координация, контроль, принятие решений, управление персоналом, маркетинг, представительство и ведение переговоров и пр. Основными являются функции: планирование, организация, мотивация, контроль.

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы достичь этих целей. Планирование отвечает на три вопроса:

1. Где организация находится в настоящее время?

2. Куда она хочет двигаться?

3. Как это сделать?

Организация. Организовать – значит создать некую структуру. Существует много элементов, которые необходимо структурировать, чтобы организация могла выполнять свои планы и тем самым достигать своей цели. Одним из этих элементов является работа, конкретные задания организации. Поскольку работу выполняют люди, другим важным аспектом функции организации является определение, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание из большого количества таких заданий, существующих в рамках организации, включая работу по управлению. Руководитель подбирает людей для конкретной работы, делегируя отдельным людям задания и полномочия или права использовать ресурсы организации.

Мотивация. Задача функции мотивации заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им полномочиями и сообразуясь с планом. Перед руководителем стоит задача: выявить основные мотивы работников и воздействовать на них с помощью стимулов добиваясь эффективного достижения целей.

Целью контроля как функции менеджмента является своевременное выявление отклонений фактических параметров системы от желаемых и ликвидация этих отклонений в случае необходимости.

СИТУАЦИОННЫЙ подход состоит в том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует большое количество факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, которые создают разнообразные управленческие ситуации, то не существует единого способа управления организацией. Самым лучшим способом в конкретной ситуации является тот, который более всего соответствует данной ситуации. Центральным моментом ситуационного подхода является управленческая ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время.

СИСТЕМНЫЙ подход рассматривает организацию как открытую социально-экономическую систему управления. Здесь организация рассматривается как совокупность взаимозависимых элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Система – это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Система как способ решения проблемы – это совокупность всех необходимых знаний, сведений, материальных средств и способов их использования, методов организации деятельности людей, направленных на достижение цели. Организация как система обладает свойством целенаправленности, а также способностью формировать и изменять цели в процессе приспособления к окружающей среде.

Построение и функционирование систем управления основываются на трех ведущих принципах: принцип иерархичности, принцип обратной связи и принцип необходимого разнообразия.

Принцип иерархичности должен обеспечить устойчивость функционирования всей системы. Он заключается в построении многоступенчатой системы управления, в которой управление первичными производственными звеньями осуществляется подразделениями управления нижнего уровня, контролируемого органами следующего уровня. Каждый уровень управления специализируется на задачах, которые наиболее эффективно решаются именно здесь.

Принцип обратной связи требует, чтобы при выработке управляющих воздействий управляющая подсистема учитывала фактическое состояние и изменения, происходящие в управляемой подсистеме.

Принцип необходимого разнообразия определяет, что состояние и тенденции развития управляющей системы зависят от состояния и тенденций развития управляемой подсистемы.

Наши рекомендации