Общие моменты менеджмента

Введение

Методические указания по изучению курса составлены в соответствии с примерной программой дисциплины «Менеджмент», а также в соответствии с рабочей программой по специальности 0601 «Экономика, бухучёт» среднего профессионального образования, разработанной по новым Государственным стандартам 2002 г.

В основу изучения курса положены материалы менеджмента.

Основным методом изучения материала, предусмотренного программой, является самостоятельная работа студентов.

В условиях современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности, но и методы управления ими, поэтому в результате изучения дисциплины студент должен:

иметь представление:

- о роли и месте менеджмента в области экономики и технологии;

знать:

- процесс принятия и реализации управленческих решений;

- информационное обеспечение менеджмента;

- формы делового общения в коллективе;

уметь:

- использовать нормативную, правовую информацию и справочный материал в своей профессиональной деятельности.

На современном этапе рыночной экономики на предприятиях, в торговых организациях, фирмах, акционерных обществах, биржах в составе управленческого аппарата работают специалисты по менеджменту.

Знание данного курса позволяет выпускникам колледжа овладеть видом человеческой деятельности по руководству людьми в самых различных ситуациях.

Структура дисциплины «Менеджмент» представлена пятью разделами, охватывающими основы управленческой деятельности.

Логика последовательности изучения разделов следующая. Сначала рассматривается раздел «Общие моменты менеджмента», в котором производится введение в менеджмент. Рассматриваются его основные понятия и характеристики, история развития и, так как в нашей стране развивается рыночная экономика, сущность предпринимательской деятельности.

На основании данного материала во втором разделе «Управление производством» изучаются четыре основные функции менеджмента - планирование, организация, мотивация и контроль, а также два связующих процесса менеджмента – коммуникации и принятие решений.

Все данные темы для успешного осуществления на практике требуют определённых условий, поэтому в следующем разделе «Корпоративная культура и современное управление» изучается современное направление - корпоративная культура организаций, а также условия построения успешного делового и управленческого общения.

Условием успешного управления являются знания и умения следующего изучаемого раздела – «Психология управления», который охватывает стили управления, а также деятельность менеджера по управлению конфликтами и стрессами.

А так как главным действующим лицом всей управленческое системы является менеджер, то завершает дисциплину раздел «Самоменеджмент», посвящённый технике личной работы руководителя, его психологической устойчивости и организации взаимоотношений с сотрудниками.

Знание теоретического материала закрепляется на практических занятиях, на которых отрабатываются навыки и умения управленческой деятельности. Все практические занятия проводятся современными методами: тестовым, социометрическим, аналитическим, методом кейсов, тренинговым, моделированием, игровым.

Учебная дисциплина «Менеджмент» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.

Цель настоящего пособия – помочь в организации самостоятельного изучения материала.

Для этого студент должен ознакомиться с тематическим планом и программой дисциплины. Затем изучить методические указания и краткий конспект лекций по каждой теме.

По разделу «Задания для контрольных работ и самостоятельной проработки тем» следует законспектировать по учебнику теоретические вопросы. Затем ответить на вопросы самоконтроля в конце каждой темы. И только после этого можно приступать к выполнению контрольной работы по варианту, соответствующему шифру студента.

Согласно учебному плану, студенты-заочники должны выполнить одну контрольную работу. Работа выполняется в тетради с учётом ряда требований:

1. Выполнение задания должно производиться по вариантам.

Устанавливается вариант по таблице выбора вариантов с использованием двух последних цифр шифра студента. Например, для личного номера 132 номера вопросов и задач контрольной работы следующие: 61, 76, 109.

2. Каждый вариант контрольной работы содержит 3 вопроса по следующим разделам:

- один теоретический вопрос по классическим основам менеджмента (Разделы 1 и 2);

- один теоретический вопрос по современным направлениям менеджмента (Разделы 3, 4, 5);

- одно практическое задание.

3. Вопрос следует переписать дословно. Ответы на вопросы должны быть полными по существу и краткими по форме. Не допускается механическое списывание материала из учебника и учебных пособий.

4. В качестве иллюстративных примеров к теоретическому изложению вопросов следует использовать данные современной рыночной экономики, современный отечественный и зарубежный опыт менеджмента.

Например, при изучении тем: «Мотивация», «Методы управления» рассматривается постановка этих вопросов в Объединённой металлургической компании ОМК (председатель Совета директоров – Андрей Комаров) в 2002 году конкретно в службе сбыта:

1) зарплата зависит от личного вклада сотрудников, результатов подразделений и всей службы сбыта за месяц,

2) денежная премия – 50 % оклада,

3) Почётный диплом,

4) переходящий приз – статуэтка бога торговли Меркурия.

5) интересная работа,

6) престиж,

7) профессиональный рост,

8) на обучение тратится 5 % годового фонда зарплаты,

9) бесплатное для работников коллективное медицинское страхование,

10) программа бесплатных профилактических осмотров,

11) база отдыха и профилакторий.

5. В конце работы следует привести список используемой литературы с указанием автора и года издания, поставить дату выполнения работы и подпись, оставить 2 – 3 чистых листа для рецензии и возможной доработки.

Получив прорецензированную контрольную работу, необходимо ознакомиться с замечаниями рецензента, сделать дополнения с учётом указанных замечаний.

Контрольная работа должна быть обязательно предъявлена на экзамене.

Экзаменационные билеты содержат 2 вопроса:

- один теоретический вопрос – по классическим основам менеджмента (Разделы 1 и 2)
и по современным направлениям менеджмента (Разделы 3, 4, 5);

- одно практическое задание – по дополнительному материалу к экзаменационным билетам.

Данные вопросы включены в методические указания.

Таблица выбора вариантов контрольных работ

Последняя цифра шифра (десятки) Последняя цифра шифра (единицы)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тематический план для заочной формы обучения

  Наименование разделов и тем Всего при очной форме, час. Количество аудиторных часов при заочной форме обучения Самостоятельная работа студента час.
Всего Лабораторные работы Практические занятия
Раздел 1. Общие моменты менеджмента    
Тема 1.1. Введение в менеджмент    
Тема 1.2. Эволюция управленческой мысли    
Тема 1.3. Предпринимательская деятельность и менеджмент    
Раздел 2. Управление производством    
Подраздел 2.1. Функции менеджмента 3,5    
Тема 2.1.1. Планирование 2,5  
Тема 2.1.2. Функции организации      
Тема 2.1.3. Мотивация 0,5    
Тема 2.1.4. Контроль 0,5    
Подраздел 2.2. Связующие процессы    
Тема 2.2.1. Коммуникации  
Тема 2.2.2. Принятие решений  
Подраздел 2.3. Структура управления  
Подраздел 2.4. Система методов управления 0,5    
Раздел 3. Корпоративная культура и современное управление    
Тема 3.1. Корпоративная культура    
Тема 3.2. Деловое общение 0,5    
Тема 3.3. Управленческое общение 0,5    
Раздел 4. Психология управления    
Тема 4.1. Стили управления  
Тема 4.2. Управление конфликтами и стрессами в коллективе    
Раздел 5. Самоменеджмент    
Тема 5.1. Техника личной работы руководителя    
Тема 5.2. Организация взаимоотношений с сотрудниками      
Тема 5.3. Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации      
Всего по дисциплине  

2. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ, КРАТКИМ КОНСПЕКТОМ
КАЖДОЙ ТЕМЫ ПРОГРАММЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Раздел 1.

ОБЩИЕ МОМЕНТЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Наши рекомендации