Общие моменты менеджмента
Введение
Методические указания по изучению курса составлены в соответствии с примерной программой дисциплины «Менеджмент», а также в соответствии с рабочей программой по специальности 0601 «Экономика, бухучёт» среднего профессионального образования, разработанной по новым Государственным стандартам 2002 г.
В основу изучения курса положены материалы менеджмента.
Основным методом изучения материала, предусмотренного программой, является самостоятельная работа студентов.
В условиях современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности, но и методы управления ими, поэтому в результате изучения дисциплины студент должен:
иметь представление:
- о роли и месте менеджмента в области экономики и технологии;
знать:
- процесс принятия и реализации управленческих решений;
- информационное обеспечение менеджмента;
- формы делового общения в коллективе;
уметь:
- использовать нормативную, правовую информацию и справочный материал в своей профессиональной деятельности.
На современном этапе рыночной экономики на предприятиях, в торговых организациях, фирмах, акционерных обществах, биржах в составе управленческого аппарата работают специалисты по менеджменту.
Знание данного курса позволяет выпускникам колледжа овладеть видом человеческой деятельности по руководству людьми в самых различных ситуациях.
Структура дисциплины «Менеджмент» представлена пятью разделами, охватывающими основы управленческой деятельности.
Логика последовательности изучения разделов следующая. Сначала рассматривается раздел «Общие моменты менеджмента», в котором производится введение в менеджмент. Рассматриваются его основные понятия и характеристики, история развития и, так как в нашей стране развивается рыночная экономика, сущность предпринимательской деятельности.
На основании данного материала во втором разделе «Управление производством» изучаются четыре основные функции менеджмента - планирование, организация, мотивация и контроль, а также два связующих процесса менеджмента – коммуникации и принятие решений.
Все данные темы для успешного осуществления на практике требуют определённых условий, поэтому в следующем разделе «Корпоративная культура и современное управление» изучается современное направление - корпоративная культура организаций, а также условия построения успешного делового и управленческого общения.
Условием успешного управления являются знания и умения следующего изучаемого раздела – «Психология управления», который охватывает стили управления, а также деятельность менеджера по управлению конфликтами и стрессами.
А так как главным действующим лицом всей управленческое системы является менеджер, то завершает дисциплину раздел «Самоменеджмент», посвящённый технике личной работы руководителя, его психологической устойчивости и организации взаимоотношений с сотрудниками.
Знание теоретического материала закрепляется на практических занятиях, на которых отрабатываются навыки и умения управленческой деятельности. Все практические занятия проводятся современными методами: тестовым, социометрическим, аналитическим, методом кейсов, тренинговым, моделированием, игровым.
Учебная дисциплина «Менеджмент» является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин.
Цель настоящего пособия – помочь в организации самостоятельного изучения материала.
Для этого студент должен ознакомиться с тематическим планом и программой дисциплины. Затем изучить методические указания и краткий конспект лекций по каждой теме.
По разделу «Задания для контрольных работ и самостоятельной проработки тем» следует законспектировать по учебнику теоретические вопросы. Затем ответить на вопросы самоконтроля в конце каждой темы. И только после этого можно приступать к выполнению контрольной работы по варианту, соответствующему шифру студента.
Согласно учебному плану, студенты-заочники должны выполнить одну контрольную работу. Работа выполняется в тетради с учётом ряда требований:
1. Выполнение задания должно производиться по вариантам.
Устанавливается вариант по таблице выбора вариантов с использованием двух последних цифр шифра студента. Например, для личного номера 132 номера вопросов и задач контрольной работы следующие: 61, 76, 109.
2. Каждый вариант контрольной работы содержит 3 вопроса по следующим разделам:
- один теоретический вопрос по классическим основам менеджмента (Разделы 1 и 2);
- один теоретический вопрос по современным направлениям менеджмента (Разделы 3, 4, 5);
- одно практическое задание.
3. Вопрос следует переписать дословно. Ответы на вопросы должны быть полными по существу и краткими по форме. Не допускается механическое списывание материала из учебника и учебных пособий.
4. В качестве иллюстративных примеров к теоретическому изложению вопросов следует использовать данные современной рыночной экономики, современный отечественный и зарубежный опыт менеджмента.
Например, при изучении тем: «Мотивация», «Методы управления» рассматривается постановка этих вопросов в Объединённой металлургической компании ОМК (председатель Совета директоров – Андрей Комаров) в 2002 году конкретно в службе сбыта:
1) зарплата зависит от личного вклада сотрудников, результатов подразделений и всей службы сбыта за месяц,
2) денежная премия – 50 % оклада,
3) Почётный диплом,
4) переходящий приз – статуэтка бога торговли Меркурия.
5) интересная работа,
6) престиж,
7) профессиональный рост,
8) на обучение тратится 5 % годового фонда зарплаты,
9) бесплатное для работников коллективное медицинское страхование,
10) программа бесплатных профилактических осмотров,
11) база отдыха и профилакторий.
5. В конце работы следует привести список используемой литературы с указанием автора и года издания, поставить дату выполнения работы и подпись, оставить 2 – 3 чистых листа для рецензии и возможной доработки.
Получив прорецензированную контрольную работу, необходимо ознакомиться с замечаниями рецензента, сделать дополнения с учётом указанных замечаний.
Контрольная работа должна быть обязательно предъявлена на экзамене.
Экзаменационные билеты содержат 2 вопроса:
- один теоретический вопрос – по классическим основам менеджмента (Разделы 1 и 2)
и по современным направлениям менеджмента (Разделы 3, 4, 5);
- одно практическое задание – по дополнительному материалу к экзаменационным билетам.
Данные вопросы включены в методические указания.
Таблица выбора вариантов контрольных работ
Последняя цифра шифра (десятки) | Последняя цифра шифра (единицы) | |||||||||||||||||||
Тематический план для заочной формы обучения
Наименование разделов и тем | Всего при очной форме, час. | Количество аудиторных часов при заочной форме обучения | Самостоятельная работа студента час. | ||
Всего | Лабораторные работы | Практические занятия | |||
Раздел 1. Общие моменты менеджмента | |||||
Тема 1.1. Введение в менеджмент | |||||
Тема 1.2. Эволюция управленческой мысли | |||||
Тема 1.3. Предпринимательская деятельность и менеджмент | |||||
Раздел 2. Управление производством | |||||
Подраздел 2.1. Функции менеджмента | 3,5 | ||||
Тема 2.1.1. Планирование | 2,5 | ||||
Тема 2.1.2. Функции организации | |||||
Тема 2.1.3. Мотивация | 0,5 | ||||
Тема 2.1.4. Контроль | 0,5 | ||||
Подраздел 2.2. Связующие процессы | |||||
Тема 2.2.1. Коммуникации | |||||
Тема 2.2.2. Принятие решений | |||||
Подраздел 2.3. Структура управления | |||||
Подраздел 2.4. Система методов управления | 0,5 | ||||
Раздел 3. Корпоративная культура и современное управление | |||||
Тема 3.1. Корпоративная культура | |||||
Тема 3.2. Деловое общение | 0,5 | ||||
Тема 3.3. Управленческое общение | 0,5 | ||||
Раздел 4. Психология управления | |||||
Тема 4.1. Стили управления | |||||
Тема 4.2. Управление конфликтами и стрессами в коллективе | |||||
Раздел 5. Самоменеджмент | |||||
Тема 5.1. Техника личной работы руководителя | |||||
Тема 5.2. Организация взаимоотношений с сотрудниками | |||||
Тема 5.3. Психологическая устойчивость руководителя как основа нормальной обстановки в организации | |||||
Всего по дисциплине |
2. ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ, КРАТКИМ КОНСПЕКТОМ
КАЖДОЙ ТЕМЫ ПРОГРАММЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
Раздел 1.
ОБЩИЕ МОМЕНТЫ МЕНЕДЖМЕНТА