Основные этапы развития менеджмента
Эволюция теории и практики менеджмента
Возникновение и развитие менеджмента связано с необходимостью достижения определенных целей, которые невозможно достичь в результате индивидуальной работы. Еще в доисторическую эпоху возникали большие племена, которые коллективно занимались земледелием, пасли скот, охотились. Уже в те времена наблюдалось разделение труда: одни люди непосредственно занимались трудовой деятельностью, другие -- управляли ими. Между этими двумя группами людей постепенно складывались определенные управленческие отношения. Отдельные признаки управления появляются уже в древнейших обществах, где происходит трансформация высшей касты священников в религиозных функционеров, по сути, в менеджеров.
Постепенно появляется новый тип деловых людей. Помимо соблюдения ритуальных почестей, они заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, ведали имущественными делами, вели деловую документацию, бухгалтерские расчеты, осуществляли снабженческие, контрольные, плановые и прочие функции, которые в настоящее время определяют содержание управленческого труда. Побочные результаты такой управленческой деятельности -- появление письменности (так как запомнить весь объем информации было невозможно) и потребности в расчетах.
Таким образом, в самом начале менеджмент формировался как инструмент коммерческой и религиозной деятельности, превращаясь со временем в социальный институт и профессиональное занятие.
Первой управленческой революцией считается зарождение письменности в древнем Шумере и образование особой касты «жрецов-коммерсантов», связанных с торговыми операциями.
Вторую революцию в управлении относят к 1760 г. до н.э. и связывают с деятельностью вавилонского царя Хаммурапи, издавшего свод законов управления государством с целью регулирования отношений между различными социальными группами.
Третью управленческую революцию относят к временам правления вавилонского царя Навуходоносора II (605--682 гг. до н.э.) и связывают с соединением государственных методов управления и контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.
Великая индустриальная революция XVII--XVIII в. оказала более существенное влияние на теорию и практику управления, чем все предшествующие революции. По мере того как индустрия перерастала границы мануфактуры и созревала современная система акционерного капитала, владельцы капитала все более удалялись от занятия бизнесом. Руководитель-собственник был заменен акционерами; вместо единственного руководителя-собственника появилось несколько наемных менеджеров. При этом под администрированием понималось формулирование общих целей и политики компании, а менеджмент в первоначальном и узкотехническом смысле понимался как контроль их реализации.
Рост объема производства, ускорение оборота капитала, расширение банковских операций, влияние технического прогресса чрезвычайно усложняют управление. Оно уже не могло быть сферой приложения одного лишь здравого смысла, а потребовало специальных знаний, навыков и умений экспертов. Язык догадок и интуиции приобретает четкую калькуляционную основу -- все переводится в формулы и деньги. Каждый производственный процесс выделяется в самостоятельную функцию и сферу деятельности менеджмента. Число функций возрастает, обостряется проблема их координации и соединения на новой основе. Чтобы их объединить, за каждой функцией закрепляется штат специалистов (отдел, подразделение).
Менеджер координирует работу специалистов, используя для этого систему принятия решений, цели политики компании и др.
Менеджмент зародился в частном секторе, но встал на ноги как научная и социальная сила не в средних и малых фирмах, хотя там свободное предпринимательство очень развито, а в крупных корпорациях. Годовые доходы некоторых корпораций нередко превышают бюджеты многих государств. Если в докапиталистический период развития общества функция управления еще не была обособлена от непосредственной производительной деятельности и сводилась в основном к функции надзора и принуждения к труду, то развитие капитализма ведет к возрастанию роли функций управления производством, которое все более усложняется, дифференцируется, становится самостоятельной, специфической областью деятельности. Появляется многочисленный штат специалистов, прошедших подготовку в школах бизнеса и системах профессионального обучения.
Управление как наука возникла в США в начале XX в. Этому способствовали: демократичность страны; трудолюбие граждан; высокий престиж образования; отсутствие государственного вмешательства в экономику; свобода от консервативных догм Старого света; создание монополий, приводившее к усложнению управления ими. В этих условиях возникновение научного менеджмента стало ответом на потребности бизнеса.
Возникновение научного управления связано с работами Фредерика Тейлора, в частности, с выходом в свет в 1911 г. его книги «Принципы научного управления». Система Тейлора характеризуется следующими положениями:
* нормализация приемов и условий работы;
* специализация функций в производстве;
* отбор работников, их обучение и тренировка;
* точные инструкции каждому работнику;
* специальная подготовка работника;
* отделение административной работы от исполнительской;
* введение института мастеров;
* учет и контроль всех видов работ.
Главная идея Тейлора -- управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей Тейлора обеспечило значительный рост производительности труда. Следует отметить и некоторые недостатки системы Тейлора, прежде всего игнорирование человеческого фактора. Тейлоризм трактует человека не как субъект, а просто как фактор производства, социальные условия которого совершенно не принимаются во внимание. Он низводит рабочего до механического исполнителя предписанных ему научно обоснованных инструкций.
Один из видных последователей Тейлора -- американский ученый Гаррингтон Эмерсон -- в своей книге «Двенадцать принципов производительности» (1912 г.) -- сформулировал 12 следующих принципов управления, обеспечивающих рост производительности труда, которые не потеряли значения по сей день.
1) Отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления.
2) Здравый смысл, предполагающий, в том числе признание отдельных ошибок и поиск их причин.
3) Компетентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций.
4) Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем ее, своевременным поощрением.
5) Справедливое отношение к персоналу.
6) Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.
7) Диспетчеризация по принципу «лучше диспетчеризация хотя бы не спланированной работы, чем планирование работы без ее диспетчеризации».
8) Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.
9) Нормализация условий труда.
10) Нормирование операций, заключающееся в стандартизации способов их выполнения и регламентировании времени.
11) Наличие стандартных письменных инструкций.
12) Вознаграждение за производительность.
Значительный вклад в теорию и особенно практику управления внес Генри Форд. Механик и предприниматель, он был известен как талантливый организатор массового производства автомобилей в США. Форд принял систему Тейлора и старался заменить на своих заводах ручную работу машинной. В основу организации управления он положил следующие принципы:
* максимум разделения труда;
* специализация;
* широкое применение высокопроизводительного оборудования и инструментальной оснастки;
* расстановка оборудования по ходу технологического процесса;
* механизация транспортных работ;
* регламентированный ритм производства продукции.
Четкая система контроля и планирования, конвейерное производство, непрерывные технологические цепочки позволили организовать управление и работу заводов Форда в режиме автомата, а человек стал придатком машины. Г.Форд был убежден, что организация промышленности есть наука, и все прочие науки служат этому делу. Он являл собой прекрасный пример широкого применения самых разнообразных знаний в практической деятельности.
Крупный вклад в теорию управления внес Анри Файоль, разработавший «общий подход» к администрации и сформулировал некоторые принципы административной теории. В работе «Общее и промышленное управление» (1916 г.) им определены функции, принципы и элементы управления. В качестве главных функций управления выделены техническая, коммерческая, финансовая, страховая, учетная, административная. К важнейшим принципам управления Файоль относит: разделение труда, власть, дисциплину, единство распорядительства, подчинение частных интересов общему, вознаграждение, централизацию, иерархию, порядок, справедливость, инициативу, единение персонала. К главным элементам управления причислены: предвидение, организация, распорядительство, координация, контроль. Основной вклад в теорию менеджмента А. Файоля в том, что он рассматривает управление как универсальный процесс, состоящий из взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации, контроля и координации. Из качеств, необходимых менеджеру, Файоль придавал наибольшее значение компетентности и наличию знаний. Он считал, что даже самый образованный менеджер не может быть компетентным во всех вопросах, связанных с управлением крупным предприятием; количество знаний возрастает вместе с опытом. Несомненная заслуга Файоля в поставке вопроса о необходимости выделения собственно управленческой деятельности (менеджмента) в отдельный объект исследования.
Ф. Тейлор, Г. Эмерсон, Г. Форд, А. Файоль все свои исследования проводили без какой-либо координации и общей программы. Однако в их работах довольно много общего, что позволяет считать их представителями одной («классической») школы управления. Цель этой школы -- создание универсальных принципов управления, основанных на личных наблюдениях и направленных на рационализацию производства. При этом основное внимание было направлено на изучение четырех главных элементов:
* разделения труда;
* изменения ступенчатости и многозвенности управления;
* совершенствования структуры организации;
* определения возможных пределов управления.
Представители классической школы игнорировали социальные отношения в процессе производства; не уделяли должного внимания такому важнейшему вопросу, как человеческий фактор.
Значительный вклад в развитии менеджмента принадлежит представителям неоклассической школы. Основоположником неоклассической школы считают Элтона Мэйо, выдвинувшего теорию «человеческих отношений». Суть этой теории в том, что сама работа имеет меньшее значение, чем социальное и психологическое положение рабочего в процессе производства. Поэтому все проблемы управления производством должны рассматриваться через призму «человеческих отношений» с учетом социально-психологических факторов. Важнейшие элементы системы «человеческих отношений»:
* система взаимных связей и информации;
* система бесед-исповедей с рабочими;
* участие в принятии решений;
* организация неформальных групп и управление ими.
Обращение к «человеческому фактору» -- революционный переворот в науке менеджмента. Понятие «человеческий фактор» в настоящее время используется в философии, социологии, психологии, педагогике, медицине, науке управления и других науках. Каждая из них использует это понятие в соответствии со своей спецификой.