Уровни социальных обязательств организаций
Поэтому нет необходимости искать текст социального контракта, подобно тексту международного договора или закона. Тем не менее он регулирует взаимоотношения организации с внешней и внутренней средой.
Менеджеры и бизнесмены данной организации вступают в отношения с участниками контракта наряду с другими организациями и нередко конкурируют с ними.
Правительство также является участником социального контракта. Организации ожидают от него установления порядка, одобряют его деятельность в указанном направлении. При этом они получают разрешение на бизнес, патентные права, торговые марки.
Важнейшие социальные проблемы, которые должны решать организации,— искоренение бедности, охрана окружающей среды, обеспечение рабочих мест, улучшение условий труда, обеспечение жильем, средствами связи и транспортом.
В социальных обязательствах организаций выделяются три уровня. Различные уровни социальных обязательств оказывают влияние на доминирование отдельных форм ответственности организаций перед обществом. На первом уровне обязательств доминирует экономическая ответственность. Начиная со второго уровня, социальные обязательства организаций обеспечивают качество жизни населения, благополучие общества в целом. Это уже выходит за рамки экономических вопросов и приобретает юридические и морально-этические формы. На третьем уровне преобладают морально-нравственные формы ответственности.
70. Культура корпорации.
Этика менеджмента, опирающаяся на социальную ответственность, служит основной для формирования культуры корпорации, хотя на последнюю могут оказывать влияние и иные факторы, например конъюнктурно-экономические или политические.
Являясь объединением лиц для достижения определенных целей в данном случае целей бизнеса,— корпорация формирует определенный тип поведения своих членов. В рамках юридических социально-этических норм, принятых в обществе, культура корпорации проявляется в особом стиле поведения, который сплачивает или разобщает работников корпорации в процессе достижения стратегических и текущих целей, делает ее привлекательной или отталкивающей в глазах общества и отдельных граждан. Высокая культура корпорации призвана быть цементирующим материалом при формировании сплоченной команды, способной решать сложные задачи по развитию корпорации, быть притягательной силой для всех ее партнеров и общества в целом.
Корпоративная культура строится обычно на системе ценностей, определяемой этическим кодексом. Действия как отдельного человека, так и коллектива определяются ранжировкой их желаний или ценностей. Наиболее мотивированная деятельность определяется неудовлетворенностью высших ценностей работника.
Здесь следует подчеркнуть, что мера ценностей, положенных в основу корпоративной культуры, не является чем-то абсолютным. Она проявляется в реальной действительности, создает благоприятную атмосферу внутри и вне корпорации, способствуя достижению ее целей. Корпорация (независимо от размера) должна обладать, как это ни покажется странным, человеческими чертами.
Культурные принципы становятся святыми для корпорации. Меняются они не часто. Эти принципы лучше устанавливать в период становления компании, но их не поздно ввести и в процессе последующей деятельности. Культурные принципы компании постоянно разъясняются сотрудникам. Так, при приеме на работу новичков обязательно знакомят с историей, традициями и принципами корпорации. Но чаще всего они распространяются более тонкими методами — при помощи мифов, историй, легенд, метафор.
Корпорации с высокой культурой имеют сложные системы ценностей, принятые всеми работающими в этих компаниях.
Другим важным элементом корпоративной культуры являются «герои» Это люди, которые являются носителями культурных ценностей и служат примером для подражания. Они олицетворяют фирму в отношениях с внешней средой, стимулируют служащих к достижению успеха. Герои могут быть «от рождения» (не теряются в критических ситуациях, обладают повышенным чувством личной ответственности), «созданные» (например, «лучший дилер года») и «герои — нарушители спокойствия» (делают то, что боятся делать другие).
Третьим элементом корпоративной культуры являются ритуалы — мероприятия, призванные напоминать работникам о поведении, которое от них требуется.
Действенность культуры корпорации во многом зависит от степени приобщения к ней рядовых работников, в то время как ответственность за ее уровень несут высшие менеджеры.
ТЕСТЫ
1. Общая норма, которая разделяется и признается всеми людьми - это:
а) критерий;
б) принцип;
в) правила поведения;
г) закон.
2. Основоположником общих принципов управления является:
а) А. Маслоу;
б) Р. Оуен;
в) Ф. Тейлор;
г) А. Файоль;
д) М. Вебер.
3. К общим принципам управления принадлежат:
а) установление цели, инициатива, вознаграждение персонала, учет потребностей, принцип взаимозависимости;
б) учет интересов, дисциплина, взаимозависимость, иерархичность, справедливость;
в) целенаправленность, учет интересов, иерархичность, взаимозависимость, динамическое равновесие, экономичность.
4. Состояние, которое побуждает человека к действию с целью устранения отклонений - это:
а) активность;
б) целеустремленность;
в) потребность;
г) интерес.
5. По степени удовлетворения все потребности делятся на:
а) первичные и вторичные;
б) естественные и необходимые;
г) индивидуальные и коллективные;
в) физиологические и психологические.
6. Разделение всех потребностей на потребности власти, успеха и причастности - это теория:
а) А. Маслоу;
б) Д. МакГрегора;
в) Д. МакКлелланда;
г) В. Врума.
7. Все факторы мотивации делятся на гигиеничные и мотивационные по теории:
а) Ф. Герцберга;
б) А. Маслоу;
в) Портера-Лоулера;
г) Д. МакГрегора.
8. Способность организации противодействовать факторам внешней среды лежит в основе принципа:
а) динамического равновесия;
б) учета интересов;
в) взаимозависимости;
г) иерархичности.
9. Эффективное использование ресурсов и оптимизацию процессов в организации отражает принцип:
а) взаимозависимости;
б) целеустремленности;
в) экономичности;
г) учета интересов.