Организационная система и система управления
Объектом менеджмента являются системы управления различного уровня и порядка. В общем виде система управления делится на 2 подсистемы: управляющую и управляемую. Управляющая подсистема непрерывно посылает в управляемую подсистему информацию в виде управленческих решений. Основой для выработки управленческих решений является информация управляемой подсистемы и информация, поступающая из внешней среды. Под влиянием решений осуществляется взаимодействие между элементами системы. Управляемая подсистема может рассматриваться как трудовой коллектив, бригады участка предприятия. Система управления формируется на базе организационной структуры предприятия. Функции менеджмента распределяются между теми или иными звеньями или подразделениями, обладающими определёнными возможностями и полномочиями управления. По мере расширения и усложнения производственного процесса в составе управленческой системы, как правило, появляются всё новые звенья, которые специализируются на выполнении обособившихся видов управленческой деятельности. Совокупность звеньев на определённом уровне иерархии называют ступенью или уровнем управления. Организационная структура управления – совокупность звеньев, определённым образом распределённых между уровнями управления. Между звеньями организационной структуры управления складывается система взаимосвязи, которая обеспечивает выполнение управление системой всего комплекса уровней управления.
Научная школа управления.
Школа научного управления получила развитие в период 1885-1920 гг. Научное управление связано с работами Фредерика Тейлора, Франка и Лилии Гилберт. Авторы работ по научному управлению выдвинули и обосновали важность автора и необходимость обеспечения обучения людей , кот физически или интеллектуально соответствовали бы выполняемой ими работы. Сущность достижения школы научного управления известной также как система Тейлора, заключ в рациональной организации труда, разработка формальной структуры ор-ции и определение мер по сотрудничеству между управляющим и рабочими.
Основные принципы Тейлора и его школы могут быть сформулированы в след виде: 1)создание научного подхода(методики) к организации выполнения конкретной работы: этот подход вкл разделение работы на отдельные элементы и определение научно-обоснованных способов её выполнения на базе научного исследования каждого элемента заменяющего собой старые традиционные и практически сложившиеся методы работы.;2)отбор рабочих для выполнения конкретной работы на основе научных критериев, их тренировка и обучение новым способам её выполнения3)сотрудничество между администрацией и рабочими в деле практического внедрения научно-разработанной системы, ор-ции труда;4)равномерное распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.
Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования, чтобы заинтересовать работников в увеличении производительности объёма пр-ва
Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди , кот производят больше должны получать более высокое вознаграждение. Концепция научного управления стала начальным этапом становления и признания менеджмента как науки и самостоятельной области исследования.
Административная(классическая) школа управления
Административная классическая школа получила развитие в период 1920-1950 гг. Концепция административного управления была направлена на разработку общих проблем и принципов управления ор-цией в целом. Целью классич школы было создание универсальных принципов управления и созданная идея концепции административной школы сводилась к тому, что существ определённые универсальные принципы управления, следование которым приведёт организацию к успеху, авторами и видными последователями этой концепции и школы были Алери Файоль, Макс Вебер и др.
Главный вклад административной школы в теории управления состоит в том, что её концепция определяла упраление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, включая планирование, организацию и контроль.
Управлять по Файолю – это значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.
Файолю принадл также разработка 14 принципов построения структуры ор-ции и управления производством, кот не потеряли своей актуальности и в современном менеджменте.
Врамках концепции административной школы в 20-е гг сформировано понятие организационной структуры ор-ции как системы взаимосвязей, имеющей опред иерархию
Вклад классич школы в развитие управленческой мысли:
1)описание универсальных функций управления и видов управленческой д-сти
2)развитие принципов управления ор-цией
3)систематизированный подход в управлении ор-цией
4)определние структуры организации