Процесс реализации стратегии
ТЕМА 8. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИИ И КОНТРОЛЬ.
Процесс реализации стратегии представляет собой единство двух составляющих: стратегический изменений и управления ими.
Управление реализацией стратегии – специфическая управленческая деятельность, отличается от обычной управленческой деятельности, как управление функционированием отличается от управления развитием.
Развитие – это изменение, характеризующееся движением вперед, формированием новых черт, новых структурных характеристик объекта.
Развитие означает его улучшение, совершенствование, прогресс, а также рост и расширение в отличие от изменений, которые могут носить характер сокращения, регресса. Применительно к фирме развития означает устойчивое изменение, увеличение эффективности и качества деятельности, т.е. стратегические изменения.
Функционирование – это обычная работа, жизнедеятельность фирмы, выполнение функций, обязательных для существования.
Функционировать – значит действовать, выполнять обязанности, т.е. исполнять стандартные операции в относительно неизменных условиях.
Функционирование и развитие – две стороны одного процесса. Стратегические изменения не являются самоцелью. В реальной бизнес практике существует достаточно примеров относительно долгого и удачного функционирования различных бизнесов в соответствии с одной той же стратегией, т.е. без существенных изменений.
Актуальность изменений может быть обусловлена объективными современными тенденциями, развитием рынка.
Выделяют следующие основные стадии процесса реализации стратегии:
- запуск стратегии;
- основные стратегические изменения;
- совершенствование стратегии.
Если рассматривать процесс управления реализацией стратегии с оперативной позиций, то его элементы состоят из:
- разработки стратегической программы;
- стратегический контроль.
Процесс реализ
Процесс реализации стратегии можно представить схемой:
Отличия реализации стратегии и реализации долгосрочного плана:
- обязательное наличие творческого подхода и эффективной обратной связи;
- в процессе реализации стратегии формируются и будущие стратегии;
- при исполнении плана – главное его выполнить, т.к. разработан и утвержден он другими людьми, а процесс реализации стратегии – при завершении одного цикла стратегии развития, одновременно является началом другого цикла.
Как и для любого управленческого процесс в процессе реализации стратегии используются основные управленческие функции:
- планирование
- организация (создание орг- структура и наполняется ресурсами);
- мотивация (создаются условия, в которых сотрудники будут эффективно работать);
- контроль (вырабатываются критерии оценки, собираются, и анализируется информация, сравнивается с критериями, принимаются решения о допустимости).
Таким образом реализация стратегии включает в себе проведение стратегических изменений в фирме, переводящих ее в такое состояние, в котором фирма будет готова к проведению стратегии в жизнь.
Необходимы следующие условия для реализации стратегии:
- она должна быть обеспечена необходимыми средствами. В первую очередь финансовыми;
- менеджеры всех уровней должны иметь стратегию фирмы в виде системы четких стратегических указаний, которые осуществляют в соответствии со стратегическим планом реализации стратегических изменений;
- все основные моменты корпоративной стратегии должны быть доведены до ведения персонала фирмы.
Достаточная мотивация – необходимое условие успешной реализации стратегии.
Особое значение также следует уделить финансовому обеспечению. Поэтому необходимой частью реализации любой стратегии является стратегия бюджетирования. Оценка стоимости стратегических программ может проводиться различными способами:
- метод анналов предполагает сравнение с аналогичными программами, реализованными в прошлом в фирме или со стоимостью аналогичных программ, реализуемых конкурентами;
- элементарный метод предполагает калькуляцию затрат на каждый из видов работ, входящих в программу.
Оценка эффективности выбора любых стратегических изменений – это бизнес-успех и конечная эффективность его достижения.
Эффективность реализации стратегической программы:
- эффективность реализации отдельных стратегических программ;
- степень достижения поставленных стратегических целей;
- степень соответствия поставленных стратегических целей;
- степень соответствия поставленных стратегических целей интересам всех участников бизнеса.
Эффективность реализации стратегической программы определяется отношением 4-х параметров:
- стоимость реализации программы по сравнению с ее исходным бюджетом;
- сроки реализации программы по сравнению «с прикидками»;
- размер полученного эффекта от программы по сравнению с ожидавшимся эффектом;
- объем посторонних (неожиданных) эффектов, возникших при реализации конкретной стратегической программы.
Первые 3 параметра традиционно учитываются во всех системах бизнес-планирования, что касается 4-го, то он определяется путем тестирования (новые лекарства, добавки). Наряду с финансированием стратегического изменения должны быть обеспечены и другие видами ресурсов.