Группировка принципов файоля
Менеджмент как наука. Подходы к определению менеджмента
Существуют следующие подходы к определению менеджмента
1) наука и практика
2) процесс принятия управленческого решения
3) орган или аппарат управления
4) люди, управляющие организацией
5) функция или процесс (вид деятельности)
6) искусство
Под научными основами менеджмента понимается система научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивающую практический менеджмент научными рекомендациями.
Менеджмент - это социально-гуманитарная наука.
Кроме того, менеджмент наука прикладная, т.к. вооружает реальною практику приемами и навыками.
На формирование менеджмента как науки повлияли достижения таких дисциплин как: психология, психофизиология, социология, органомика, общественные науки.
Основоположником менеджмента как науки является американский ученый Фредерик Тейлор.
Принципы научного менеджмента Ф.У. Тейлора
Ф. Тейлор выдвинул четыре научных принципа управления:
§ внедрение экономических методов работы;
§ профессиональный подбор и обучение кадров;
§ рациональная расстановка кадров;
§ сотрудничество администрации и работников.
§
Принципы управления М. Вебера
Вебер предложил следующие принципы управленческой концепции организационной структуры:
§ иерархическое построение организации;
§ иерархия приказа, построенная на легальной власти;
§ подчинение нижестоящего работника вышестоящему и ответственность не только за свои действия, но и за действия подчиненных;
§ специализация и разделение труда по функциям;
§ четкая система процедур и правил, обеспечивающая единообразие выполнения производственных процессов;
§ система продвижения и пребывания в должности, основанная на умениях и опыте и измеряемая стандартами;
§ ориентация системы коммуникаций как в организации, так и вне се на написанные правила.
Принципы управления А. Файоля
1. Разделение труда |
2. Полномочия и ответственность |
3. Дисциплина |
4. Единство распорядительства, или единоначалие |
5. Единство руководства и направления действий |
6. Подчинение частных, личных интересов общим |
7. Вознаграждение |
8. Централизация |
9. Иерархия или скалярная цепь |
10. Порядок |
11. Справедливость |
12. Стабильность персонала(постоянство состава) |
13. Инициатива |
14. Корпоративный дух (единение персонала) |
Группировка принципов Файоля
Структурные принципы | Принципы процесса | Принципы конечного результата | |
§ разделение труда; § единство цели и руководства; § соотношение централизации и децентрализации; § власть и ответственность; § цель. | § | § справедливость; § дисциплина; § вознаграждение персонала; § единство команд; § подчинение главному интересу. | § порядок; § стабильность; § инициатива; § корпоративный дух. |
№6 ( Основные положения школы научного управления)
Основныепринципы школы научного управления:
1. Рациональная организация труда предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы.
2. Разработка формальной структуры организации.
3. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.
Научное управление наиболее тесно связано с работами Френка и Лилии Гилберт, которые занимались преимущественно вопросами изучения физической работы в производственных процессах и исследовали возможность увеличения выпуска продукции за счет уменьшения усилий, затраченных на их производство.
Гилберты изучали рабочие операции, используя кинокамеры в сочетании с микрохронометром. Затем с помощью стоп-кадров анализировали элементы операций, изменяли структуру рабочих операций с целью устранения лишних, непродуктивных движений, стремились повысить эффективность работы.
Исследования вопросов рационализации труда рабочих, проводимые Ф. Гилбертом, обеспечивали трехкратное повышение производительности труда.
Л. Гилберт положила начало области управления, которая теперь называется "управление кадрами". Она исследовала такие вопросы, как подбор, расстановка и подготовка кадров. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором.
Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности труда и объема производства.
Наиболее близким учеником Тейлора был Г. Гантт, занимавшийся разработками в области методики премиальной оплаты, составивший карты-схемы для производственного планирования (ленточные графики Гантта), а также внесший вклад в разработку теории лидерства. Работы Гантта характеризуют сознание ведущей роли человеческого фактора.
Представители школы научного управления в основном посвящали свои работы тому, что называется управлением производства. Она занималась повышением эффективности на уровне ниже управленческого, так называемом внеменеджерском уровне.
Критика школы научного управления: механистический подход к управлению: преподавание менеджмента сводилось к преподаванию промышленного инжиниринга; сведение мотивации труда к удовлетворению утилитарных потребностей работников.
Концепция научного управления стала переломным этапом. Оно почти мгновенно стало предметом всеобщего интереса. Многие отрасли деловой деятельности стали применять научное управление не только в США, но и в Англии, Франции и в других странах.
Г. Форд, механик и предприниматель, организатор массового производства автомобилей в США, явился продолжателем учения Тейлора и внедрял его теоретические положения на практике.
Принципы организации производства Г. Форда: замена ручной работы машинной; максимум разделения труда; специализация; расстановка оборудования по ходу технологического процесса; механизация транспортных работ; регламентированный ритм производства.
Идеи, заложенные школой научного управления, были развиты и применены к управлению организациями в целом прежде всего представителями административной школы управления.
№ 7( Достоинства и недостатки школы научного управления в менеджменте)