Взаимосвязь функций менеджмента и управления запасами
Управление запасами оказывает серьезное воздействие на деятельность организации в целом. Управление запасами материальных ресурсов и готовой продукции представляет собой процесс создания, контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте продукции.
Для эффективного функционирования предприятия необходимо правильное взаимодействие всех функций менеджмента. Но что касается управления запасами (одной из ключевых логистических функций), то основное место здесь занимает планирование материальных ресурсов.
На большинстве крупных предприятий России, занятых производством продукции, остро встает проблема планирования расхода ресурсов. Переход от плановой экономики к рыночной привел к тому, что предприятия должны сами заниматься приобретением материальных ресурсов для обеспечения своей хозяйственной деятельности. Высокая рыночная стоимость ресурсов и ее продолжающийся рост приводят к тому, что предприятиям стало невыгодно закупать сразу большие партии. Особенно в тех случаях, когда объем выпускаемой номенклатуры продукции очень велик. Не известно, какая продукция в ближайшее время будет требоваться на рынке и принесет наибольшую прибыль.
Большие закупки ресурсов приводят к тому, что склады могут быть заполнены теми ресурсами, которые используются в производстве нерентабельной продукции. В то время как требуется другая продукция, в производстве которой используются совершенно другие технологии и материальные ресурсы.
Хранение материальных ресурсов часто довольно недешевое занятие. Особенно если это касается дорогих материалов. Для них, как правило, требуются особенные условия хранения (температура, влажность и пр.). Также требуется обслуживающий персонал для разгрузки и формирования внутренних складов, перевода материалов из внутренних складов предприятия в производство.
Ввиду этих проблем на любом современном предприятии стоит задача оптимального планирования использования ресурсов, которая получила в мировой практике название "Задача формирования неснижаемого запаса" или "Задача планирования потребности в материалах».
Решение данной задачи неоднозначно. Если рассматривать динамику изменения спроса на некоторые виды материальных ресурсов, то можно заметить, что в большинстве случаев она не постоянна. Для некоторых материалов спрос имеет сезонный характер, для некоторых может представляться редкими хаотическими скачками. Вследствие этого подход для планирования закупок по каждому виду материальных ресурсов желательно должен быть индивидуальным.
Если описывать математическую модель планирования потребности в материалах, необходимо учитывать большое количество факторов. В качестве управляемых факторов при постановке задачи должны учитываться:
– размеры партий закупки и производства, объемы резервных запасов ресурсов;
– частота и сроки поступления ресурсов (периодичность, выбор моментов времени);
– степень готовности продукции, хранящейся в виде запасов, сроки хранения;
– затраты, связанные с хранением запасов, включая объем потраченных в процессе производства денежных средств;
– потери и штрафы, связанные с возможной нехваткой ресурсов, затраты, которые могут возникнуть в случае их отсутствия вследствие необходимости срочной закупки, замены, задержки или срыва производственных работ.
Данная задача немыслима без использования современного математического аппарата и применения мощной вычислительной техники.
В настоящее время предприятия все чаще используют системы планирования потребности в материалах. Системы планирования потребности в материалах представляет собой модель управления запасами, в которой производство, и, соответственно, запасы планируются исходя из спроса на конечную продукцию.
МRР (Materials Resource Planning – планирование материальных ресурсов) - это система организации производства и материально-технического обеспечения, относящаяся к классу толкающих систем. Информационное обеспечение системы MRP включает данные плана производства, файла материалов на основе плана производства, план загрузки мощностей. Система MRP позволяет пользователям определять количество конечной продукции, которое требуется произвести, а также сроки ее выпуска. Платформа рассчитывает объем материальных ресурсов, достаточный для удовлетворения производственных потребностей в рамках утвержденного плана.
Цели использования:
1) удовлетворение потребности клиентов в готовой продукции;
2) поддержание требуемых объемов складских запасов;
3) удовлетворение потребности производства в сырье, комплектующих и полуфабрикатах;
4) планирование производственных, закупочных и складских операций, а также режима доставки.
Однако у МRР есть недостаток – при расчете запасов в рамках этой концепции не учитываются имеющиеся производственные мощности, их загрузка и стоимость рабочей силы.
Это упущение было исправлено в концепции МRР II (Manufacturing Resource Planning – планирование ресурсов предприятия). Основная суть этого метода сводится к тому, что прогнозирование, планирование и контроль производства осуществляется по всему циклу, начиная от закупки сырья и заканчивая отгрузкой товара потребителю.
Новым этапом в развитии и внедрении систем управления предприятием, основанных на MRP II, стала Enterprise Resource Planning System (ERP- расширенное планирование ресурсов). ERP представляет собой интегрированный программный продукт, позволяющий управлять дистрибуцией, логистикой, запасами, доставкой, бухгалтерским учётом. Суть его состоит в получении результатов производственного и сбытового планирования в денежном выражении, а процессы управления предприятием направлены на оптимизацию бизнес-процессов, идущих внутри предприятия: приём заказов, планирование производства, поставки, производство, доставка и администрирование.
Самый новый из стандартов систем управления предприятиями – СSRР (Сustоmеr Sуnсhrоnizеd Rеsоurсе Planning – планирование ресурсов, синхронизированное с покупателем) – помимо всего остального эта система охватывает еще и взаимодействие с клиентами. Стандарт СSRР включает в себя полный цикл – от проектирования будущего изделия с учетом требований заказчика до гарантийного и сервисного обслуживания после продажи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наиболее полное содержание менеджмента как процесса отражают основные функции. Функцией в менеджменте называют особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект.
Для эффективного функционирования предприятия в целом необходимо правильное взаимодействие всех функций менеджмента: планирования, организации, мотивации, контроля и координации. Все функции управления имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, обмен информацией, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других членов организации.
Функции менеджмента оказывают огромное влияние на все сферы деятельности предприятия, в том числе и управление запасами. Управление запасами оказывает серьезное воздействие на деятельность организации в целом. С одной стороны, дефицит сырья или готовой продукции может привести к большим убыткам на производстве или потере доли рынка, с другой - перенасыщение складов запасами приводит к их моральному устареванию, порче, а также к неэффективному вложению оборотных средств предприятия.
Функция планирования помогает решить одну их основных задач любого предприятия - «задачу формирования неснижаемого запаса», функция организации обеспечивает нормальное функционирование организации в соответствии с определенным планом достижения результата (т.е. планом потребности в материалах), функция мотивации предусматривает действия, направленные на побуждение всех сотрудников организации к результативной деятельности для достижения целей, а функция контроля предусматривает, получение информации о текущих результатах деятельности и устранение выявленных отклонений от установленных показателей.
Проанализировав данный материал, можно сделать вывод о том, что каждая функция менеджмента является важной для предприятия. Взаимосвязь и цикличность процесса менеджмента проявляются в том, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь через организацию и мотивацию. В свою очередь результаты контроля дают основу для коррекции и планирования деятельности, связанной с организацией и мотивацией. Поэтому эффективное использование всех функций менеджмента – залог успеха деятельности любой компании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вершигора Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2006. 364 с.
2. Гончаров В.И. Менеджмент: Учебное пособие. – Мн.: Мисанта, 2003. – 624с.
3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие. – 5-е изд.: Новое знание, 2004. 421 с.
4. [Электронный ресурс]: www.inventech.ru
5. [Электронный ресурс]: www.managment.aaanet.ru
6. [Электронный ресурс]: www.infomanagement.ru
7. [Электронный ресурс]: www.logistics.ru