Управленческий консалтинг на потребительском рынке
Формально в переводе консалтинг означает консультирование, но пять лет назад консалтинг определялся как работа специализированных организаций по экономическому, финансовому, торговому, правовому консультированию предприятий, фирм, предпринимателей. Сегодня под консалтингом понимают такой вид интеллектуальных услуг, который связан с решением сложных проблем предприятия в сфере управления и организационного развития.
Типы консультантских организаций:
ü крупные многофункциональные КФ более 1000 человек УК
ü службы консультации руководства крупных бухгалтерских фирм
ü мелкие и средние КФ
ü организации, оказывающие специальные технические услуги «мозговые центры»
ü консультативные подразделения в управленческом учреждении
ü одиночные консультанты
ü консультирующие профессора
ü нетрадиционные источники по консультированию
Кто использует консультантов:
ü больные или образцовые организации
ü вне деловой корпорации
Почему пользуются услугами консультантов:
ü особые знания и навыки
ü интенсивная профессиональная помощь на временной основе
ü беспристрастный взгляд со стороны
ü обоснованность решений, принятых руководством
ü обучение посредством консультирования
ü доходы должны превышать расходы
В организации консультант изменяет:
ü проекты,
ü системы,
ü структуры,
ü стратегии,
ü цели,
ü культуры.
Консалтинг применительно к Российской практики, это профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководством и управленческому персоналу различных организаций. В анализе и решении проблем их функционирования и развития, оказываемая в форме советов, рекомендаций совместно вырабатываемых с клиентом решений.
Существуют внешние консультанты и внутренне (Рис.58).
Внешние, это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты. Которые оказывают услуги на основе собственного договора.
Внутренне, это специалисты по управлению экономики и составляющие аналитическую или штабную подсистему организации.
Консалтинговые услуги осуществляются преимущественно не путем разовых консультаций, а в форме консалтинговых проектов. Которые включают в себя следующие этапы:
ü диагностика;
ü разработка решений;
ü внедрение решений;
ü оценка результатов.
ü С точки зрения методов, различают три вида консультирования:
1.Экспертный - при котором самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендации по их внедрению. Роль клиента сводится в основном к обеспечению доступа к информации.
2. Процессное (соучаствующее)- предполагает на всех этапах консалтингового проекта активное взаимодействие консультанта и клиента. В процессе которого консультант отвечает на вопросы "Как?" и "Что?" нужно делать.
3. Обучающий - при котором консультант используя имеющуюся в организации проблему, как пример и обучает управленческий состав организации (в форме лекций, семинаров) методики решения подобных проблем в организации. В Европейском справочнике указателе, консультанту по менеджменту на сегодняшний день выделено 84 вида консалтинговых услуг, объединенных в 8 групп:
1. Общее управление: диверсификация или становление нового рынка;
определение эффективности системного управления; организационная структура и развитие организации, управление проектами; стратегическое планирование.
2. Администрирование: организация и методы управления; планирование;
размещение, перемещение отделов; управление офисом.
3. Финансовое управление: неплатежеспособность или банкротство; увеличение прибыли, доходов; налогообложение.
4. Управление кадрами: планирование рабочей силы; поиск отбор кадров;
социально-психологический климат в коллективе.
5. Менеджмент: исследования рынка и т.д.
6. Производство: автоматизация; контроль качества и т.д.
7. Информационные технологии: проектирование; установка сетей.
8. Специализированные услуги: юридические, экономические, и т.д.