Понятие и основные характеристики функции «руководство»
Одним из главных субъектов системы управления является руководитель. Он отвечает за относительно самостоятельный объект управления, имеет в своем подчинении коллектив работников и несет полную ответственность за результаты деятельности объекта.
Под руководством понимается целенаправленная деятельность менеджера, возглавляющего организацию, которая осуществляется с помощью методов и функций менеджмента, коммуникаций, а также с помощью принятия личных управленческих решений .
Руководство представляет собой возможность влиять на поведение людей, которые согласно полномочиям руководителя официально предоставляются ему для налаживания формальных должностных и функциональных отношений.
Руководителей можно подразделить на линейных и функциональных и притом разных уровней.
Линейные руководители возглавляют относительно обособленные хозяйственные подразделения. Каждый из них координирует деятельность находящихся в его непосредственном подчинении работников и принимает решения, касающиеся социально-экономических, организационных, технических предпосылок, призванных гарантировать эффективную работу возглавляемого подразделения. К ним относятся директора предприятий, начальники цехов, начальники участков, мастера, бригадиры.
Функциональные руководители возглавляют специализированные подразделения, службы, отделы. В их обязанности входит подготовка рекомендаций линейным руководителям для изменения тех или иных параметров управляемого объекта. Функциональный руководитель одновременно является линейным по отношению к возглавляемому им структурному подразделению.
Руководителю приходится выполнять многообразные, но взаимодополняющие функции. Если процесс руководства разделить на этапы, то каждый из них будет соответствовать определенным действиям, в соответствии с которыми можно выделить основные функции руководящей деятельности:
- Стратегическая. Стратегическое планирование и формирование целей и ценностей организации считается главной функцией руководителя.
- Администраторская. В обязанности руководителя помимо стратегических входят вопросы администрирования деятельности организации. В роли администратора руководитель использует свои полномочия для обеспечения работы организации в соответствии с действующими нормативными и законодательными актами.
- Организаторская. Выполняя функции организатора, руководитель создает условия, необходимые для плодотворного совместного труда, целенаправленных и скоординированных действий подчиненных. Такая деятельность предполагает четкое понимание целей своей деятельности, умение выделять наиболее существенные в заданном периоде задачи, определять предпосылки, методы и ресурсы, требуемые для их решения.
- Коммуникативно-регулирующая. От эффективности коммуникаций зависит эффективность функционирования всей организации. Для налаживания эффективных коммуникаций руководитель должен установить благоприятные отношения с подчиненными.
- Мотивационная. Одной из главных задач любого руководителя является мотивирование подчиненных, т.е. создание заинтересованности в результатах и качестве труда.
- Контролирующая. Руководитель обязан обеспечить постоянный, объективный, оперативный и открытый контроль над деятельностью подчиненных.
- Воспитательная функция руководителя вписывается в его повседневную трудовую деятельность, для успешного осуществления которой важно, чтобы руководитель мог воздействовать на подчиненных по возможности не силой приказа, а силой убеждения. Важно, чтобы руководитель постоянно имел в виду воспитательные последствия принимаемых решений.
Таким образом, труд руководителя многофункционален, носит комплексный характер. Исполняя эти функции, руководитель решает экономические, социальные, психологические и организационные проблемы.
Экономические проблемы связаны с решением производственно-экономических задач. Руководитель обязан обеспечить качественное выполнение поставленных целей. При этом социальные и экономические проблемы органически переплетаются. Основные задачи руководителя при решении экономических проблем:
- обеспечение оптимального процесса производства на объекте управления;
- достижение поставленных целей с минимальными затратами материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов;
- обеспечение требуемого качества выпускаемой продукции;
- обеспечение рентабельности производства.
Решения социальных и психологических проблем связаны с формированием руководителем коллектива, повышением его социальной и трудовой активности. При этом он должен решать следующие задачи:
- обеспечение развития творческой инициативы работников;
- создание условий для повышения работниками квалификации и наилучшего использования ими полученных знаний и опыта;
- создание благоприятного морально-психологического климата в коллективе и др.
Организационные проблемы связаны с решением руководителем следующих задач:
- координация факторов внешней деятельности предприятия;
- координация производственных, социальных процессов в деятельности подразделений;
- организация контроля за реализацией принятых решений;
- организация рациональных форм и методов взаимодействия всех кадров объекта и субъекта управления.
Основные направления деятельности руководителя организации представлены в таблице 5.1.
Таблица 5.1
Основные направления деятельности руководителя
СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1. В сфере управления организацией | Постановка целей и задач. Прогнозирование и планирование. Выработка и принятие решений. Делегирование полномочий. Административное руководство. Координация и регулирование деятельности. Учет. Анализ. Связи с общественностью. |
2. В организационной сфере | Разработка организационной структуры. Установление организационных связей. Определение должностных обязанностей. Расстановка кадров. Контроль. |
Окончание таблицы 5.1