Учебно-ознакомительная практика специальности «Менеджмент организаций» проводится на 2 курсе в 3 семестре, продолжительность практики 1 неделя
Факультет «Экономика и менеджмент»
Кафедра «Экономики и менеджмента в образовании»
УТВЕРЖДАЮ:
Декан факультета
экономики и менеджмента
Закотнов В.В.
«_______» __________200___г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
Учебно-ознакомительной практики
Для специальности (направления) 061100 Менеджмент организации
по учебному плану набора ____ года форма обучения очно-заочная
(срок обучения 5,5 лет)
Составитель: Рыбьякова О.И.,доцент кафедры экономики и менеджмента
__________________
(подпись)
Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта 2000 года и рассмотрена на заседании кафедры маркетинга
«07» декабря 2006г., Протокол № _________.
Зав. кафедрой экономики и менеджмента Ковалев А.И. проф., д.э.н.
________________
(подпись)
Рабочая программа одобрена
методической комиссией
факультета экономики и менеджмента
«08» декабря 2006 г.
Председатель методической комиссии: Закотнов В.В. декан факультета экономики и менеджмента, доцент, к.п.н.
____________________
(подпись)
Г.
Цели и задачи учебно-ознакомительной практики
Учебно-ознакомительная практика специальности «Менеджмент организаций» проводится на 2 курсе в 3 семестре, продолжительность практики 1 неделя.
Учебно-ознакомительная практика имеет целями:
· ознакомить студентов с организационной структурой учреждения (предприятия);
· сформировать представление о руководстве как одной из основных функций управления;
· научить студентов определять основные функции управления: планирование, организацию, мотивацию и контроль.
Задачи проведения практики:
· изучить нормативно-правовые документы организации, Устав и локальные акты;
· подобрать материал о структуре управления организацией, распределения функций управления;
· привлечь студентов к наблюдению за практической деятельностью по осуществлению основных функций управления (планирование, организация, мотивация, контроль).
Учебно-ознакомительная практика специальности «Менеджмент организаций» проходит на предприятиях, организациях и учреждениях, имеющих четко выраженную организационную структуру, сформированный коллектив и обладающих всей необходимой нормативно-правовой базой, рабочей документацией и условиями для практической работы студентов.
Практика должна способствовать подготовке будущих руководителей (менеджеров), развитию их профессиональных умений и способностей. В процессе общения с руководителями организации и коллективом студенты должны четко понять, что быть профессиональным управленцем – значит не только иметь собственный опыт руководящей работы, но, прежде всего, владеть культурой профессионального управления, т.е. комплексом тех понятий и методов, которые выработаны и закреплены в общественном опыте.
Практика имеет 3 этапа: подготовительный, ознакомительный и заключительный.
Подготовительный этап проходит в университете в условиях аудиторных занятий. Студенты получают теоретические знания основ менеджмента, знакомятся с видами предприятий, общим понятием руководства, особенностями руководства на различных предприятиях, типами руководителей и стилями управленческой деятельности; изучают литературу, знакомятся с методикой проведения и обработки тестов.
Ознакомительный этап практики проходит на предприятиях, учреждениях или организациях. Студенты знакомятся с конкретным учреждением, его структурой, механизмами управления персоналом, особенностями коллектива, делопроизводство, изучают нормативные документы, Устав, локальные акты. Прослеживают функции управления: планирование, организацию, мотивацию, контроль.
Заключительный этап включает в себя обработку полученных данных, обобщение, систематизацию, анализ и выводы. Все материалы оформляются в виде письменного отчета и предоставляются на кафедру.
Примерное содержание практики
1Знакомство с учреждением (организацией, предприятием) и его администрацией. Распределение студентов на микро группы. Закрепление руководителей из числа коллектива учреждения за микро группами. Выбор направления наблюдения и темы для письменного отчета. Составление плана работы.
2Знакомство со структурой организации, руководством подразделений. Изучение нормативных документов, Устава, локальных актов. Составление схем структуры управления. Изучение штатного расписания, должностных инструкций персонала.
3Знакомство с основными принципами делопроизводства
4Практическая работа и оформление наблюдений и данных анкетирования, тестов, собеседований в виде письменного отчета.
5Заключительная конференция с присутствием студентов, руководителей практики, администрации учреждения. Подведение итогов практики:
Ø анализ работы студентов;
Ø оценка их деятельности;
Ø предложения, замечания;
Ø выводы;
Ø утверждение отчета по практике.
При проведении учебно-ознакомительной практики руководителем практики выдается индивидуальное задание с учетом предприятия (организации).В индивидуальном задании должно быть предусмотрено:
- изучение законодательных и нормативных документов, устанавливающих правовой статус и регламентирующих деятельность организации и его подразделений;
- изучение организационно-функциональной структуры организации;
- ознакомление с организацией системы кадровой работы;
- ознакомление с системами обеспечения управленческой работы на предприятии (информационной, аналитической, организационно-методической, информационно-технической);
- ознакомление с условиями деятельности специалистов (организационно-техническое оснащение, организация рабочего места, распорядок дня, интенсивность работы, ее психологическая напряженность и т.д.).
Организация практики
1. Задачи кафедры:
· выбор учреждений (организаций, предприятий) для прохождения практики;
· определение сроков проведения практики;
· подбор руководителей практики;
· проведение установочной конференции до начала практики;
· определение тематики практических заданий;
· определение времени работы студентов в учреждении;
· обеспечение студентов методическими рекомендациями;
· обеспечение контроля за деятельностью студентов;
· проведение заключительной конференции.
2. Задачи руководителя практики:
· ознакомиться с базовыми учреждениями и его руководством;
· согласовать сроки и время проведения практики;
· определить объекты работы;
· выдать задание студентам, распределить их по объектам;
· довести до сведения студентов цели и задачи практики, ее содержание;
· распределить темы отчетов, разъяснить порядок их выполнения;
· контроль за посещаемостью студентов;
· координация деятельности студентов и персонала учреждения по вопросам проведения практики;
· проверка отчета по итогам практики, прием защиты и оценка выполненной работы.
3. Задачи базовой организации:
· согласовывает с руководством кафедры сроки практики;
· знакомится с целями и задачами практики;
· определяет руководителя практики из членов коллектива;
· представляет необходимую документацию, помещение и оборудование;
· дает необходимые разъяснения по вопросам, возникающим у студентов;
· предоставляет студентам возможность делового общения;
· дать свои замечания и рекомендации по вопросам организации работы студентов;
· дать отзыв о работе студентов в учреждении за время прохождения практики.
4. Задачи студентов:
· выбрать учреждение (предприятие, организацию) из числа предложенных;
· подготовить необходимый методический и дидактический материал для проведения наблюдений, собеседований, анкетирования;
· отработать в учреждении все положенные по плану часы;
· выбрать тему письменного отчета;
· собрать необходимый материал и оформить его в виде письменного отчета;
· представить в положенный срок письменный отчет с отзывом руководителя учреждения и руководителя практики.
Содержание отчета по практике
Отчет должен содержать следующие разделы:
1. титульный лист (см. Приложение);
2. содержание – представляет собой перечень приведенных в отчете разделов и тем с указанием страниц;
3. введение – включает краткую характеристику организации, предмет ее деятельности и задачи, стоящие передней на современном этапе;
4. основная часть – отчет по учебно-ознакомительной практике, который должен полностью соответствовать заданию;
5. заключение – содержит выводы по проведенным наблюдениям, итоги проделанной работы;
6. литература – список используемой литература, включая нормативные материалы, стандарты, методические указания;
7. приложение – содержит соответствующие документы (формы, бланки, схемы, тесты, анкеты и др.), которые студент подбирает и в ходе практики.
8. Отзыв руководителя с места прохождения практики
Отчет должен быть подготовлен в период прохождения практики. Защита отчета проходит на кафедре по окончанию практики в комиссии, состоящей из преподавателей кафедры.
Студенты, не предоставившие отчет в срок, не защитившие его или получившие неудовлетворительную оценку, к сессии не допускаются.
Список рекомендуемой литературы
1. Акбердин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений при разных формах хозяйствования: Учебное пособие. - М.: ГАУ, 2005.
2. Базилевич Л.А. Моделирование организационных структур. - Л., ЛГУ, 2003.
3. Борисевич В. И., КондауроваГ. А., Комдауров Н, Н. Прогнозирование и планирование экономики: учеб. пособие / под общ. ред. В. И. Борисевича, Г. А. Кондауровой. Минск: Интерпрессервиз, Экоперспектива, 2001.
4. Валдапцев С. В. Оценка бизнеса: учеб. М.: ТК Велби; Проспект, 2003.
5. Веретенникова И. И. Амортизация и амортизационная политика. М.: Финансы и статистика, 2004
6. Веснин В.Р. Менеджмент для всех. - М.: Юрист, 2004.
7. Виссема Х. Менеджмент в подразделениях фирмы. - М.: ИНФРА-М, 2005.
8. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. 3-е изд.- М. Гардарики,2005
9. Вихарский О.С.Стратегическое управление Учебник. 2-е изд.- М. Гардарики, 2005
10. Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы: Учеб. /Пер. С дат. - М.: Высшая школа. 1995.
11. Гвишиани Д.М. Организация и управление. - М.: Наука, 2003.
12. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2004.
13. Глухов В.В. Основы менеджмента. Учебно-справочное пособие/ СПбГТУ. - СПб., 2004
14. Гоув Э.С. Высокоэффективный менеджмент М.: 2004.
15. Гражданский кодекс Российской федерации. - М.: Юрид.издат., 1995.
16. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия:Учебник.-5-е изд., пераб. и доп.-М.:ИНФРА-М, 2004.
17. Инструкция о составе фонда заработной платы и выплат социального характера. Утв. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ Госкомитета России от 10.07.96 № 89 // Финансовая фета. -1995. №33
18. Йеннекенс Ж. Менеджмент в условиях рыночной экономики. – Минск: 2005.
19. Карась Л.Ю. Системный анализ и принятие решений в деятельности менеджера. - М., 2005.
20. Липсиц И.В. Коммерческое ценообразование. Уч. Для ВУЗов. -М.: 1997.
21. Медынский В.Г., Шуршакова Л.Г. Инновационное предпринимательство./ Учеб. Пособие. -М.:ИНФРА- 2002
22. Основы менеджмента. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Кеддури. - М.: Дело, 2005.
23. Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) , I: включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) и о порядке; финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. Утв.
24. Постановлением правительства РФ от 5 августа 1992г. № 552. С изменениями от 1 июля 1995 г. №661.
25. Сергеев И.В., Веретенникова И.В. Экономика организаций (предприятий): учеб./под ред. И.В. Сепгеева.-3-е изд., перераб. и доп.-М.:ТК Велби, Из-во Просрект, 2005
26. Справочник предпринимателя: розничная торговля, оптовая торговля, грузовой транспорт, общественное питание и гостиничное хозяйство. - М.:1994.
27. Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом. - М.: АО “Бизнес-школа “Интел-синтез”, 2005.
28. Теоретические основы рыночной экономики: текст лекций. / под ред. А.А. Нестерова, В.Д. Белоусова и др. - Самара: 1995.
29. Трудовой кодекс. – М.: Юрид. издат., 2006.
30. Шапиро Д.И. Принятие решений в системах организационного управления: использование расплывчатых категорий. - М.: Энергоиздат, 2004.
31. Экономика предприятия: Учеб. Пособ/В.П. Волков, А.И. Волкова.-М.:Новое знание, 2003
Приложение
Федеральное агентство по образованию
Омский Государственный Педагогический Университет
Факультет экономики и менеджмента
Кафедра экономики и менеджмента в образовании
ОТЧЕТ
по учебно-ознакомительной практике
на ______________________________
(наименование организации)
студента (ки) _____________________
Руководитель практики
(Ф.И.О., должность, уч. степень, звание)
Омск 2007