Где работать мне тогда, чем заниматься?
--------------------------------------------------------------------------------------------
Нужные работники — столяры и плотники!
Сработать мебель мудрено:
Сначала мы берем бревно и пилим доски длинные и плоские.
Эти доски вот так зажимает стол-верстак.
От работы пила раскалилась добела. Из-под пилки сыплются опилки.
Рубанок в руки — работа другая:
Сучки, закорюки рубанком стругаем.
Хороши стружки — желтые игрушки.
А если нужен шар нам круглый очень,
На станке токарном круглое точим.
Готовим понемножку то ящик, то ножку.
Сделали вот столько стульев и столиков!
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Столяру хорошо, а инженеру — лучше,
Я бы строить дом пошел, пусть меня научат.
Я сначала начерчу дом такой, какой хочу.
Самое главное, чтоб было нарисовано
Здание славное, живое словно.
Это будет перёд, называется фасад.
Это каждый разберет — это ванна, это сад.
План готов, и вокруг сто работ на тыщу рук.
Упираются леса в самые небеса.
Где трудна работка, там визжит лебедка;
Подымает балки, будто палки.
Перетащит кирпичи, закаленные в печи́.
По крыше выложили жесть. И дом готов, и крыша есть.
Хороший дом, большущий дом на все четыре стороны,
И заживут ребята в нем удобно и просторно.
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Инженеру хорошо, а доктору — лучше,
Я б детей лечить пошел, пусть меня научат.
Я приеду к Пете, я приеду к Поле.
— Здравствуйте, дети! Кто у вас болен?
Как живете, как животик? —
Погляжу из очков кончики язычков.
— Поставьте этот градусник под мышку, детишки.
И ставят дети радостно градусник под мышки.
— Вам бы очень хорошо проглотить порошок
И микстуру ложечкой пить понемножечку.
Вам в постельку лечь поспать бы, вам — компрессик на живот,
И тогда у вас до свадьбы всё, конечно, заживет.
---------------------------------------------------------------------------------------
Докторам хорошо, а рабочим — лучше,
Я б в рабочие пошел, пусть меня научат.
Вставай! Иди! Гудок зовет, и мы приходим на завод.
Народа — уйма целая, тысяча двести.
Чего один не сделает — сделаем вместе.
Можем железо ножницами резать,
краном висящим тяжести тащим;
Молот паровой гнет и рельсы травой.
Олово плавим, машинами правим.
Работа всякого нужна одинаково.
Я гайки делаю, а ты для гайки делаешь винты.
И идет работа всех прямо в сборочный цех.
Болты, лезьте в дыры ровные,
Части вместе сбей огромные.
Там — дым, здесь — гром. Громим весь дом.
И вот вылазит паровоз, чтоб вас и нас и нес и вез
-----------------------------------------------------------------------------------.
На заводе хорошо, а в трамвае — лучше,
Я б кондуктором пошел, пусть меня научат.
Кондукторам езда везде. С большою сумкой кожаной
Ему всегда, ему весь день в трамваях ездить можно.
— Большие и дети, берите билетик, билеты разные,
Бери любые — зеленые, красные и голубые. —
Ездим рельсами. Окончилась рельса,
И слезли у леса мы, садись и грейся.
-----------------------------------------------------------------------------------------
Кондуктору хорошо, а шоферу — лучше,
Я б в шоферы пошел, пусть меня научат.
Фырчит машина скорая, летит, скользя,
Хороший шофер я — сдержать нельзя.
Только скажите, вам куда надо —
Без рельсы жителей доставлю на дом.
Е- дем, ду- дим: «С пу- ти уй- ди!»
--------------------------------------------------------------------------------
Быть шофером хорошо, а летчиком — лучше,
Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.
Наливаю в бак бензин, завожу пропеллер.
«В небеса, мотор, вези, чтобы птицы пели».
Бояться не надо ни дождя, ни града.
Облетаю тучку, тучку-летучку.
Белой чайкой паря, полетел за моря.
Без разговору облетаю гору.
«Вези, мотор, чтоб нас довез до звезд
И до луны, хотя луна и масса звезд совсем отдалены»
-------------------------------------------------------------------------------.
Летчику хорошо, а матросу — лучше,
Я б в матросы пошел, пусть меня научат.
У меня на шапке лента, на матроске якоря.
Я проплавал это лето, океаны покоря.
Напрасно, волны, скачете — морской дорожкой
На реях и по мачте, карабкаюсь кошкой.
Сдавайся, ветер вьюжный, сдавайся, буря скверная,
Открою полюс Южный, а Северный — наверное.
---------------------------------------------------------------------------------
Книгу переворошив, намотай себе на ус —
все работы хороши, выбирай на вкус!
Труд менеджера, как и другие работы, о которых говорится в этом стихотворении, тоже характеризуют определенные условия, требования, знания и особенности работы.
Задание 1. Дайте ответы на вопросы, поставленные перед стихотворением, по каждой из названных профессий.
Задание 2. Как, по Вашему мнению, можно ответить на эти вопросы, характеризуя деятельность менеджера. Приведите примеры, характеризующие работу менеджера.
Домашнее задание.Найдите человека, выполняющего работу менеджера и опросите его по этим же вопросам. Сделайте выводы об особенностях выбранной Вами профессиональной деятельности.
Глава 2. Предпосылки возникновения
менеджмента
2.1. Потребность и необходимость управления трудовой деятельностью людей
Как мы поняли, менеджмент является особым видом профессиональной деятельности, неразрывно связанным с любым трудом человека. Менеджмент представляет собой сложную многофункциональную деятельность и имеет достаточно много определений. Рассмотрим некоторые из них. Прежде всего:МЕНЕДЖМЕНТ - ЭТО УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ЛЮДЕЙ.
Под трудовой деятельностью понимается целенаправленная деятельность человека, создающая блага для удовлетворения разнообразных потребностей людей, в результате которой формируются и совершенствуются условия его существования.
Потребности людей проявляются в необходимости иметь те или иные блага в соответствии с культурным уровнем и личностными особенностями человека.
История человечества – это история его трудовой деятельности. Труд создал человека. В результате труда сформировались условия существования и выживания человека. В процессе труда развились все органы человека. Развился его мозг. История трудовой деятельности людей представлена нам многочисленными плодами этой деятельности: это прекрасные города, дороги, водохранилища, храмы, произведения искусства, строительные объекты и т.д. Многие объекты этой деятельности за тысячи прошедших лет не сохранились. Но и те, что остались в памятниках строительства, произведениях искусства и архитектуры заставляет задуматься о титаническом труде наших предков.
Уже в Древнем мире сооружения, вызывавшие всеобщее восхищение, были названы Семь Чудес Света Древнего Мира. Создание этих сооружений требовало огромных затрат труда тысяч и тысяч людей.Попробуем взглянуть на историю со стороны трудовой деятельности людей, создававших грандиозные сооружения, которые поражали воображение современников, и продолжают удивлять нас и сегодня
История деятельности человека – это Древний Египет: 5 тысяч лет назад в этом государстве было осуществлено строительство пирамид, потребовавшее ручного труда огромных масс людей.
Из всех чудес света древнего мира до наших дней сохранилась лишь пирамида Хеопса.
В настоящее время высота пирамиды 138 м, хотя первоначально она составляла 147 м.: верхние камни упали во время землетрясений. Пирамида составлена из 2,5 млн. известняковых блоков разных размеров весом в среднем по 2,5 т В основании пирамиды лежит квадрат со стороной 230 м, ориентированной по сторонам света. По некоторым легендам углы квадрата символизируют Истину, Разум, Молчание и Глубину, по другим, пирамида основана четырьмя материальными субстанциями, из которых создано человеческое тело.
На расстоянии примерно 160 метров от пирамиды Хеопса возвышается пирамида Хефрена, высота которой 136,6 метра, а длина сторон - 210,5 метра. Пирамида Микерина, которая еще меньше, расположена в 200 метрах от пирамиды Хефрена. Ее высота 62 метра, а длина сторон - 108 метров. Но самый знаменитый в мире после пирамиды Хеопса египетский монумент - это фигура сфинкса, неусыпно стерегущего город мертвых.
Три пирамиды - часть комплекса, состоящего, кроме того, из нескольких храмов, малых пирамид, гробниц жрецов и должностных лиц. Меньшие по размеру и расположенные южнее пирамиды были, вероятно, предназначены для жен правителей и остались незавершенными.
Как строили пирамиду Хеопса?
Ее высота соответствует пятидесятиэтажному небоскребу. Площадь основания составляет 230х230 м. На таком пространстве свободно могли бы поместиться одновременно пять крупнейших соборов мира: собор святого Петра в Риме, собор святого Павла и Вестминстерское аббатство в Лондоне, а также флорентийский и миланский соборы. Из строительного камня, пошедшего на возведение пирамиды Хеопса, можно было бы построить все церкви Германии, созданные в нашем тысячелетии.
Как и его предшественники, Хеопс считал, что его пирамида должна превосходить своими размерами, великолепием и роскошью все другие пирамиды. Но прежде чем первый из более чем двух миллионов блоков, из которых сложена пирамида, был вырублен в каменоломне на восточном берегу Нила, были проведены сложные подготовительные работы. Сначала нужно было найти подходящую площадку для строительства пирамиды. Вес огромного сооружения составляет 6 400 000 тонн, поэтому грунт должен был быть достаточно прочным, чтобы пирамида не ушла в землю под действием собственного веса. Строительную площадку выбрали южнее современной египетской столицы Каир, на выступе плато в пустыне в семи километрах западнее селения Гиза. Эта прочная скалистая площадка была в состоянии выдержать вес пирамиды.
Сначала выровняли поверхность площадки. Для этого вокруг нее построили водонепроницаемый вал из песка и камней. В образовавшемся квадрате вырубили густую сеть небольших каналов, пересекающихся под прямым углом, так что площадка стала похожа на огромную шахматную доску. Каналы заполнили водой, высоту уровня воды обозначили на боковых стенках, затем воду спустили. Каменотесы вырубили все, что выступало над гладью воды, и каналы вновь заложили камнем. Основание пирамиды было готово.
Свыше 4000 человек - художников, архитекторов, каменотесов и прочих ремесленников - выполняли эти подготовительные работы около десяти лет. Лишь после этого можно было приступать к сооружению самой пирамиды. Как сообщает греческий историк Геродот (490 - 425 г. до Р. Хр.), строительство продолжалось еще лет двадцать, около 100 000 человек трудилось над сооружением огромной гробницы Хеопса. Только на редис, лук и чеснок, добавлявшиеся к пище строительных рабочих, было израсходовано 1600 таланов, т.е. приблизительно $20 млн.
История трудовой деятельности - это Месопотамия, Шумер: освоение пустынь, связанное с орошением и созданием оросительных систем; производство кирпича.
Шумерская цивилизация считается самой древней из известных цивилизаций на нашей планете. Она возникла на территории Месопотамии (современный Ирак) около 6 тысяч лет назад и просуществовала 1000 лет. До сих пор остается загадкой, откуда пришли Шумеры, какова их расовая принадлежность. Жители Шумера жили в городах-государствах, каждый из которых представлял собой укрепленное поселение с прилегающими сельскохозяйственным землями. Население наиболее крупных городов достигало 40-50 тысяч человек. У шумеров была развитое государственная система управления – имелся суд присяжных, демократические органы управления на основе народных выборов, каждый древний шумер имел свои защищенные права. Считается, что именно Шумерская культура подарила человечеству письменность, возможность обработки металлов, производство кирпича, колесо и гончарный круг.
История человечества – это Вавилон (6 век до н.э.): Вавилонская башня, висячие сады Семирамиды.
Вавилон был обнесен тройным кольцом стен из кирпичей двадцатиметровой высоты, причем все кирпичи изготавливали на месте строительства. Было начато строительство Вавилонской башни высотой 90 метров. Обустроены висячие сады Семирамиды, для чего были выстроены колонны высотой 25 метров, на них положены четыре яруса плоских каменных плит, на них – асфальт, потом – листы свинца, затем- земля, на которой разведены сады. Сотни рабов непрерывно трудились для того, чтобы обеспечить сады необходимым количеством воды.
История - это Рим (начало новой эры): строятся дворцы, бани, стадионы, дороги.
Древний Рим — одна из самых могущественных древних цивилизаций, сложившаяся под влиянием культуры этрусков, латинов и древних греков и достигшая пика своего могущества во II веке н. э. Архитектура Древнего Рима, отличалась большей грандиозностью зданий и комплексов отдыха. Амфитеатры, форумы, термы, будучи новыми типами зданий, отличались функциональностью, многотысячной единовременной вместимостью. На форуме (площади) и прилегающих к форуму зданиях в центре Древнего Рима размещался рынок, комиций (место народных собраний), курия (место заседаний Сената), базилики - для суда и биржи, на которых происходили договоры и велась торговля. Термы (бани), обычно были окружены парком и стадионом. Эти сооружения заменяли горожанину клуб, парк для прогулок, спортивную площадку и служили местом встреч, обсуждения частных и общественных делх. Одним из величайших памятников архитектуры Древнего Рима считается Колизей – огромный амфитеатр, символ величия и могущества. Римский Колизей вмещал 80 тысяч зрителей, имел высоту 48,5 м, длину дуги 524 м. Попасть внутрь Колизея можно было через одну из 80 арок
Колизей (от лат. colosseus — громадный, колоссальный) или амфитеатр Флавиев — амфитеатр, памятник архитектуры Древнего Рима, наиболее известное и одно из самых грандиозных сооружений древнего мира, сохранившихся до нашего времени. Находится в Риме.
Строительство самого большого амфитеатра Рима и всего античного мира велось на протяжение восьми лет, Постройка амфитеатра была начата императором Веспасианом после его побед в Иудее. По оценкам, 100 тысяч заключённых были доставлены в Рим в качестве рабов после войны в Иудее. Рабы использовались для тяжёлых работ, таких как работа в карьерах в Тиволи, где добывался камень травертин для подъёма и транспортировки его на 20 миль от Тиволи до Рима. Команды профессиональных строителей, инженеров, художников и декораторов выполняли ряд задач, необходимых для строительства Колизея.
История – это тысячелетие Византийской культуры (5-15 века н.э.) – строительство христианского мира. Появляются прекрасные храмы, вызывающие восхищение и восторг людей всего мира.
Более тысячи лет Софийский собор в Константинополе оставался самым большим храмом в христианском мире — вплоть до постройки Собора Святого Петра в Риме. Высота Софийского собора — 55,6 метров, диаметр купола 31 метр. Собор был построен на рыночной площади Августеон в 324—337 годах при византийском императоре Константине I.
Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки. Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени. Под их руководством трудилось ежедневно по 10 000 рабочих. На постройку был употреблён лучший строительный материал. Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.
Строительство собора поглотило три годовых дохода Византийской империи. «Соломон, я превзошёл тебя!» — такие слова произнес, по преданию, Юстиниан, войдя в построенный собор и имея в виду легендарный Иерусалимский Храм.
Прокопий Кесарийский, современник строительства, описывая постройки императора Юстиниана, восторженно описывает собор Святой Софии: «Этот храм представлял чудесное зрелище, — для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем — совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони.»
История трудовой деятельности - это выживание людей в условиях лесных чащоб и холода. Строительство городов в России в 10-11 веках, возведение Московского Кремля.
Моско́вский Кре́мль — древнейшая часть Москвы, площадью 27,5 га, общая длина стен Московского Кремля 2,2 км. Вдоль стен расположено 20 башен, самая высокая башня — Троицкая, имеет высоту 79,3 м. Первые поселения на территории Московского Кремля относятся к бронзовому веку (II тысячелетие до н. э.). В 1156 году на территории современного Кремля были построены первые укрепления общей протяжённостью около 850 метров и площадью около 3 га. Укрепление было окружено рвом шириной 16-18 м и глубиной не менее 5 м. Земляной вал по ширине был около 14,5 м и 7 м по высоте. Для тех времён это была типичная средняя русская крепость. Кремль много раз разорялся и разрушался, но каждый раз восстанавливался.
Создание больших сооружений требовало умения соединять в едином процессе производства труд сотен и сотен людей, или требовало управления.
В историческом аспекте изменяется и совершенствуется и сама деятельность человека: изменяются методы и способы удовлетворения потребностей, меняется организация и результативность его труда. В процессе трудовой деятельности человек постоянно решает одну и ту же задачу: как получить больше благ, прикладывая как можно меньше усилий на создание единицы блага, как увеличить результат при тех же затратах труда. При этом одни и те же усилия позволяют создавать как можно больше благ. Это означает повышение эффективности труда.
Повышение эффективности труда обусловливается рядом факторов:
· Совершенствование предмета труда: камень заменяется металлом
· Совершенствование технологий изготовления: на смену ручному ткачеству приходит ткацкий станок
· Совершенствование продукта труда: вместо сохи – трактор, вместо телеги- автомобиль
· Совершенствование организации труда: индивидуальное производство сменяется массовым.
Результат деятельности человека проявлялся в повышении эффективности труда, росте его результативности.