Закономерности управленческой деятельности
Управление является специфическим видом трудовой деятельности человека, выделившимся в процессе разделения труда. А поэтому помимо общих законов и закономерностей социально-экономической системы, управление подчиняется своим собственным специфическим законам и закономерностям.
1. Единство системы управления производством. Единство системы управления означает устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды. В реальной практике наибольшее значение имеют следующие формы проявления этой закономерности:
- единство принципов управления для всех звеньев и ступеней системы управления.
- согласованность организационных форм систем управления по различным ее ступеням и звеньям.
- единство основных функций управления, заключающееся в полноте функционального содержания управленческой деятельности, тесной связи функций планирования и организации, планирования и контроля.
- единство методов управления, используемых для решения различных проблем развития производства, проявляющееся во взаимной согласованности применяемых экономических, организационных, социально-психологических методов управления.
- единство процесса управления, проявляющееся в его непрерывности и ритмичности, согласованности всех его операций, стадий, этапов.
- единство системы управления, проявляющееся в единых требованиях к руководителям и другим работникам аппарата управления.
2. Пропорциональность производства и управления. Пропорциональность должна быть положена в основу функционирования всего хозяйственного организма как системы в виде рациональной соотносительности внутри управляемой и управляющей систем, а также между ними, с тем, чтобы обеспечить их наиболее эффективную работу.
Пропорциональность необходима:
- между основным и вспомогательным производством;
- внутри основного производства, между его цехами и участками;
- в организации труда
- в управляющей системе
3. Централизация и децентрализация управления.
Организация распределяет власть через уровни менеджмента. Децентрализация указывает, что власть широко распределена по всей организации, в то время как централизация означает, что власть удерживается на высшем уровне управления, т.е. руководство оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений.
Абсолютная централизация или децентрализация редко существует в организации. Для того чтобы определить, насколько данная организация централизована по сравнению с другими, выявляются следующие характеристики:
- количество решений, принимаемых на нижестоящих уровнях управления. Чем больше число решений, которые принимают нижестоящие руководители, тем меньше степень централизации;
- важность решений принимаемых на нижестоящих уровнях;
- последствия решений принимаемых на нижестоящих уровнях;
- контроль за работой подчиненных (в слабо централизованной организации высшее руководство редко проверяет повседневные решения подчиненных руководителей). Оценка действий делается на основании суммарных достигнутых результатов.
Преимущества централизованных структур: улучшает контроль и координацию специализированных функций, а также количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными менеджерами; позволяет избежать ситуаций, при которых подразделения фирмы развиваются за счет других или организации в целом; позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа.
Недостатки: невозможность управлять крупными организациями централизованно из-за огромного количества требующейся информации, а следовательно, сложности процесса принятия решения; отрыв от нижестоящих уровней менеджмента и непосредственных исполнителей решений; отсутствие полного представления о сложившейся ситуации на местах; отсутствие эффективной системы по подготовке управленческого резерва, основанной на делегировании полномочий, принятии ответственности и власти начинающими менеджерами.
Преимущества децентрализованных структур: возможность принимать решения тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме; стимулирует инициативу; способствует подготовке молодого руководителя на более высокую должность, предоставляя ему возможность принимать важные решения в начале карьеры.
Важнейшим вопросом для менеджеров является вопрос: какая степень централизации подходит для их фирмы. Факторы, воздействующие на принятие решений о децентрализации, можно разделить на:
- внешние (вопросы окружения организации, показатели ее положения на рынке, конкурентная ситуация, разбросанность потребителей и поставщиков)
- внутренние (относятся к характеристикам фирмы и ее культуре).
Когда организация становится больше, потребность в децентрализации увеличивается. Если высший персонал фирмы хочет, чтобы ее политика была стандартизована по всей организации, то в ней, вероятно, более высокий уровень централизации.
4. соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем.
Под соотносительностью следует понимать соответствие управляющей системы управляемой. Изменение соотносительности субъекта и объекта управления происходит под воздействием организационных и экономических факторов. Они проявляются в увеличении стоимости управления. Рост стоимости управления обусловлен существенно новыми задачами, стоящими перед аппаратом управления.. Но темпы роста стоимости управления не должны быть чрезмерными. В процессе успешного решения задач качественной перестройки управления на новой технической основе соотношение стоимости управления и экономической емкости производства в целом должно стабилизироваться. Т.О. изменение соотносительности управляющей и управляемой систем является закономерным процессом развития производства и определятся растущим уровнем его организационного, научно-технического и социально психического развития.
Принципы менеджмента
Принципы управления можно представить как основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций. В центре современных взглядов на менеджмент и в основе новых принципов управления находится проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды, которые нередко диктуют стратегию и тактику организаций. Нвой парадигме соответствуют сформулированные в 90-х годах принципы управления. В них главное внимание обращается на человека как ключевой ресурс организации и на создание условий для реализации его потенциала и способности к совместной эффективной работе.
Результаты анализа позволили выделить три группы принципов управления.
К первой группе (технологии управленческой деятельности) относятся принципы:
- целенаправленности (разделения ответственности и коллективной ответственности, вознаграждение за достижение цели, четкость целей и задач);
- согласования деятельности (рациональные дисциплинарные требования, единоначалие и коллегиальность; системность и плановость; согласование интересов или приоритет определенных интересов; иерархия власти и ответственности; соблюдение кодексов поведения);
- обеспечения эффективной деятельности (умелое разделение труда и специализация, экономичность, оптимальное сочетание централизации и децентрализации, профессионализм и его постоянное повышение).
Вторая группа (влияние на поведение работников) охватывает принципы:
· активизации деятельности (состязательности, мотивации, ответственности, создание благоприятной атмосферы);
· обеспечение удовлетворенности трудом (справедливости, лояльности к работникам, честного отношения и доверия к людям).
Третья группа принципов (общеуправленческих) включает:
- социальная ответственность управления;
- корпоративный дух;
- этичность бизнеса;
- постоянное совершенствование управления;
- научность;
- своевременное реагирование на изменение внешней среды.