Диверсификация в менеджменте торговых предприятий
Диверсификация менеджмента - объективная тенденция его развития. Она повышает устойчивость и эффективность управления торговым бизнесом, способствуя лучшему использованию ресурсов, увеличивая адаптивность системы управления, ее гибкость.
Чем большее разнообразие типов управления видит торговый менеджер, тем больший у него выбор систем и механизмов управления (рис.9). Чем больше выбор, тем больше вероятность найти вариант эффективного управления.
Диверсификация управления торгового предприятия проявляется в потребностях типологического выбора вариантов управления и в комбинации этих вариантов по потребностям диверсифицированных объектов управления.
Многофакторная и многокритериальная дифференциация разновидностей управления в торговле позволяет лучше ориентироваться в этом разнообразии и более обосновано выбирать необходимые типы.
В зависимости от критериев можно разделить управление торговым предприятием на различные типы. Такими критериями могут быть: «роль рынка в осуществлении управления», «распределение полномочий», «личностный фактор в управлении и роль менеджера», «особенность объекта управления», «степень кризисности», «степень научности», «по приоритетам в организации управления».
В типологии менеджмента в торговле нет абсолютно плохих и абсолютно хороших типов управления. Каждый из них отражает реальность, в той или иной мере используется в практике торгового бизнеса.
Современному менеджеру необходимо развитие вариантного мышления, которое невозможно без понимания разнообразия типов управления торговым предприятием, их признаков и причин.
Диверсификация торгового менеджментапредставляет собой совмещение разнообразия форм, подходов, цепей, объектов управления, функций и пр. эти тенденции вызваны потребностями практики. Главной из них является диверсификация торговли как вида деятельности.
Успешно управлять - это, помимо всего прочего, удачно и обоснованно выбирать тот тип управления, который будет наиболее подходящим или эффективным в конкретных условиях, для этого надо знать возможные типы управления и иметь методики их выбора.
Типология- это упорядоченное разнообразие управления. Рассмотрим классификацию типов менеджмента торговых предприятий, используя подходы Э.М. Короткова.
По приоритетам в средствах управления: командно-административным, социально-
экономическим и технократическим.
По критерию «роль рынка в осуществлении управления» можно выделить: планово - директивное, маркетинг, целевое управление, проблемно ориентированное.
По степени организационной жесткости управления, формализации и статичности: регламентное, нормативное, социально - регулируемое, распорядительное.
По критерию распределения полномочий: высокоцентрализованное, децентрализованное, гибкое управление, ситуационное управление.
По критерию «личностный фактор»: автократическое, коллегиальное, корпоративное, либеральное.
По приоритетам в организации управления: функционально – производственное, управление по результатам, стратегическое, программно - целевое.
По типу мотивации: административный менеджмент, мотивационный, с ограниченной мотивацией, системной мотивацией, антимотивационный менеджмент.
По степени кризисности: повышающее вероятность кризиса в зоне опасного кризиса, антикризисное управление, управление выходом из кризиса.
По особенности объекта управления: крупным комплексом, диверсифицированной фирмой, управление проектом, управление фирмой или предприятием.
По степени научности: политизированное, научно-концептуальное эмпирическое, прагматическое управление.
Приорите-ты в средствах управления | Роль рынка в управлении | Степень организа-ционной жесткости | Распределение полномо-чий | Роль менеджера | Приоритет мотивации | Специфика объекта управления | Приорите-ты в организации управления | Уровень конфликтности (опасность кризиса) | Потенциал научности |
Командное управление | Планово-директив-ное управление | Регламент-ное управление | Высокоцентрализованное управление | Автократи-ческое управление | Административный менедж-мент | Управле-ние отраслевым комплек-сом | Функционально-производственное управление | Вероятностно-кризисное управление | Политизированное управление |
Экономи-ческое управление | Маркетинг | Норматив-ное управление | Децентрализованное управление | Коллегиальное управление | Менеджмент естественного мотивирования | Управле-ние диверсифицирован-ным объектом | Управление по результатам | Предкризисное управление | Научно-концептуальное управление |
Социально-экономическое управление | Целевое управление | Социально-регулируемое управление | Гибкое управление | Корпоративное управление | Мотивационный менеджмент | Управление проектом | Стратегическое управление | Антикризисное управление | Эмпирическое управление |
Технократическое управление | Проблемно-ориентированное управление | Распорядительно управление | Ситуационное управление | Либеральное управление | Антимотивационное управление | Управление предприятием | Программно-целевое управление | Управление стабилизацией | Прагматическое управление |