Инновационная деятельность организации
Инновационная деятельность — это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции и услуг, совершенствования технологии и организации их производства. Инновационная деятельность включает:
— выявление проблем предприятия;
— осуществление инновационного процесса;
— организацию инновационной деятельности.
Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать при этом ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, услуг, технологии и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, услуг, рынков и т.д., на ее основе руководители должны первыми подумать о том, как обновить свою продукцию (услуги), а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт или услуга уже в ближайшем будущем могут оказаться устаревшими.
Откуда берутся инновационные идеи? Можно назвать семь источников таких идей1:
1) неожиданное событие (для предприятия или отрасли) — успех, неудача, внешнее событие;
1 См.: Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы. С. 48. 132
2) неконгруэнтность — несоответствие между реальностью, какова она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней;
3) нововведения, основанные на потребности процесса;
4) внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;
5) демографические изменения;
6) изменения в восприятиях, настроениях и ценностных установках;
7) новые знания (как научные, так и ненаучные).
Первые четыре источника относятся к внутренним, они возникают в рамках предприятия или отрасли.
Последние три источника нововведений относятся к внешним, так как они имеют свое происхождение за пределами предприятия или отрасли.
Анализ названных ситуаций при рассмотрении того или иного типа изменения позволяет установить характер инновационного решения. Во всяком случае, всегда можно получить ответы на такие вопросы, как: что будет, если мы воспользуемся создавшимся изменением? куда это может привести предприятие? что нужно сделать, чтобы изменение превратить в источник развития?
Вместе с тем из семи типов изменений наиболее важными являются третье и седьмое, так как они носят наиболее радикальный характер. Изменение, вызываемое потребностью процесса, представляет собой куда более важное значение, нежели два первых. Старая пословица гласит: «Необходимость есть мать изобретения». В данном случае изменение основывается на потребности практики, жизни (например, замена ручного набора текста в книгопечатании, сохранение свежести продуктов и др.). Вместе с тем реализация этого типа изменений предполагает необходимость понимания того, что:
1) недостаточно прочувствовать потребность, важно ее познать, разобраться в ее сути, иначе невозможно найти ее решение;
2) не всегда возможно удовлетворить потребность, а в этом случае остается только решение какой-то ее части.
Во всяком случае, при решении проблемы этого типа необходимо ответить на такие вопросы, как: понимаем ли мы, в чем, в каких изменениях нуждается процесс, имеются ли в наличии необходимые знания или их нужно еще получить, соответствуют ли наши решения привычкам, традициям и целевым ориентациям потенциальных потребителей?
Наиболее существенные изменения (можно сказать, радикальные) происходят на основе новых знаний. Нововведения, как правило, трудноуправляемы. Это обусловливается рядом обстоятельств: во-первых, наблюдается большой разрыв между появлением нового знания и его технологическим использованием; во-вторых, проходит много времени до того,
как новая технология материализуется в новом продукте, процессе или услуге.
В этой связи нововведения, основанные на новых знаниях, требуют:
—тщательного анализа всех необходимых факторов;
—ясного понимания преследуемой цели, т.е. необходима четкая стратегическая ориентация;
—организации предпринимательского управления, поскольку здесь необходимы финансовая и управленческая гибкость и нацеленность на рынок.
Любое нововведение должно «созреть» и быть воспринятым обществом. Только в этом случае оно принесет успех.
Каковы же основополагающие принципы инновационной деятельности? По мнению П. Друкера, нужно провести четкую линию между тем, что нужно делать, и тем, чего делать не следует.
Что нужно делать?
1. Целенаправленная систематическая инновационная деятельность требует непрерывного анализа возможностей указанных выше источников инноваций.
2. Инновация должна соответствовать нуждам, желаниям, привычкам людей, которые будут ею пользоваться. Следует задать себе вопрос: «Что должна отражать данная инновация, чтобы у будущих потребителей возникло желание ею пользоваться?»
3. Инновация должна быть простой и иметь точную цель. Величайшая похвала инновации звучит так: «Смотрите-ка, как все просто! Как я до этого не додумался?»
4. Внедрять инновации эффективнее, имея небольшие деньги и небольшое количество людей, а также ограниченный риск. В противном случае почти всегда не хватает времени и средств для многочисленных доработок, в которых нуждается инновация.
5. Эффективная инновация должна быть нацелена на лидерство на ограниченном рынке, в своей нише. Иначе она создаст ситуацию, когда конкуренты вас опередят.
Чего не следует делать?
1. Не умничайте. Инновациями будут пользоваться обычные люди, а при достижении крупных масштабов — и люди некомпетентные. Все чересчур сложное в конструкции или в эксплуатации почти наверняка обречено на неудачу.
2. Не разбрасывайтесь, не пытайтесь делать несколько вещей сразу. Инновация требует концентрации энергии. Необходимо, чтобы люди, работающие над ней, хорошо понимали друг друга.
3. Осуществляйте нововведения ради удовлетворения потребностей текущего времени. Если нововведение не найдет немедленного приложения, оно останется лишь идеей.
Инновация — это работа, требующая знаний, изобретательности, таланта. Подмечено, что новаторы в основном работают только в одной области. Например, Т. Эдисон сосредоточил силы только на электричестве. Успешная инновация требует упорнейшей сосредоточенной работы. Если вы к ней не готовы, не помогут ни знания, ни талант. Чтобы преуспеть, необходимо использовать свои сильные стороны; человек должен увлечься инновацией всерьез.
Наконец, инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.
Под инновационным процессом понимается единая цепь последовательных действий — от исследований и разработок новой технической идеи до практического внедрения созданного на ее основе новшества (его коммерциализации). Поэтому необходима и целостная система управления инновациями.
Инновационный процесс включает ряд этапов, которые представлены на рис. 9.1.
Инновационная деятельность и маркетинг
этап 4 Освоение, производство и реализация новой продукции |
этап 1 НИР фунд. |
этап 2 НИР прикл. |
Создание новации
Внедрение
Спад |
Рост |
Замедление роста Коммерциализация (ювации
Бюджетное финансирование
Рискоинвестиции
Инвестиции в производство
Рис. 9.1. Основные этапы инновационного процесса: 1 — объем продаж; 2 — объем прибыли
Первым этапом инновационного процесса являются фундаментальные исследования, сбор и систематизация информации по соответствующей проблеме.
Следующим этапом являются прикладные исследования, направленные на определение и уточнение способов применения результатов предыдущего этапа. Эти исследования могут быть теоретическими и экспериментальными (в том числе связанными с созданием моделей). Для данного этапа характерна большая доля неопределенности, ибо велика вероятность получения отрицательного результата. Далее наступает момент, когда инвестиции в инновацию начинают называться рискоинвестициями.
Стадия опытно-конструкторскихразработок связана с созданием новых образцов, пригодных для производственного и коммерческого использования. Опытно-конструкторские разработки, завершающие научный цикл инновационной деятельности, представляют собой первичную материализацию инноваций. Они менее капиталоемки, менее рискованны и более перспективны, чем научно-исследовательские работы (НИР), однако и здесь в среднем лишь 8% результатов воплощается в действительно конкурентоспособные изделия.
На завершающей стадии инновационного процесса происходит освоение производства нового изделия и его распространение среди потребителей. Ему предшествует оценка его рыночных перспектив, соответствия стандартам, патентной защите, отсев неперспективных вариантов. Затем осуществляется проектирование технологических и организационных процессов, подготовка производственных мощностей, сбытовой сети и, наконец, освоение, массовый выпуск и сбыт новой продукции. Таким образом, инновационный процесс охватывает цикл от разработки идеи до ее коммерческой реализации.