Внедрение и контроль над реализацией стратегии
Внедрение, претворение стратегии в реальные дела — заключительный этап стратегического менеджмента. Многие считают, что реализация стратегии является наиболее сложным и ответственным этапом стратегического процесса в целом. Как бы творчески ни была сформулирована стратегия, она должна быть адекватно претворена в практические действия. Сегодня все сильнее ощущается потребность в динамичных подходах как к формулированию, так и к исполнению стратегий. Неправомерно рассматривать стратегию как статичный аналитический процесс. Многие организации отказались от центральных отделов планирования, стратегия становится частью повседневной деятельности на всех управленческих уровнях. Внедрение стратегии требует применения различных инструментов, изменения отдельных частей организации (рис. 8.7).
После того как менеджмент принял решение о новой стратегии, начинается ее внедрение, сопровождающееся изменениями в стилях руководства, структуре, информационных и контрольных системах и человеческих ресурсах. Внедрение можно считать успешным в том случае, если новой стратегии отвечают все аспекты организационного устройства. Чаще всего внедрение бывает связано с принятием непростых решений о том, как организовать ту или иную деятельность «в русле» выбранной стратегии, а не против ее «течения».
Лидерство.Ключевым фактором успешного внедрения стратегии по праву считается лидерство. Лидерство (руководство) — это способность индивида оказывать, с целью обеспечения внедрения стратегии, желаемое влияние на членов организации. Важная часть реализации стратегии — достижение консенсуса. В новую стратегию, в ее видение и цели должны поверить все члены организации. Лидерство включает в себя убеждение, мотивацию и изменение корпоративных ценностей и культуры в целом. Призванный обеспечить выполнение новой стратегии руководитель организации может проводить публичные выступления перед коллективом, создавать коалиции, убеждать менеджеров средних уровней действовать в соответствии с его видением бизнеса. Другой способ достижения консенсуса и преданности идеям стратегии — расширенное участие работников в самом формулировании стратегии. Это упрощает ее внедрение, так как менеджеры и рядовые сотрудники изначально осознают необходимость новой стратегии и испытывают чувство ответственности за успешное ее осуществление.
Структура.Создание или изменение структуры компании обычно начинается со структуры организационной. Рассматриваются обязанности и ответственность менеджеров, распределение полномочий, схемы подразделений, отделов и производственных мощностей. Структура также определяет степень децентрализации управления компанией, процедуры разработки рабочих заданий и применяемые технологии.
Внедрение новой стратегии часто сопровождается изменениями в организационной структуре: добавляются или меняются штатные должности, производится реорганизация в команде, изменяются должностные инструкции сотрудников, обязанности или линии подчинения менеджеров. Например, одна из компаний — производителей сухих завтраков решила внедрить стратегию лидерства по издержкам. Для этого, в частности, четыре штатных единицы на операции упаковки были сокращены до одной, а работников обучили управлять всей гаммой упаковочного оборудования. Тем самым удалось снизить потребность в рабочей силе в периоды пиковой загрузки и простои рабочих в периоды относительного низкого спроса. Эти и многие другие структурные изменения позволили добиться сокращения издержек производства и непроизводственных затрат, при одновременном росте производительности труда и увеличении выпуска.
Информационные и контрольные системы.К информационным и контрольным системам относятся системы оплаты труда, поощрений, распределения ресурсов, собственно информационные системы, а также правила, политики и процедуры компании. Изменение этих систем является потным инструментом внедрения стратегии. Например, если новая стратегия предполагает проведение агрессивной рекламной кампании, менеджеры могут перераспределить имеющиеся у организации ресурсы в пользу отдела маркетинга. Менеджеры и сотрудники должны поощряться за приверженность новой стратегии и высокие результаты деятельности.
Человеческие ресурсы.Человеческие ресурсы компании — это ее работники. Отдел человеческих ресурсов занимается отбором, наймом, переводами, повышениями в должности и увольнениями сотрудников. Все его действия должны быть скоординированы с общей стратегией компании. Например, программы обучения работников могут быть оправлены на осознание ими целей и значения новой стратегии или на выработку —обходимых навыков и стереотипов поведения. Иногда компании приходится осуществлять замену сотрудников. Когда менеджмент одной из американских :.:зет принял решение об изменении времени выхода с вечернего на утреннее, новая стратегия натолкнулась на сопротивление заведующих редакциями. В итоге 80% из них были уволены в связи с отказом от сотрудничества. На их место газета наняла новых журналистов, и в конечном итоге ее стратегия полностью оправдала себя.