Интеграция в менеджменте

Организация представляет собой сложную систему, состоящую из множества элементов. Ее организационные формы изменяются с течением времени в силу изменений внешней и внутренней среды. Одной из форм изменения организации является интеграция.

Под интеграцией понимается объединение усилий различных подсистем организации в целях достижения единой цели ее функционирования и развития. Процессы интеграции имеют в основе теоретическую концепцию, которая называется теорией альянсов. Ее развитие связано с тем, что интеграционные процессы в управлении, ориентированные на более эффективное использование всех видов ресурсов, приводят к появлению многообразных форм горизонтального объединения организаций. Новая корпоративная модель организации предполагает расширение кооперирования среди конкурентов, поставщиков и потребителей и тем самым меняет представление о границах организации. Компании объединяются с целью использования специфических рыночных возможностей, которые индивидуально не могут быть реализованы организациями. Данная теория акцентирует внимание на том, что к людям Должно быть отношение как к ведущему ресурсу, к капиталу., а не как к персонифицированным издержкам производства.

Выделяют два основных направления интеграции: 1) вертикальное (объединение коммерческих организаций по этапам технологического процесса производства продукции);

2) горизонтальное (объединение коммерческих организаций одного производственного профиля).

Интеграция управления организацией приводит к появлению новых организационных форм хозяйствования, каждая из которых имеет свою сферу применения, сильные и слабые стороны, особенности деятельности. Корпорация — это образующая самостоятельное юридическое лицо организация (союз организаций), целью которой является защита интересов и привилегий участников. Современное корпоративное законодательство устанавливает за корпорацией право выступать в качестве юридического лица независимо от ее владельцев.

Руководство корпорации как юридическое лицо может от своего имени подписывать контракты, брать кредиты, выдавать ссуды и т.д. Отдельные акционеры корпорации не несут ответственности за действия ее руководства.

Консорциум — это форма объединения организаций, создаваемых на основе соглашения между несколькими банками, предприятиями, компаниями, фирмами, научными центрами, государствами с целью совместного проведения крупных финансовых операций по размещению займов, акций или осуществлению науко- и капиталоемких проектов различного масштаба.

При создании консорциума происходит сращивание банковского и промышленного капитала. Однако партнеры, входящие в консорциум, в полной мере сохраняют экономическую и юридическую самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая касается общих целей консорциума. Основная цель создания консорциумов — усиление конкурентных позиций его участников. При формировании консорциума не образовывается никаких организационных структур.

Холдинг — это объединение организаций, основанное на том, что одна компания владеет контрольными пакетами акций других компаний с целью осуществления по отношению к ним функций контроля и управления. Холдинг является управленческим и финансовым ядром современных корпораций, конгломератов и иных организационных структур рынка.

Характерной особенностью холдинга является то, что он может держать под контролем значительное число различающихся по сферам деятельности и отраслевой принадлежности компаний, суммарный капитал которых может намного превышать активы материнской компании.

СУЩНОСТЬ КОММУНИКАЦИИ

В процессе управленческой деятельности менеджеры хозяйственной организации находятся в постоянной взаимосвязи, при этом общение происходит как по вертикали, так и по горизонтали. В результате с целью нахождения резервов роста эффективности управления такое общение (взаимосвязь) было выделено в самостоятельный предмет исследования.

Существуют широкий и узкий смысл понятия «коммуникация».

В широком смысле коммуникация — это процесс обмена информацией.

В узком смысле коммуникация — это общение людей в процессе их совместной деятельности, обмен идеями, мыслями, чувствами, информацией.

Основу коммуникации составляет коммуникационный процесс.

Под коммуникационным процессомпонимают обмен информацией между двумя и более людьми.

Цель коммуникационного процесса состоит в обеспечении понимания информации, являющейся предметом обмена.

Элементы коммуникационного процесса:

отправитель — это лицо, генерирующее идеи или собирающее информацию и передающее ее; сообщение — это собственно информация, закодированная с помощью набора символов; канал — это средство передачи различной информации;

получатель — это лицо, которому предназначена информация и которое интерпретирует ее.

Известны следующие этапы коммуникации:

1) зарождение идеи. Любой обмен информацией начинается с формулирования идеи или отбора информации. Сначала отправитель решает, какую идею или сообщение следует сделать предметом обмена. Важным условием эффективности коммуникации является то, что идея не может заключаться в смутных общих похвалах или критике поведения подчиненных. Важно, чтобы руководитель, генерирующий идею, понимал, что он не может не принимать во внимание, кому она адресована, как будет воспринята, будет ли понята;

2) кодирование и выбор канала. Передача информации отправителем должна начинаться с ее кодирования с помощью специальных средств (слов, интонаций, жестов, мимики и т.п.)- Таким образом, кодирование превращает идею в сообщение. На данном этапе отправитель должен также выбрать канал, совместимый с типом символов, использованных для кодирования. В том случае, если канал непригоден для физического воплощения символов, передача становится невозможной;

3) передача. На данном этапе отправитель использует выбранный канал для доставки сообщения (закодированной идеи или совокупности идей) получателю. Здесь имеется ввиду физическая передача сообщения, которую многие члены коллектива по ошибке принимают за сам процесс коммуникаций;

4) декодирование. Этот этап предполагает расшифровку сообщения. Декодирование представляет собой перевод символов отправителя получателем сообщения. Если символы, выбранные отправителем, приобретают точно такое же значение для получателя, последний будет точно понимать, что именно имел в виду отправитель, когда формулировалась его идея. Смысл сообщения будет понят однозначно в соответствии с идеей отправителя;

5) обратная связь. Данный этап особенно важен для коммуникации. Его наличие или Качественное исполнение способствует повышению эффективности коммуникации. При наличии обратной связи отправитель и получатель меняются коммуникативными ролями в данном процессе;

6) шум. На всем пути следования информации возникают помехи, источники которых различны: использованный язык и различия в восприятии (например, различный статус руководителя и подчиненного). В результате смысл передаваемой информации может существенно изменяться. Искажение информации происходит на каждом этапе ее передачи. Чтобы исключить эти негативные потери, используется обратная связь.

ВИДЫ КОММУНИКАЦИИ

Существующие в хозяйственной организации коммуникации группируются по следующим видам: внешние и внутренние; одноканальные и многоканальные; устойчивые и неустойчивые; формальные и неформальные; ситуационные и постоянные; мнимые и реальные; организационные и социально-психологические; экономические.

В организации принята следующая типология коммуникации:

между организацией и внешней средой. В данном случае реализуются потребности хозяйственной организации в информации, обеспечиваются связи с государственными органами, общественностью, поставщиками, клиентами, формируется и поддерживается имидж организации, решаются определенные маркетинговые задачи;

внутриорганизационные коммуникации — это коммуникации между подразделениями организации; внутри подразделений по уровням производства и управления; межличностные коммуникации, неформальные коммуникации.

Внутриорганизационные коммуникации включают: нисходящий уровень вертикальных коммуникаций. В данном виде коммуникаций происходит передача информации с высшего уровня на низший по поводу текущих задач, рекомендуемых процедур, технологий, изменений приоритета, уточнения конкретных заданий и т.п.;

восходящий уровень вертикальных коммуникаций. Данный вид коммуникаций представляет собой передачу информации с низшего уровня на высший о возникших идеях по поводу рационализации работы организации. В том случае, если руководитель посчитает, что идея заслуживает поддержки, он сообщает о ее сути на следующий, более высокий уровень. В данном

случае инициатива, возникшая на низшем уровне, поднимается на самый верх, последовательно проходя все промежуточные уровни иерархии управления. Такого рода коммуникации выполняют функцию оповещения высших органов о том, что происходит на низших уровнях управления. Коммуникация такого вида происходит в форме отчетов, предложений и объяснительных записок;

коммуникации по горизонтали. Подобные коммуникации осуществляются между различными функциональными подразделениями. Они дополняют информацию,проходящую по нисходящей и восходящей вертикалям, и необходимы для координации их деятельности. Руководство любой хозяйственной организации стремится к тому, чтобы все специализированные подразделения эффективно работали, реализуя общую цель и конкретные подцели организации; коммуникации между руководителем и подчиненным.Такие коммуникации непосредственно связаны с обменом информацией главным образом по вертикали. Основными участниками коммуникационного процесса в данном случае выступают два вида субъекта: управляющий и управляемый. Коммуникации между руководителем и его командой являются разновидностью данной группы коммуникаций. В силу большого количества участников процесса коммуникаций каждый имеет возможность внести свой вклад в повышение эффективности действий команды. Коммуникационные процессы такого характера позволяют более четко, а главное оперативно и с меньшими ошибками поставить стратегические и текущие цели и определить задачи организации;

коммуникации между неформальными группами и сообществами, имеющимися в организации. Данный вид коммуникаций может охватывать целый комплекс связей — от бытовых до затрагивающих производственные процессы, кадровые перестановки и т.п. Данные коммуникации основаны на информации, которая циркулирует по каналам неформального общения, т.е. на «слухах», которые носят непроверенный характер. Такого рода слухи могут инициироваться руководителем, чтобы проверить реакцию персонала на интересующие руководство вопросы.

Наши рекомендации