Эффективность менеджмента
Хозяйственные организации существуют для реализации определенных целей, и конечный результат их деятельности является одним из решающих моментов их эффективного функционирования.
Эффективность управления, как социально-экономическая категория, - это результативность данной деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.
Функциональная роль эффективности управления – отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса.
Эффективность управления – это, по существу, система взаимоотношений и взаимодействий полученных результатов и произведенных затрат данной деятельности (ресурсов), отражающихся в значениях переменных (показателей).
Различают статическую, динамическую, экономическую и социальную эффективность управления.
Существует два основных метода исчисления показателей статической эффективности управления– затратный и ресурсный.
Затратный метод опирается на соотношение результата функционирования системы управления предприятия к совокупным расходам на управление:
Р
Эм = —,
З
где Р – результат функционирования системы управления;
З – затраты на управленческую деятельность или объем использован-ных ресурсов;
Следует отметить, что результаты управленческой деятельности (Р) проявляются лишь опосредованно – в результате всей деятельности организации или подразделения. При этом в качестве таковых можно рассматривать конечные показатели деятельности или показатели экономической эффективности деятельности организаций: валовой доход, прибыль, уровень рентабельности, объем производства, товарооборот и др. Выдвижение в этом качестве прибыли, выражающей конечный результат деятельности организации, автоматически отодвигает на второй план остальные результаты.
В структуре затрат на управление (З) важнейшими статьями являются расходы:
по оплате труда и поощрению управленческого персонала;
на совершенствование управления (НИОКР, мероприятия по совершенствованию процесса управления, подготовка и повышение квалификации управленческих кадров);
на средства управления (вычислительная техника, средства для составления, размножения и хранения документов, средства передачи и отображения данных, офисная мебель и оборудование служебных помещений);
на накладные расходы (аренда и содержание зданий и помещений, командировки, служебные разъезды, почтово-телеграфные, представительские расходы и канцелярские нужды).
Показатель Эм говорит о том, сколько рублей, к примеру, прибыли получает предприятие на 1 рубль затрат на управление.
Ресурсный метод выражает соотношение общего или конечного результата деятельности предприятия к величине использованных ресурсов, например, численности работников аппарата управления (Ку):
П
Эм = —,
Ку
где П – конечный результат (прибыль) полученный данным предприятием.
Следует заметить, что достоверность показателей эффективности возрастает, если при анализе форм эффективности менеджмента учитывается ее динамический аспект. Это обусловлено тем, что:
характеристики социальных и экономических процессов не остаются неизменными во времени;
разные варианты мероприятий имеют разнонаправленную по периодам динамику результатов и затрат;
существуют временные сдвиги, оказывающие существенное влияние на эффективность вариантов хозяйственных решений.
В связи с этим показатели эффективности менеджмента целесообразно рассматривать в динамике посредством регистрации и сравнения изменений за два и более периода. При этом имеет место «динамическая» эффективность менеджмента.
Динамический показатель эффективности менеджмента (Эмд) можно представить следующим образом:
Пп - Пб
Эмд = ‑——— ,
Руп - Руб
где Пп, Пб – конечные показатели (например, прибыль) предприятия, соответственно, в данном и базисном годах;
Руп , Руб – расходы на управление, соответственно, в данном и базисном годах.
Коэффициент Эмд показывает, на сколько рублей за рассматриваемый период изменяется конечный показатель (прибыль) при изменении управленческих расходов на 1 рубль. Он отражает динамику, темпы роста эффективности менеджмента.
Кроме того, объективная оценка функционирования системы управления предприятием требует использования и других показателей, например:
удельный вес административно-управленческого персонала в общей численности работников;
удельный вес расходов на оплату труда управленческих работников в общем объеме заработной платы;
удельный вес расходов на управление в общих издержках;
прибыль (доход) в расчете на одного работника аппарата управления;
управленческие расходы в расчете на 1 млн. рублей или товарооборота;
объем реализации услуг, приходящийся на 1 млн. рублей управленческих затрат;
сумма прибыли (дохода) приходящаяся на 1 тыс. рублей управленческих затрат и др.
Целесообразно также осуществлять сравнение показателей, характеризующих эффективность управления, с нормативными, с наивысшими или средними по отрасли показателями.
Наряду с показателями экономической эффективности можно рассматривать социальную эффективность управления, выражающую социальный результат управленческой деятельности. Она характеризует степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива.
Показатели социальной эффективности менеджмента в отличие от показателей экономической эффективности, не могут быть выражены через соотношение производственных затрат (ресурсов) и полученных социальных результатов деятельности предприятия, так как не содержат общего для них масштаба и измерителей. В связи с этим социальную эффективность менеджмента целесообразно оценивать с помощью системы показателей, объединенных в 4 группы:
показатели, характеризующие условия труда работников предприятия;
показатели, характеризующие социально-бытовые условия работников организации;
показатели, характеризующие квалификацию работников;
показатели, характеризующие организацию и мотивацию труда.
Использование показателей эффективности управления позволяют диагностировать систему управления, предупреждать возникающие при ее функционировании отклонения, вскрывать причины неэффективного управления, осуществлять научно обоснованное целеполагание органов управления, корректировать их дальнейшую работу.