Эффективность менеджмента

Хозяйственные организации существуют для реализации определенных целей, и конечный результат их деятельности является одним из решающих моментов их эффективного функционирования.

Эффективность управления, как социально-экономическая категория, - это результативность данной деятельности, степень оптимальности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Функциональная роль эффективности управления – отражать уровень и динамику его развития, качественную и количественную стороны данного процесса.

Эффективность управления – это, по существу, система взаимоотношений и взаимодействий полученных результатов и произведенных затрат данной деятельности (ресурсов), отражающихся в значениях переменных (показателей).

Различают статическую, динамическую, экономическую и социальную эффективность управления.

Существует два основных метода исчисления показателей статической эффективности управления– затратный и ресурсный.

Затратный метод опирается на соотношение результата функционирования системы управления предприятия к совокупным расходам на управление:

Р

Эм = —,

З

где Р – результат функционирования системы управления;

З – затраты на управленческую деятельность или объем использован-ных ресурсов;

Следует отметить, что результаты управленческой деятельности (Р) проявляются лишь опосредованно – в результате всей деятельности организации или подразделения. При этом в качестве таковых можно рассматривать конечные показатели деятельности или показатели экономической эффективности деятельности организаций: валовой доход, прибыль, уровень рентабельности, объем производства, товарооборот и др. Выдвижение в этом качестве прибыли, выражающей конечный результат деятельности организации, автоматически отодвигает на второй план остальные результаты.

В структуре затрат на управление (З) важнейшими статьями являются расходы:

по оплате труда и поощрению управленческого персонала;

на совершенствование управления (НИОКР, мероприятия по совершенствованию процесса управления, подготовка и повышение квалификации управленческих кадров);

на средства управления (вычислительная техника, средства для составления, размножения и хранения документов, средства передачи и отображения данных, офисная мебель и оборудование служебных помещений);

на накладные расходы (аренда и содержание зданий и помещений, командировки, служебные разъезды, почтово-телеграфные, представительские расходы и канцелярские нужды).

Показатель Эм говорит о том, сколько рублей, к примеру, прибыли получает предприятие на 1 рубль затрат на управление.

Ресурсный метод выражает соотношение общего или конечного результата деятельности предприятия к величине использованных ресурсов, например, численности работников аппарата управления (Ку):

П

Эм = —,

Ку

где П – конечный результат (прибыль) полученный данным предприятием.

Следует заметить, что достоверность показателей эффективности возрастает, если при анализе форм эффективности менеджмента учитывается ее динамический аспект. Это обусловлено тем, что:

характеристики социальных и экономических процессов не остаются неизменными во времени;

разные варианты мероприятий имеют разнонаправленную по периодам динамику результатов и затрат;

существуют временные сдвиги, оказывающие существенное влияние на эффективность вариантов хозяйственных решений.

В связи с этим показатели эффективности менеджмента целесообразно рассматривать в динамике посредством регистрации и сравнения изменений за два и более периода. При этом имеет место «динамическая» эффективность менеджмента.

Динамический показатель эффективности менеджмента (Эмд) можно представить следующим образом:

Пп - Пб

Эмд = ‑——— ,

Руп - Руб

где Пп, Пб – конечные показатели (например, прибыль) предприятия, соответственно, в данном и базисном годах;

Руп , Руб – расходы на управление, соответственно, в данном и базисном годах.

Коэффициент Эмд показывает, на сколько рублей за рассматриваемый период изменяется конечный показатель (прибыль) при изменении управленческих расходов на 1 рубль. Он отражает динамику, темпы роста эффективности менеджмента.

Кроме того, объективная оценка функционирования системы управления предприятием требует использования и других показателей, например:

удельный вес административно-управленческого персонала в общей численности работников;

удельный вес расходов на оплату труда управленческих работников в общем объеме заработной платы;

удельный вес расходов на управление в общих издержках;

прибыль (доход) в расчете на одного работника аппарата управления;

управленческие расходы в расчете на 1 млн. рублей или товарооборота;

объем реализации услуг, приходящийся на 1 млн. рублей управленческих затрат;

сумма прибыли (дохода) приходящаяся на 1 тыс. рублей управленческих затрат и др.

Целесообразно также осуществлять сравнение показателей, характеризующих эффективность управления, с нормативными, с наивысшими или средними по отрасли показателями.

Наряду с показателями экономической эффективности можно рассматривать социальную эффективность управления, выражающую социальный результат управленческой деятельности. Она характеризует степень использования потенциальных возможностей трудового коллектива и каждого работника, его творческих способностей, успешность решения социальных задач развития коллектива.

Показатели социальной эффективности менеджмента в отличие от показателей экономической эффективности, не могут быть выражены через соотношение производственных затрат (ресурсов) и полученных социальных результатов деятельности предприятия, так как не содержат общего для них масштаба и измерителей. В связи с этим социальную эффективность менеджмента целесообразно оценивать с помощью системы показателей, объединенных в 4 группы:

показатели, характеризующие условия труда работников предприятия;

показатели, характеризующие социально-бытовые условия работников организации;

показатели, характеризующие квалификацию работников;

показатели, характеризующие организацию и мотивацию труда.

Использование показателей эффективности управления позволяют диагностировать систему управления, предупреждать возникающие при ее функционировании отклонения, вскрывать причины неэффективного управления, осуществлять научно обоснованное целеполагание органов управления, корректировать их дальнейшую работу.

Наши рекомендации