Основополагающие концепции ОП
Введение
«Организационное поведение» (ОП) является научной дисциплиной, которая изучает поведение работников в рамках определенных организационных структур и его влияние на результативность деятельности организаций.
Организационное поведение представляет собой область знаний, опирающуюся на теоретические разработки, исследования, систематизацию и обобщение практического опыта управления: описание и методы изучения поведения людей в различных организационных ситуациях, объяснения причин их поступков, предсказания поведения работников в будущем и управления их поведением.
Дисциплина «Организационное поведение» тесно взаимосвязана с такими дисциплинами как «Основы менеджмента», «Теория организации», «Исследование систем», «Управление персоналом». Организационное поведение является областью исследования, которая использует теорию, методы и принципы различных дисциплин с целью изучения индивидуальных представлений, ценностей и познавательных способностей и действий при работе в группах и в рамках целой организации; анализа воздействия внешней среды на организацию и ее человеческие ресурсы, миссии, цели и стратегии. Знания, полученные при изучении данной дисциплины, будут в дальнейшем использованы студентами при освоении других дисциплин в области менеджмента и выполнении дипломных проектов.
Целью преподавания дисциплины «Организационное поведение» является изучение закономерностей организационного поведения личности, современных форм и методов воздействия на её поведение, принципы формирования групп, объединенных едиными целями, и выявление особенностей обоснования методов воздействия на организационное поведение, способствующего повышению эффективности деятельности всей организации.
Конспект лекций дисциплины «Организационное поведение» предназначен для студентов специальностей 062100 (080505) управление персоналом очной, очной сокращенной форм обучения, 061100 (080507) менеджмент организации очной и заочной форм обучения, 250100,250400,250600,251100,251200,320700 очной формы обучения, и для слушателей дополнительных образовательных профессиональных программ. В результате освоения дисциплины студенты:
- получат представления о современном состоянии и тенденциях развития организационного поведения;
- изучат возможности разработки таких проектов организационных систем, которые ставят в центр человека и его потребности;
- изучат методы описания поведения работников и выявления причин их поведения;
- получат навыки управления поведением индивида и группы в соответствии с критериями эффективности деятельности организации.
Приобретенные знания и практические навыки должны обеспечить студентам умение самостоятельно и на достаточно высоком теоретическом уровне решать поведенческие задачи, выявлять причины недостаточной результативности организации, грамотно выстраивать межличностные отношения.
Методика преподавания дисциплины предполагает чтение лекций, проведение практических занятий и деловых игр с использованием видеоаппаратуры, решение практических ситуаций.
Изучение дисциплины «Организационное поведение» осуществляется в объеме 119 часов для специальности 062100 (080505) управление персоналом очной, очной сокращенной форм обучения, 180 часов для специальности 061100 (080507) менеджмент организации очной и заочной форм обучения, 50 часов для специальностей 250100,250400,250600,251100,251200,320700 очной формы обучения.
Конспект лекций учитывает требования Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в части обязательного минимума содержания программы по дисциплине «Организационное поведение» для студентов специальностей 062100 (080505) управление персоналом очной, очной сокращенной форм обучения, 061100 (080507) менеджмент организации очной и заочной форм обучения, 250100,250400,250600,251100,251200,320700 очной формы обучения, и для слушателей дополнительных образовательных профессиональных программ.
Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС ОРГАНИЗАЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ
План.
1. Сущность и понятие организационного поведения.
2. Основополагающие концепции ОП.
3. Факторы, влияющие на организационное поведение
4. Базисные теоретические подходы.
5. Система организационного поведения
6. Модели организационного поведения.
Сущность и понятие организационного поведения.
Организационное поведение – это изучение поведения людей (индивидов и групп) в организациях и практическое использование полученных знаний. С одной стороны ОП – это научная дисциплина, в которой к основному массиву знаний постоянно добавляются результаты новых исследований и разработок. С другой стороны ОП – это прикладная наука, благодаря которой информация об удачах и фиаско компаний распространяется в других организациях. Наука об организационном поведении представляет набор инструментов, используемых на различных уровнях анализа. Она позволяет анализировать: поведение индивидов, динамику отношений внутри малых групп, внутриорганизационные отношения, и т.д.
Основные силы ОП
Природа организации формируется в процессе взаимодействия различных сил, которых можно классифицировать по 4 направлениям: люди, организационные структуры, технологии и внешняя среда, в которой действует данная организация.
Основополагающие концепции ОП.
ОП основывается на ряде базисных идей о природе человека и организаций (табл. 1.1).
Таблица 1.1.Базисные концепции организационного поведения.