Теоретические основы антикризисного менеджмента в торговом деле
В развитии любого объекта возможно наступление кризисных ситуаций. Это обстоятельство отражает объективные тенденции цикличного развития экономики и производства.
Антикризисное управление торговым предприятием - управление, способное предварять или смягчать кризисы, а также управление, способное удерживать функционирование в режиме выживания в период кризиса и выводить фирму из кризисного состояния с минимальными потерями.
Ключевыми проблемами антикризисного управления в торговом бизнесе являются:
¨ Прогнозирование кризисов.
¨ Финансово-экономическое регулирование кризисных процессов.
¨ Правовое регулирование кризисного развития.
¨ Конфликтология.
¨ Менеджмент в кризисных ситуациях или в условиях опасности кризиса.
Всякое управление торговой фирмой в определенной мере является антикризисным, но не всякое управление обладает признаками антикризисного управления, т.е. готово к кризису. Кризисы бывают различными и по причинам своего возникновения, и по характеру протекания и последствий (Рис.29)
Концепция антикризисного управления торговым бизнесом - это четыре блока проблем (таблица 14).
В управление торговым предприятием должны быть заложены механизмы как предупреждения кризиса, так и снижения его остроты, а также минимизация последствий.
Рискованное развитие торгового бизнеса требует адекватной реакции в системе управления, перехода управления на специфические механизмы, процессы, структуры управления в условиях риска. Особая роль отводится стилю управления и лидерству торгового менеджера.
Управление торговым бизнесом может провоцировать кризис, если нет опасности, что он будет разрушительным, и если есть уверенность и надежда, что кризис принесет необходимое обновление. В антикризисном управлении торговым делом решающее значение имеет стратегия управления. Есть различные альтернативы стратегий управления:
ü Стратегия предупреждения кризиса.
ü Стратегия выжидания зрелости кризиса.
ü Стратегия противодействия.
ü Стратегия рассчитанного риска.
Ключевые положения в диагностике антикризисного управления торговым бизнесом(рис.30):
Факторы – настораживающие события.
Симптомы – проявление кризисных явлений.
Причины – источники возникновения кризиса.
Распознавание кризиса – обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса, определение его содержания, свойств и характера.
Средства – интуиция, опыт, специальные знания, анализ, исследования, диагностика.
Методология и организация решения проблемы в условиях кризисного функционирования представлены в табл.14.
.
Таким образом, антикризисное управление –это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития. Менеджер торгового дела мыслит в рамках философии антикризисного управления (рис.31):
- кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
-кризисы в определенной мере можно ускорять, и отодвигать;
-к кризисам можно и необходимо готовиться;
-кризисы можно смягчать;
-управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
-кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
-управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
В ходе диагностики деятельности торговой фирмы целесообразно выделять следующие причины кризисов: финансово-экономическая ситуация в стране; острая конкуренция; непрофессиональное управление (ошибочные решения); рискованное развитие (стратегия); кризисное управление (создающее конфликты, кризисы); сложное социально-политическая обстановка; природные катаклизмы. На основании анализа формируются стратегии антикризисного управления: предупреждение кризиса;подготовка к его появлению; выжидание его зрелости; противодействие кризисным явлениям; замедление его процессов;стабилизация ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресурсов;рассчитанного риска;последовательного вывода из кризиса;предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.
Таблица 14
Проблемы антикризисного управления
1 блок: - проблемы распознавания ситуаций - проблемы предотвращения кризиса - проблемы жизнедеятельности организации в кризисном состоянии - проблемы выхода из кризиса - проблемы ликвидации последствий кризиса | 2 блок: - методологические проблемы антикризисного управления( АУ). - финансово-экономические проблемы АУ. - правовые проблемы АУ. - проблемы организации АУ. - социально-психологические проблемы АУ. |
Антикризисное управление торгового бизнеса: методология и организация решения проблем в условиях кризисного функционирования | |
3 блок: - Поиск информации - проблемы прогнозирования кризисов - разработка управленческих решений - в условиях риска - анализ и оценка кризисных ситуаций - инновационные стратегии кризисного поведения | 4 блок: - конфликтологические проблемы управления - маркетинг: поведение в условиях неопределенности - внешнее управление и проблемы санации – селекция персонала в условиях кризиса: - оценка и мотивирование - инвестиционное проектирование |
Рис. 31 Антикризисное управление торговой организацией (философский аспект)