Теоретические основы антикризисного менеджмента в торговом деле

В развитии любого объекта возможно наступление кризисных ситуаций. Это обстоятельство отражает объективные тенденции цикличного развития экономики и производства.

Антикризисное управление торговым предприятием - управление, способное предварять или смягчать кризисы, а также управление, способное удерживать функционирование в режиме выживания в период кризиса и выводить фирму из кризисного состояния с минимальными потерями.

Ключевыми проблемами антикризисного управления в торговом бизнесе являются:

¨ Прогнозирование кризисов.

¨ Финансово-экономическое регулирование кризисных процессов.

¨ Правовое регулирование кризисного развития.

¨ Конфликтология.

¨ Менеджмент в кризисных ситуациях или в условиях опасности кризиса.

Всякое управление торговой фирмой в определенной мере является антикризисным, но не всякое управление обладает признаками антикризисного управления, т.е. готово к кризису. Кризисы бывают различными и по причинам своего возникновения, и по характеру протекания и последствий (Рис.29)

Концепция антикризисного управления торговым бизнесом - это четыре блока проблем (таблица 14).

В управление торговым предприятием должны быть заложены механизмы как предупреждения кризиса, так и снижения его остроты, а также минимизация последствий.

Рискованное развитие торгового бизнеса требует адекватной реакции в системе управления, перехода управления на специфические механизмы, процессы, структуры управления в условиях риска. Особая роль отводится стилю управления и лидерству торгового менеджера.

Управление торговым бизнесом может провоцировать кризис, если нет опасности, что он будет разрушительным, и если есть уверенность и надежда, что кризис принесет необходимое обновление. В антикризисном управлении торговым делом решающее значение имеет стратегия управления. Есть различные альтернативы стратегий управления:

ü Стратегия предупреждения кризиса.

ü Стратегия выжидания зрелости кризиса.

ü Стратегия противодействия.

ü Стратегия рассчитанного риска.

Ключевые положения в диагностике антикризисного управления торговым бизнесом(рис.30):

Факторы – настораживающие события.

Симптомы – проявление кризисных явлений.

Причины – источники возникновения кризиса.

Распознавание кризиса – обнаружение симптомов, факторов и причин кризиса, определение его содержания, свойств и характера.

Средства – интуиция, опыт, специальные знания, анализ, исследования, диагностика.

Методология и организация решения проблемы в условиях кризисного функционирования представлены в табл.14.

.
Теоретические основы антикризисного менеджмента в торговом деле - student2.ru

Теоретические основы антикризисного менеджмента в торговом деле - student2.ru

Таким образом, антикризисное управление –это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития. Менеджер торгового дела мыслит в рамках философии антикризисного управления (рис.31):

- кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

-кризисы в определенной мере можно ускорять, и отодвигать;

-к кризисам можно и необходимо готовиться;

-кризисы можно смягчать;

-управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;

-кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

-управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизиро­вать их последствия.

В ходе диагностики деятельности торговой фирмы целесообразно выделять следующие причины кризисов: финансово-экономическая ситуация в стране; острая конкуренция; непрофессиональное управление (ошибочные решения); рискованное развитие (стратегия); кризисное управление (создающее конфликты, кризисы); сложное социально-политическая обстановка; природные катаклизмы. На основании анализа формируются стратегии антикризисного управления: предупреждение кризиса;подготовка к его появлению; выжидание его зрелости; противодействие кризисным явлениям; замедление его процессов;стабилизация ситуаций посредством использования резервов, дополнительных ресур­сов;рассчитанного риска;последовательного вывода из кризиса;предвидения и создания условий устранения последствий кризиса.

Таблица 14

Проблемы антикризисного управления

1 блок: - проблемы распознавания ситуаций - проблемы предотвращения кризиса - проблемы жизнедеятельности организации в кризисном состоянии - проблемы выхода из кризиса - проблемы ликвидации последствий кризиса 2 блок: - методологические проблемы антикризисного управления( АУ). - финансово-экономические проблемы АУ. - правовые проблемы АУ. - проблемы организации АУ. - социально-психологические проблемы АУ.  
Антикризисное управление торгового бизнеса: методология и организация решения проблем в условиях кризисного функционирования
3 блок: - Поиск информации - проблемы прогнозирования кризисов - разработка управленческих решений - в условиях риска - анализ и оценка кризисных ситуаций - инновационные стратегии кризисного поведения 4 блок: - конфликтологические проблемы управления - маркетинг: поведение в условиях неопределенности - внешнее управление и проблемы санации – селекция персонала в условиях кризиса: - оценка и мотивирование - инвестиционное проектирование

 
  Теоретические основы антикризисного менеджмента в торговом деле - student2.ru

Рис. 31 Антикризисное управление торговой организацией (философский аспект)

Наши рекомендации