Горизонтальное разделение труда
директор
заместители директора
1 2 3
Вертикальное разделение труда
директор
заместитель директора
начальник цеха
начальник участка
бригадир
рабочий
3. персонал — не только средство достижения целей организации, но и производитель продукта, от его работы зависит эффективность всей работы организации. Человек это центральная фигура любой организации.
4. технологии - средство, с помощью которого сырьё преобразуется в товар.
Складывающаяся технология характеризуется тем, что все работы в рамках организации, хотя и направлены на достижение какого-то конечного результата, но обычно слабо связаны друг с другом, и завершенность им придает последняя операция. Например, при создании агрегата участники процесса по отдельности работают на кого-то одного, кто собирает конечный продукт.
Последовательная технология предполагает, что работы в организации вытекают друг из друга, и ни одна не может начаться раньше, чем закончится предыдущая, как происходит, например, на конвейерной сборке.
Связанная технология означает, что работы взаимно обусловливают друг друга, но при этом не обязательно в строгой последовательности. Так, съемка эпизодов фильма происходит совсем не обязательно в той очередности, в которой они будут смонтированы в окончательном виде.
Групповая технология заключается в том, что работы выполняются на одном стационарном объекте (например, прокладка трассы) последовательно или параллельно в зависимости от ситуации.
Внешняя среда организации — это совокупность условий и элементов, которые находятся за пределами организации, но, тем не менее, могут влиять на его поведение и деятельность.
Внешняя среда организации
среда прямого воздействия среда косвенного воздействия
микроокружение макроокружение
потребители состояние экономики
поставщики ресурсов научно технический прогресс
конкуренты политика
законы и гос. органы международные события
профсоюзы
Раздел 2. Функции менеджмента в рыночной экономике
Тема 2.1. Цикл менеджмента.
Вопрос:
Цикл менеджмента - основа управленческой деятельности. Функции менеджмента в рыночной экономике: организация, планирование, мотивация и контроль деятельности экономического субъекта. Сущность, значение и содержание функций менеджмента.
ВОПРОС 1.
Цикл –это совокупность процессов, совершаемых в течении определенного времени.
Функция менеджмента - это вид управленческой деятельности, который осуществляется особыми способами.
Цикл менеджмента – это последовательное выполнение функций менеджмента.
4 1
функции
управления
3 2
Функция планирования предусматривает выполнение следующих действий:
1. определение миссии предприятия;
2. установление целей организации;
3. определение стратегии поведения организации и составляющих его структур;
4. разработку политики и процедур регламентирующих поведение объектов управления в организации;
5. формирования производственной программы организации.
Планирование позволяет:
ü поддерживать непрерывность и пропорциональность производства;
ü способствовать рациональному использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов
Функция организации нацелена на то, чтобы претворить намеченные планы в жизнь. Она предполагает:
1. формирование структуры организации (определение того, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание);
2. обеспечение всем необходимым (оборудованием, персоналом, денежными средствами и т.д.).
Данная функция обеспечивает согласование всех элементов системы.
Функция мотивации – состоит в создании производственных условий, внутренне побуждающих работников к действиям. Работники предприятия должны не просто работать, а качественно работать. Для этого менеджер использует различные стимулы, как материальные, так и моральные.
Данная функция способствует росту производительности труда, повышению качества продукции, создает условия для укрепления производственной и трудовой дисциплины.
Функция контроля –заключается в наблюдении за ходом производственных процессов и выявлении отклонений. Она предполагает наблюдение, проверку всех сторон деятельности, учёт и анализ.
Данная функция обеспечивает действенную оценку хода и результатов производства создает условия для осуществления \менеджером необходимой корректировки деятельности предприятия.
Функции менеджмента находятся в определённом круговороте и составляют замкнутый цикл менеджмента. Функции взаимно связанны и взаимообусловлены: ни одно звено из этой цепи не выкинешь.
Тема 2.2. Планирование деятельности коллектива.
Вопрос:
1. Содержание, цели и задачи планирования. Виды планов.
2. Методы планирования.
3. Процесс стратегического планирования:
А) миссия; цели;
Б) анализ внешней среды; управленческое обследование внутренних слабых и сильных сторон
В) анализ стратегических альтернатив; выбор, реализация и оценка стратегии.
4. Тактическое (текущее) планирование.
ВОПРОС 1.
Планирование – это формирование образа будущего в сознании субъекта.
Планирование – это процесс принятия конкретных решений позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем.
Цель планирования – это обеспечение достижения намеченных целей, выполнение поставленных задач
Важнейшими целями в планировании на предприятиях являются: объём продаж, прибыль, доля на рынке.
Этапы планирования:
1. прогнозирование;
2. выяснение и выбор вариантов развития;
3. формулирование целей;
4. разработка программы действий и составление графика работ;
5. формирование бюджета.
Задачи планирования:
1. определение ожидаемых опасностей
2. определение предполагаемых возможностей развития организации.
3. обоснование стратегий, целей и задач которые планирует осуществить организация
4. планирование средств достижения поставленных целей и задач
5. определение потребности ресурсов их объёмов и структуры
6. внедрение разработанных планов
7. контроль за выполнением планов.
Виды планов:
Планы – цели, представляют собой набор качественных и количественных характеристик желаемого состояния объекта управления и его отдельных элементов в будущем.
Планы для повторяющихся действий – предписывают сроки действий и порядок осуществления в стандартных ситуациях.
Планы для неповторяющихся действий – составляются для решения специфических проблем.
По срокам выполнения, планы делятся на долгосрочные - сроком свыше пяти лет; среднесрочные - от года до пяти и краткосрочные - до года.
ВОПРОС 2.
Можно выделить несколько методов планирования:
Бюджетные методы – основаны на составлении таблиц (бюджетов) в которых представлено поступление или распределение ресурсов по подразделениям и сферам деятельности.
Балансовые методы – основаны на взаимной увязке бюджетов поступления и распределения ресурсов в рамках планового периода. Данный метод предполагает составление баланса:
Источники ресурсов | Распределение ресурсов |
Остаток на начало периода | Текущее потребление |
Внешнее поступление | Реализация на сторону |
Внутренняя экономия | Резервы |
Резервы | Остаток на конец периода |
Баланс | Баланс |
Нормативный метод – предполагает, что в основу плановых заданий закладываются нормы затрат различных ресурсов на единицу продукции. Данный метод используется как самостоятельно, так и в качестве вспомогательного по отношению к балансовому методу.
Математические методы представляют собой точное математическое описание экономического процесса с помощью математических символов и приёмов (уравнений, неравенств, графиков и др.)
Графические методы предполагают составление различных схем выполнения поставленной задачи.
ВОПРОС 3.
А) Стратегическое планирование предполагает разработку планов деятельности всего предприятия в целом.
Стратегический план – это детальный план, в котором определены миссия организации, её цели и задачи, способы и программа их выполнения.
Процесс стратегического планирования
Определение анализ внешней среды изучение
миссии и целей альтернативных
анализ внутренней среды стратегий
оценка хода реализация выбор
реализации стратегии стратегии стратегии
Миссия –это определение направлений деятельности организации, выделение основных принципов и норм ведения деятельности, которые будут определять образ организации в перспективе.
Цель – это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для неё желательным и на достижение которых направлена её деятельность.
Б) Анализ внешней среды включает:
1. анализ потребителей и конкурентов,
2. анализ правовой среды (изучение законов)
3. анализ экономической среды (темпы инфляции, уровень занятости, состояние экономики)
4. анализ социальной среды (структура населения, потребности, стиль жизни).
5. анализ экологической среды (климатические и географические особенности).
Анализ внутренних факторов организации должен оценить:
позволяют ли внутренние силы воспользоваться возможностями;
какие внутренние слабости могут осложнить будущие проблемы, связанные с внешними опасностями.
Анализ сильных и слабых сторон предприятия – осуществляется с помощью SWOT – анализа.
SWOT – это аббревиатурное обозначение сильных сторон (strengths), слабых сторон (weaknesses), благоприятных возможностей (оopportunities), факторов угрозы (threats).
В)
ограниченный рост
(установление цели от достигнутого)
внешний рост
альтернативные рост (присоединение к орга-
стратегии (ежегодное низации других произ
наращивание целей) водств)
внутренний рост
(увеличение выпуска
продукции или расши-
рение ассортимента)
отсечение лишнего
сокращение (отделение неперспективных
(рационализация подразделений)
и переориентация
развития)
ликвидация
сочетание сокращение и переориентация
(изменение пропорций в
производстве продукции)
Выбор стратегии – это выбор средств, с помощью которых организация будет решать стоящие перед ней задачи
Факторы, влияющие на выбор стратегии:
риск знание прошлых реакция на владельцев фактор времени
стратегий
Реализация стратегии – это комплекс действий, способствующих правильному распределению ресурсов и утверждению плана работы.
ВОПРОС 4.
Тактическое планирование –уточнение, коррекция, дополнение, т.е. конкретизация стратегии.
Тактика одна из форм выражения стратегии.
Тактическое планирование – это детальное планирование, определение и разработка вопросов в рамках технических линий.
Тактика – это определенные шаги, ступени по направлению к общей цели.
Стадии процесса тактического планирования
подготовка плана принятие плана
(сбор, систематизация и уточнение
информации, её анализ, уточнение
целей и задач, определения меро-
приятий подлежащих включению
в план)
Текущее планирование – это то, чем ежедневно занимается менеджер на предприятии.
Оно осуществляется на срок до одного года.
Стадии текущего планирования:
выявление определение предварительный
проблемы возможных выбор одного из
действий возможных действий
окончательны выбор анализ возможных
действий последствий