Системный подход к управлению операциями. Структура и понятие операционной системы

Операция – законченное действие или ряд связанных между собой действий, направленных на решение опр. задачи.

Операционная система – полная система производственной деятельности организации, состоящая из 4 подсистем: планирующей, контролирующей, перерабатывающей и обеспечивающей. Планирующая – решает вопросы, связанные с планированием производственных мощностей и управления мат.-производственными запасами. Перерабатывающая – выполняющая работу, непосредственно связанную с превращением входных величин в выходные результаты. Контролирующая – получает информацию о состоянии системы и незавершенном производстве от перерабатывающей подсистемы, которая отвечает за контроль в операционной системе. Обеспечивающая – прямо не связанная с процессами производства, но выполняющая необх. ф-ции обеспечения всех подсистем в организации.

Операционные системы:

1. Проектная - (характер производимой продукции) строительный подрядчик, писатель – (характер производимой услуги) врач-терапевт, маляр.

- каждая ед. конеч. продукции уникальна по конструкции, выполняемым задачам, местоположению и др. признакам; - процесс производства имеет единичный и неповторяющийся характер; - на выпуск каждой ед. продукции затрачивается относительно продолжительное время; - отдельные подразделения, цехи или участки специализированы на выполнение различ. операций

2. Мелкосерийная – типография, столярный цех – клиническая больница, автомобильная станция.

- объекты переработки проходят через систему единицами или небольшими группами с необязат. прохождением через все участки

3. Массовая – автосборочный завод, швейное предприятие – аэропорт, мойка машин.

- большие объемы относительно стандартизированных выходов; - отд. единицы продукции неотличимы друг от друга; - время прохождения ед. продукции через систему относительно мало; - для упорядочения производственных ресурсов системы создают технологическую линию

4. Непрерывная – нефтепереработка – радиостанция.

- производство в значительных объемах однородной продукции на выходе; - ресурсы, поступающие на вход системы, непрерывными потоками проходят через нее, превращаясь в продукт на ее выходе; - отд. единицы производимой продукции отличаются по объему, длине, площади, весу или времени.

Виды организаций по взаимод-ю с внешней средой.

Виды:

1.Механистический (бюрократический) 2.Органический

1.Хар-ся: экстенсивным использ-м формал-м правилом процедур,централизов-м принятием решений,узкой определён-й ответ-ю в работе и жёсткой иерархией власти в орган-и. 2. Хар-ся: слабым или умеренным использ-м формал-м правилом и процедур, децентрализ-й и участием в принятии решений, широко определ-й ответ-ю в работе, гибкостью структуры власти и небол-м кол-вом уровней в иерархии.

Характеристики:

1.Узкая специал-я в работе, работа по правилам, чёткие права и ответственность, ясность в уровнях иерархии, объективная система вознаграждения, об-е критерии отбора кадров, отн-я формал-е.

Условия:

1.Несложное и стабильное окруж-е, цели и задачи известны,задачи разделяются,они простые и ясные,работа измеряема,мот-я засчёт оплаты труда,призн-ся власть по закону

2 Противоположная механистическому.

Сущность управленческого решения

Решение-нахождение определённого варианта действий,сам процесс деят-ти и его конечный результат. Управленческое решение-специфич-й вид деят-ти,участвующего в процессе управления.

Их отличия:1.УР принимается в орган-и .2.УР воспринимается теми на кого оно влияет в качестве обязат-го исполнения. 3.УР приним-ся в ситуации выбора между несколькими альтернативами,равноценными с точки зрения чел-ка.

УР как процесс:поиск,группировка и анализ требуемой инф-и,а также разработка,утвержд-е и реализ-я УР.

УР как явление: план мероп-й,постан-я,устное или письмен-е распоряжение.

На осн-и сист-го подхода УР предст.собой:устран-е противоречия,возник. между ситуацией(факт-е сост-е) и целью(ожидающее)

Классификация управл. решений

- по степени определённости:

1.Програмированые-прин-т не 1-й раз

2.Незапрограмиров-е-нет алгоритма

- по хар-ру и периоду осущ-я:

1.Стратегич-е-напр.на реал-ю стратегий 2.Тактич-е 3.Оперативные

- по сфере в кот-й приним-ся решения:

1.реш.в технич.системах 2.реш.в биологич.системах 3.реш. в соц-х или общ-х системах

- по форме:

1.Письменные реш-я 2.Устное 3.Реш.приним-ся в автоматизированных системах

- по основаниям принятий:

1.интуитивные 2.основ-е на суждениях(опыт) 3.рацион-е реш. (самые эфективные)

- по признаку содержания:

1.экономич2.организ3.технич 4.технологич-5.политич

- в зав-ти от степени охвата объекта:

1.общие 2.частные 3.локальные

- по характ-м чертам личности мен-ра:

1.уравновеш-е2.импульсивн3.инертные4.рискованые 5.осторожные

- по методам установления проблем:

1.типовые 2. творческие

- с позиции субъекта управления:

1.единоличные(индивид-е) 2.коллект-е (коллег-ые)

- по кол-ву целей реш-я:

1.одноцелевые 2.многоцелевые

- по уровню творческого вклада:

1.рутиные 2.селективные 3.адаптивные 4.инновационные.

Наши рекомендации