Ограничения и условия функционирования организаций
Ограничения – императивны,то естьнеподвластныменеджменту определенного уровня. Например, норма расхода материала является ограничением и «неподвластна» начальнику цеха, но «подвластна» главному технологу предприятия.
Условия, как правило, диспозитивны, то есть допускают выбор для менеджера конкретного уровня.
Ограничения могут накладываться как внешней средой организации, так и иметь внутренние источники.
Внешняя среда характеризуется сложностью, неопределенностью и изменчивостью.
Различается:
Ø среда прямого воздействия, т.е. все, что оказывает непосредственное влияние на организацию: потребители, конкуренты, поставщики, собственники, инвесторы, государственные органы, нормативные акты
Ø среда косвенного воздействия, т.е. все, что оказывает на организацию опосредованное воздействие: состояние экономики (конъюнктура), социально-культурные и географические факторы, политические факторы, научно-технический прогресс.
Условиятакже представлены как внешней, так и внутренней средой организации. К внутренним условиям относятся ситуационные факторы внутри организации, например:
Ø цели организации
Ø культура организации
Ø организационная структура
Ø ресурсы: материальные, трудовые, интеллектуальные
Ø технология и инновации
Примеры внешних условий:
Ø конъюнктура рынка
Ø научно-технический прогресс
Ø национальные обычаи
Ø вкусы и предпочтения потребителей
Жизненный цикл организации
Организация как объект последовательно проходит определенные стадии развития и становления:
Ø Создание: готовность рисковать, работоспособность, новизна продукции, малые масштабы
Ø Раннее развитие: стабилизация ассортимента и экономических характеристик, рост масштабов, стабилизация структуры управления
Ø Позднее развитие: диверсификация, стабилизация имиджа, формирование стабильной уверенности в собственных силах
Ø Остановка в развитии: нарастание бюрократии, невосприимчивость к инновациям, приростное поведение
Ø Гибель или возрождение: банкротство и ликвидация организации или обновление управленческой команды и повторение жизненного цикла.
Тема 1.3. Менеджеры в организациях
Современное представление о менеджере
Менеджер – это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области организации определенных видов деятельности.
Менеджер – это и должность, и профессия. Синонимы: администратор, начальник, руководитель.
Термин «менеджер» употребляется применительно:
Ø К руководителю организации или его подразделения
Ø К организатору конкретных видов работ
Ø К администратору любого уровня управления, организующему работу
Ø К руководителю по отношению к подчиненным
Содержание труда менеджера
Из определения следует, что менеджер организует деятельность в определенном направлении, для чего он обрабатывает исходную информацию, принимает на основе этой информации решение и организует его выполнение.
Решение – вывод об осуществлении (или о неосуществлении) конкретных действий, закрепленных в сознании субъекта и объекта управления, в управленческих документах.
Необходимость принятия решений диктуется наличием проблем или задач в сфере деятельности менеджера.
Типология менеджеров
По иерархическим уровням (вертикальное разделение труда):
Менеджеры высшего уровня (топ-менеджмент) – управление организацией в целом. Принимают решения по изменениям во внешней средеорганизации (стратегические решения). К этому уровню можно отнести также заместителей директора по функциональным областям менеджмента: заместитель по производству, заместитель по маркетингу, заместитель по научной работе, главный инженер, главный бухгалтер и т.п.
Менеджеры среднего уровня координируют работу менеджеров нижнего уровня и выступают как связующее звено между ними и высшим руководством. Принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации.
Менеджеры нижнего уровня организуют работу непосредственных подчиненных. Принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта.
Горизонтальное разделение труда в менеджменте позволяет выделить линейных и функциональных менеджеров.
Линейные– координация деятельности в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня
Линейные руководители: директор, начальники цехов и отделов, начальники участков и заведующие секторами, руководители групп и бригадиры.
Функциональные –возглавляют службы в иерархической структуре организации. Службы обеспечиваютвозможность принятия решения линейными руководителями определенного иерархического уровня.
Функциональные руководители:см. схему