Ограничения и условия функционирования организаций

Ограничения – императивны,то естьнеподвластныменеджменту определенного уровня. Например, норма расхода материала является ограничением и «неподвластна» начальнику цеха, но «подвластна» главному технологу предприятия.

Условия, как правило, диспозитивны, то есть допускают выбор для менеджера конкретного уровня.

Ограничения могут накладываться как внешней средой организации, так и иметь внутренние источники.

Внешняя среда характеризуется сложностью, неопределенностью и изменчивостью.

Различается:

Ø среда прямого воздействия, т.е. все, что оказывает непосредственное влияние на организацию: потребители, конкуренты, поставщики, собственники, инвесторы, государственные органы, нормативные акты

Ø среда косвенного воздействия, т.е. все, что оказывает на организацию опосредованное воздействие: состояние экономики (конъюнктура), социально-культурные и географические факторы, политические факторы, научно-технический прогресс.

Условиятакже представлены как внешней, так и внутренней средой организации. К внутренним условиям относятся ситуационные факторы внутри организации, например:

Ø цели организации

Ø культура организации

Ø организационная структура

Ø ресурсы: материальные, трудовые, интеллектуальные

Ø технология и инновации

Примеры внешних условий:

Ø конъюнктура рынка

Ø научно-технический прогресс

Ø национальные обычаи

Ø вкусы и предпочтения потребителей

Жизненный цикл организации

Организация как объект последовательно проходит определенные стадии развития и становления:

Ø Создание: готовность рисковать, работоспособность, новизна продукции, малые масштабы

Ø Раннее развитие: стабилизация ассортимента и экономических характеристик, рост масштабов, стабилизация структуры управления

Ø Позднее развитие: диверсификация, стабилизация имиджа, формирование стабильной уверенности в собственных силах

Ø Остановка в развитии: нарастание бюрократии, невосприимчивость к инновациям, приростное поведение

Ø Гибель или возрождение: банкротство и ликвидация организации или обновление управленческой команды и повторение жизненного цикла.

Тема 1.3. Менеджеры в организациях

Современное представление о менеджере

Менеджер – это лицо, занимающее постоянную должность, наделенное полномочиями и обладающее ответственностью в области организации определенных видов деятельности.

Менеджер – это и должность, и профессия. Синонимы: администратор, начальник, руководитель.

Термин «менеджер» употребляется применительно:

Ø К руководителю организации или его подразделения

Ø К организатору конкретных видов работ

Ø К администратору любого уровня управления, организующему работу

Ø К руководителю по отношению к подчиненным

Содержание труда менеджера

Из определения следует, что менеджер организует деятельность в определенном направлении, для чего он обрабатывает исходную информацию, принимает на основе этой информации решение и организует его выполнение.

Решение – вывод об осуществлении (или о неосуществлении) конкретных действий, закрепленных в сознании субъекта и объекта управления, в управленческих документах.

Необходимость принятия решений диктуется наличием проблем или задач в сфере деятельности менеджера.

Типология менеджеров

По иерархическим уровням (вертикальное разделение труда):

Менеджеры высшего уровня (топ-менеджмент) – управление организацией в целом. Принимают решения по изменениям во внешней средеорганизации (стратегические решения). К этому уровню можно отнести также заместителей директора по функциональным областям менеджмента: заместитель по производству, заместитель по маркетингу, заместитель по научной работе, главный инженер, главный бухгалтер и т.п.

Менеджеры среднего уровня координируют работу менеджеров нижнего уровня и выступают как связующее звено между ними и высшим руководством. Принимают решения в соответствии с содержанием задач внутренней среды организации.

Менеджеры нижнего уровня организуют работу непосредственных подчиненных. Принимают оперативные решения в соответствии с конкретными задачами возглавляемого объекта.

Горизонтальное разделение труда в менеджменте позволяет выделить линейных и функциональных менеджеров.

Линейные– координация деятельности в соответствии с целями и задачами своего иерархического уровня

Ограничения и условия функционирования организаций - student2.ru

Линейные руководители: директор, начальники цехов и отделов, начальники участков и заведующие секторами, руководители групп и бригадиры.

Функциональные –возглавляют службы в иерархической структуре организации. Службы обеспечиваютвозможность принятия решения линейными руководителями определенного иерархического уровня.

Функциональные руководители:см. схему

       
  Ограничения и условия функционирования организаций - student2.ru
 
    Ограничения и условия функционирования организаций - student2.ru

Наши рекомендации