Основные функции инновационного менеджмента
Составными частями процесса менеджмента выступают его функции. На практике выделяют так называемые общие функции, которые объективно присущи любой управленческой (в данном случае – инновационной) деятельности и не зависят от особенностей (размера, назначения, формы собственности и т.д.) конкретной организации.
В настоящее время в литературе существуют различные подходы к классификации функций системы менеджмента организации и, в частности, к классификации функций СИМ. Большинство специалистов выделяют следующие основные функции инновационного менеджмента: прогнозирование, планирование, организация, мотивация, учет, контроль, анализ, оценка и координация. Перечисленные функции, находясь между собой в постоянном взаимодействии в пространстве и времени, образуют так называемый управленческий цикл СИМ. Выделение этих функций позволяет систематизировать и структурировать задачи инновационного менеджмента, в совокупности составляющие функциональную структуру СИМ.
1. Прогнозирование – это научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования. Прогноз в системе управления выступает предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления. Сроки, объемы работ, количественные характеристики объекта и другие показатели в прогнозе носят вероятностный характер и обязательно предусматривают возможность внесения корректировок.
Цель прогнозирования – получение научно обоснованных вариантов тенденций развития показателей качества, элементов затрат и других показателей, используемых при разработке стратегических планов и проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), а также при развитии всей системы менеджмента. Самое сложное в системе менеджмента – это прогнозирование качества и затрат.
К основным задачам прогнозирования относятся:
выбор метода прогнозирования и периода времени прогноза;
разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде потребительной стоимости в соответствии с результатом маркетинговых исследований;
выявление основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или иных видах полезного эффекта;
выбор показателей, оказывающих существенное влияние на величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка;
прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов;
обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышения качества и эффективности выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов. Основными источниками исходной информации для прогнозирования служат:
статистическая, финансово-бухгалтерская и оперативная отчетность предприятий и организаций;
научно-техническая документация по результатам выполнения НИОКР, включая обзоры, проспекты, каталоги и другую информацию по развитию науки и техники в стране и за рубежом;
патентно-лицензионная документация.
Практическое применение того или иного метода прогнозирования определяется такими факторами, как объект прогноза, его точность, наличие исходной информации, квалификация прогнозиста и др.
План и прогноз представляют собой взаимодополняющие друг друга стадии управления при определяющей роли плана как ведущего звена управления.
2. Планирование – это стадия процесса управления, на которой определяются цели и задачи деятельности, разрабатываются необходимые для этого методы и средства их решения, наиболее эффективные в конкретных условиях.
В отличие от прогноза, план содержит однозначно определенные сроки и характеристики планируемого объекта. Для плановых разработок используется наиболее рациональный прогнозный вариант.
В новых условиях хозяйствования план служит основой деятельности предприятий всех форм собственности и размеров, так как без него невозможно обеспечивать согласованность в работе подразделений, контролировать результаты, определять потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих на предприятии, анализировать результаты инновационной деятельности.
Особенности планирования инновационной деятельности составляют:
большая неопределенность плановых ситуаций в связи с новизной инноваций, долговременным характером их разработки и внедрения, сложностью системы планирования по количеству участников, квалификации работников, масштабу работ и другим факторам;
значительный риск вложения инвестиций;
неподготовленность персонала, компонентов системы инновационного менеджмента и инфраструктуры к инновационной деятельности;
постоянная смена объекта и предмета исследований;
низкий уровень унификации и стандартизации компонентов инновационного менеджмента;
перспектива получения конкурентных преимуществ при положительном результате инновационной деятельности.
К основным задачам планирования инновационной деятельности относятся:
1) выбор перспективной стратегии фирмы на основе прогнозов альтернативных вариантов стратегического маркетинга;
2) обеспечение устойчивости функционирования и развития фирмы;
3) формирование оптимального по номенклатуре и ассортименту портфеля новшеств и инноваций;
4) формирование организационно-технических и социально-экономических мероприятий, обеспечивающих выполнение планов.
Необходимо осуществлять ранжирование объектов планирования по их важности для рационального распределения имеющихся ресурсов. Например, если выпускаемые товары имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности товара, имеющего наибольший удельный вес (по стоимости продаж) в программе фирмы.
Разрабатывается не менее трех альтернативных вариантов плана достижения одной и той же цели и выбирается оптимальный вариант, обеспечивающий выполнение запланированной цели
с наименьшими затратами на ее разработку и реализацию.
Сбалансированность плана обеспечивается преемственностью баланса показателей по иерархии, например функциональной модели объекта, стоимостной модели (при проведении функционально-стоимостного анализа), баланса поступления и распределения ресурсов и т.д.
3. Организация. Основными задачами этой функции СИМ выступают формирование структуры организации и обеспечение ее всеми необходимыми ресурсами для ее нормальной работы (персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др.), то есть создание реальных условий для достижения запланированных целей. Нередко это требует перестройки структуры производства и управления с тем, чтобы повысить их гибкость и приспособляемость к требованиям рыночной экономики.
В настоящее время организации формируют структуру управления в соответствии с собственными потребностями.
Следующая не менее важная задача функции организации – создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям. Главное место здесь отводится работе с персоналом, развитию стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержке работников склонных к творчеству предпринимательской деятельности нововведениям и не боящихся рисковать и брать на себя ответственность за решение тех или иных проблем предприятия.
4. Мотивация – это деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения целей, определенных в планах. Для этого осуществляется экономическое и моральное стимулирование, обогащается само содержание труда и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. В процессе реализации этой функции менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива.
5. Учет – это функция инновационного менеджмента по фиксации времени, расхода ресурсов, каких-либо параметров системы менеджмента.
Учет должен быть организован по выполнению всех планов, программ, зданий по таким параметрам, как качество, затраты, исполнители и сроки. Учет расхода ресурсов предпочтительно организовывать по всем видам ресурсов, выпускаемым товарам, их стадиям жизненного цикла
и подразделениям. По сложной технике необходимо организовать автоматизированный учет отказов, затрат на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонты.
Требования к учету:
1) обеспечение полноты;
2) обеспечение динамичности, то есть учет показателей в динамике и использование результатов учета для анализа;
3) обеспечение системности, то есть учет показателей системы менеджмента и ее внешней среды;
4) автоматизация на основе компьютерной техники;
5) обеспечение преемственности;
6) использование результатов в стимулировании качественного труда.
6. Контроль – это функция менеджмента по обеспечению выполнения программ, планов, письменных или устных заданий, документов, реализующих управленческие решения.
Контроль можно классифицировать по следующим признакам:
стадия жизненного цикла объекта: контроль на стадии маркетинга, НИОКР, организация технологической подготовки производства (ОТПП), производства, подготовки объекта к функционированию, эксплуатации, технического обслуживания и ремонтов;
объект контроля: предмет труда, средства производства, технология, организация процессов, условия труда, окружающая природная среда, параметры инфраструктуры региона, документы, информация;
стадия производственного процесса: входной, операционный контроль, контроль готовой продукции, транспортирования и хранения;
исполнитель: самоконтроль, менеджер, контрольный мастер, отдел технического контроля, инспекционный контроль, государственный, международный контроль;
степень охвата объекта контролем: сплошной и выборочный контроль и др.
Контроль может быть определен как постоянный и структурированный процесс, направленный на проверку продвижения работ, а также на выполнение корректирующих действий. Задачи контроля состоят в том, чтобы фактические данные о ходе выполнения проекта сопоставить с плановыми показателями и выявить отклонения, которые могут служить так называемыми сигналами рассогласования. Контроль можно разделить на четыре стадии:
а) мониторинг и анализ результатов;
б) сравнение достигнутых результатов с запланированными и выявление отклонений;
в) прогнозирование последствий сложившейся ситуации;
г) корректирующие действия.
В зависимости от требуемой точности различают следующие технологии оценки выполнения проекта:
контроль в момент окончания работ (метод «0–100»);
контроль в момент 50%-ной готовности работ (метод «50–50»);
контроль в заранее определенных точках проекта (метод контроля по вехам);
регулярный оперативный контроль (через равные промежутки времени);
экспертная оценка степени выполнения работ и готовности проекта.
Из рассмотренных ранее объектов ключевым является контроль трех основных параметров инновационного проекта:
1) время (проект должен быть выполнен в заданный период времени);
2) затраты (бюджет должен быть соблюден);
3) качество (требуемые характеристики проекта должны быть соблюдены).
7. Анализ – это функция разложения целого на элементы и последующего установления взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, планирования и реализации решения по развитию объекта.
Существует несколько методов анализа.
Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы.
При анализе применяются следующие основные виды сравнений:
отчетных показателей с плановыми;
плановых показателей с показателями предшествующего периода;
отчетных показателей с показателями предшествующих периодов и т.д.
Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т.д.).
Факторный анализ – метод исследования объектов (систем), в основе которого лежит установление степени влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект машины, элементы совокупных затрат, производительность труда и т.п.) с целью разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функционирования объекта (системы).
Применение методов факторного анализа требует большой подготовительной работы и трудоемких по установлению моделей расчетов.
Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов.
Индексный метод позволяет провести разложение обобщающего показателя по факторам относительных и абсолютных отклонений; в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель должен быть представлен как их произведение.
Графический метод служит средством иллюстрации хозяйственных процессов и исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа.
Графическое изображение экономических показателей различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.).
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) – это метод системного исследования применяемого по назначению объекта (изделия, процессы, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за период жизненного цикла объекта.
Особенность проведения ФСА заключается в установлении целесообразности набора функций, которые должен выполнять проектируемый объект в конкретных условиях, либо необходимости функций существующего объекта.
Экономико-математические методы анализа применяются для выбора наилучших оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.
8. Координация – это центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Наиболее часто используются отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, средства радио- и телевещания, документы. С помощью этих и других форм связи устанавливается взаимодействие между подсистемами, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации и контроля), а также действий руководителей.
[1] Основы инновационного менеджмента. Теория и практика. - Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – Под ред. д.э.н., проф. Л.К. Казанцева и д.э.н., проф. Л.Э. Миндели. – М.: Экономика, 2004. – 518 с.