Понятие современного менеджмента

РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕНЕДЖМЕНТА

СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

Понятие современного менеджмента

Цели и задачи менеджмента

Характерные черты и стадии менеджмента

Профессия менеджера

Эволюция менеджмента

Понятие современного менеджмента

Управлять – это значит «…помогать людям раскрыть свой потенциал, организуя их деятельность на благо общества». Главная цель науки менеджмент – активизировать личностный, творческий аспект управления, вовлечение в процесс управления самих управляемых. «Чем бы ты ни занимался, какую бы задачу с людьми ни решал – создай климат сотрудничества, доверия, уважения. В этом залог успеха любых начинаний менеджера».

Нельзя думать о руководстве людьми, не задумываясь сперва: а каковы эти люди? И каков я сам, отраженный в них? И как сними общаться? Как разрешить конфликты, которые неизбежно возникают даже при обычной коммуникации между людьми? Поэтому современный менеджмент следует рассматривать как совокупность рациональных методов и организационных рычагов управления.

Из фундаментального Оксфордского словаря английского языка можно почерпнуть такие его толкования:

1) способ, манера обращения с людьми;

2) власть и искусство управления;

3) особого рода умелость и административные навыки;

4) орган управления, административная единица.

Американский авторитет в области менеджмента П. Друкер дает следующее разъяснение: «Термин «менеджмент» исключительно труден для понимания. Во-первых, он специфически американского происхождения и едва ли может быть переведен на какой-либо другой язык. Он обозначает функцию, но также людей, ее выполняющих; он указывает на социальное или должностное положение, но в то же время означает учебную дисциплину и область научного исследования».

В специальной литературе по менеджменту уживается множество его определений. В чисто функциональном плане менеджмент чаще всего определяется как процесс, посредством которого группа сотрудничающих людей направляет свои действия к общим целям.

МЕНЕДЖМЕНТ – социальный и технический процесс, посредством которого используются ресурсы, оказывается влияние на человеческие действия и осуществляется содействие изменениям для достижения целей организации.

МЕНЕДЖМЕНТ – процесс планирования, организации, приведения в действие и контроля предприятия с тем, чтобы достичь координации человеческих и материальных ресурсов, необходимых для эффективного достижения целей.

Менеджмент – интеграционный процесс, которым полномочные лица формируют, упрочивают и управляют организациями в ходе отбора и достижения стоящих перед ними целей.

Менеджмент независим от собственности, должности или власти.

Это объективная функция, и она должна быть укоренена в ответственности за исполнение.

Менеджмент как специфический вид профессиональной деятельности строится на следующих принципах.

1. Менеджмент вращается вокруг человека, его задача состоит в том, чтобы сделать людей способными к совместному действию, придать их усилиям эффективность и сгладить присущие им слабости, ибо человеческая способность вносить вклад в общество столь же зависит от эффективности управления, как и от собственных усилий и отдачи людей.

2. Поскольку менеджмент связан с интеграцией людей в их общем предприятии, он глубоко укоренен в культуре. То, что менеджеры делают в Германии, Британии, США, Японии, России, является по сути дела одинаковым. То, как они это делают, может быть совершено различным. Один из главных моментов в строительстве менеджмента любой страны состоит в том, чтобы отыскать и распознать те элементы собственных традиций, истории и культуры, которые можно использовать как строительные блоки системы управления.

3. Каждое предприятие требует от менеджмента простых, четких и единых задач. Его миссия состоит в том, чтобы сплотить своих сотрудников вокруг общих целей.

4. Задачей менеджмента является также то, чтобы предприятие и каждый его сотрудник развивали как свои потребности, так и возможности их удовлетворения; подготовка и развитие людей должны осуществляться на любом уровне организации, они не должны останавливаться ни на минуту.

5. Любое предприятие состоит из людей с различными навыками и познаниями, выполняющих различные виды работ, поэтому оно должно строиться на нормальных коммуникациях между работниками и на их индивидуальной ответственности.

6. Предприятие никогда не достигает результатов в своих собственных стенах; в рамках предприятия существуют лишь центры, создающие стоимость, однако результаты достигаются лишь вне предприятия.

Учитывая вышесказанное, следует дать полное определение современного менеджмента. МЕНЕДЖМЕНТ – это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение определенных целей организации, действующей в рыночных условиях, путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма.

Иначе, менеджмент – это управление предприятием в условиях рынка, что означает:

1) ориентацию предприятия на спрос и потребности рынка, на запросы конкретных потребителей и организацию производства тех товаров и услуг, которые пользуются спросом и могут принести намечаемую прибыль;

2) постоянное стремление к повышению эффективности производства, то есть получение оптимальных результатов с минимальными затратами;

3) хозяйственная самостоятельность, обеспечивающая свободу принятия решений тем, кто несет ответственность за конечные результаты деятельности предприятия или его подразделений;

4) постоянная корректировка целей и программ в зависимости от состояния рынка;

5) конечный результат деятельности предприятия выявляется на рынке в процессе реализации продукции;

6) необходимость использования современной информационной технологии с целью осуществления многовариантных расчетов для принятия обоснованных и оптимальных решений.

Наши рекомендации