Жизненный цикл организации

Под жизненным циклом организации понимается совокупность ста­дий, которые проходит организация в период своей жизни.

Организация как субъект хозяйствования в процессе функциони­рования проходит ряд стадий: создание, рост, зрелость, спад, реорганиза­ция (реструктуризация) или санация, банкротство, ликвидация (рис. 2.6).

Жизненный цикл организации - student2.ru Жизненный цикл организации - student2.ru Жизненный цикл организации - student2.ru Жизненный цикл организации - student2.ru Стадия зрелости

(оптимального

функционирования)

Новый подъем



Жизненный цикл организации - student2.ru Жизненный цикл организации - student2.ru Жизненный цикл организации - student2.ru Жизненный цикл организации - student2.ru Жизненный цикл организации - student2.ru Жизненный цикл организации - student2.ru Жизненный цикл организации - student2.ru Стадия роста, расширения

Стадия спада

Реорганизация, реструктуризация

Новый подъем



               
  Жизненный цикл организации - student2.ru   Жизненный цикл организации - student2.ru
      Жизненный цикл организации - student2.ru
 
    Жизненный цикл организации - student2.ru
 

Жизненный цикл организации - student2.ru

Создание организации

Банкротство

Санация (оздоровление)

Ликвидация организации

Рис. 2.6. Стадии жизненного цикла организации

Первая стадия — создание организации и ее становление. О во­зникновении субъекта хозяйствования свидетельствует факт его регистрации в соответствующих органах исполнительной власти. На этой стадии происходит уточнение сферы деятельности организации, опре­деление целей и выбор стратегии деятельности, разработка производ­ственной и организационной структуры организации, подбор необходи­мого персонала, закупка оборудования, сырья, организация производства продукции (услуг) и управления организацией.

На стадии роста и расширения деятельности организации проис­ходит позиционирование ее продукции на рынке, поиск лучших партне­ров, завоевание своей доли на рынке, обеспечение рентабельной работы организации.

Стадия роста характеризуется:

—увеличением объема производства и числа сотрудников;

—разделением труда и ростом специализации;

—снижением издержек производства;

—внедрением систем стимулирования и стандартизацией работ и др.

Главными задачами организации на этой стадии являются созда­ние условий для экономического роста и обеспечение высокого качества товаров и услуг.

Стадия зрелости, или оптимального функционирования, характери­зуется успешной высокоэффективной работой предприятия на основе отработанной технологии и организации производства, прогрессивных форм и методов управления предприятием, активной маркетинговой деятельностью.

На стадии зрелости организация достигает лидирующего положе­ния на рынке.

Если предприятие способно к изменениям, гибко реагирует на дина­мику внешней среды, быстро адаптируется к потребностям рынка, оно может долгие годы успешно функционировать, не боясь падения рента­бельности и банкротства. Когда же предприятие своевременно не реаги­рует на требования различных стадий жизненного цикла, то дело будет неуклонно приближаться к спаду деловой активности и банкротству.

Как правило, на стадии спада снижается спрос на продукцию или услуги организации, возрастает роль цены и качества в конкурентной борьбе. Часто организация перестает соответствовать внешнему окруже­нию, становится чрезмерно бюрократичной и консервативной.

Однако существуют некоторые условия, выполнение которых по­могает сохранить нормальное функционирование предприятия и умень­шить риск банкротства:

—избегать излишнего оптимизма (когда необоснованно кажется, что дело идет успешно);

—разрабатывать и осуществлять качественные планы по маркетин­гу с четкими целями;

—систематически делать обоснованные прогнозы по наличности;

—идти в ногу с потребностями рынка;

—своевременно выявлять критические моменты, которые могут представлять собой угрозу для предприятия.

Руководители предприятия должны обращать внимание на любые изменения в функционировании самого предприятия и в окружающей среде, которые могут быть первыми сигналами о надвигающейся беде. В этом случае необходимо скорректировать стратегию развития компа­нии, структуру ее управления и провести другие организационные из­менения.

По мере перехода организации от одной стадии развития к другой происходит накопление организационных проблем. Менеджерам важно представлять, являются ли эти проблемы следствием принятия неверных управленческих решений, могут ли они быть разрешены путем незначи­тельных корректировок системы управления или они свидетельствуют о приближении следующей стадии жизненного цикла, а следовательно, связаны с необходимостью проведения организационных изменений. Таким образом, эффективная и устойчивая деятельность организации во многом зависит от того, как менеджеры и сотрудники понимают, оцени­вают и учитывают в своих действиях ее жизненный цикл и каждую его стадию.

Наименее жесткая альтернатива банкротству — реорганизация пред­приятия, цель которой — оживить предприятие. В этом случае разраба­тывается и осуществляется план выхода из кризисной ситуации, кото­рый может включать слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования предприятия, в результате чего создаются новые, лик­видируются существующие юридические лица, меняется организацион­но-правовая форма предприятия.

Особой формой реорганизации является реструктуризация пред­приятия, которая включает систему мероприятий по улучшению управ­ления на предприятии, по повышению эффективности его производства и конкурентоспособности продукции, повышению производительности труда, снижению издержек производства, по улучшению финансово-экономических результатов его деятельности. Реструктуризация должна способствовать оздоровлению экономики предприятия, восстановлению платежеспособности и ликвидности, финансовой устойчивости.

В том случае, когда результаты деятельности предприятия ведут к банкротству, может быть проведена санация (оздоровление) пред­приятия.

Санация — это комплекс мероприятий, направленных на предот­вращение банкротства и ликвидацию предприятия. Суть санации состо­ит в передаче (по решению суда) функций по управлению делами пред­приятия государственному органу или совету кредиторов из числа уполномоченных специалистов по делам о несостоятельности.

Применение процедуры санации создает реальные возможности для решения следующих задач:

— обеспечения выживания предприятия;

— заключения мировой сделки между должниками и кредиторами;

— достижения лучшей реализации активов предприятия, чем при его ликвидации.

Санация может осуществляться организационными и финансовыми методами. В первом случае проводятся изменения в административном

аппарате предприятия, устраняются или сокращаются нерентабельные подразделения. Финансовые меры могут предусматривать выпуск но­вых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала, увеличе­ние банковских кредитов и предоставление бюджетных субсидий, умень­шение дивидендов (процентов) по акциям (облигациям, депозитам), отсрочку их погашения (выплат), перевод краткосрочной задолженно­сти в долгосрочную.

Если санация не принесла ожидаемых результатов, проводится про­цедура банкротства. В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» под несостоятельностью (банкротством) понимается неспособность удовлет­ворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), вклю­чая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и вне­бюджетные фонды.

Основным признаком несостоятельности (банкротства) является приостановление текущих платежей, т.е. предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредито­ров в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. По истечении указанного срока кредиторы предприятия-должника по­лучают право на обращение в арбитражный суд с заявлением о призна­нии его несостоятельным (банкротом). В суд может обратиться с заявле­нием и сам должник.

Ликвидация предприятия, т.е. прекращение его деятельности, про­исходит по причине банкротства по решению собственника имущества либо по решению суда.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение организации.

2. Что означает формула «организация — открытая система»?

3. Что такое формальная организация?

4. Назовите характерные признаки неформальной организации.

5. Назовите организационно-правовые формы организаций в России.

6. Что представляет собой внутренняя среда организации?

7. Каковы основные составляющие внутренней среды организации?

8. Что представляет собой внешняя среда организации?

9. Каковы основные субъекты среды прямого воздействия?

10. Какие факторы включает среда косвенного воздействия?

11. Назовите основные этапы жизненного цикла организации.

ГЛАВА 3

Наши рекомендации