Глава 3. Рынок как условие появления и развития менеджмента
РЫНОК или рыночные экономические отношения в обществе стали основой, на которой возник и развивается менеджмент. Поэтому очень важно понять, в чем суть рынка и каковы его основные характеристики.
Рынок - сложное социально-экономическое понятие. Существует достаточно много определений рынка.
РЫНОК - место, где продавцы и покупатели находят друг друга. Довольно удачно описывается рынок в одном из стихотворений:
«Это место всем известно,
Людно там и интересно.
Ходят все назад – вперед,
Каждый что-то продает
Кто-то что-то покупает
Иль другого убеждает,
Что товара лучше нет
Ни в одном из ближних мест.
Там не станут вам грубить
И готовы уступить
Вам товар по той цене,
Что останетесь вполне
Вы довольными собой
И отправитесь домой!»
РЫНОК- система экономических отношений между субъектами рынка, основанных на купле-продаже (обмене) товара.
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА - отношения купли-продажи, основанные на свободе выбора покупателя, свободе продавца, свободе труда и свободе предпринимательства.
На всех этапах исторического развития человеческого общества существовали экономические отношения между людьми. Экономические отношения в обществе - отношения по поводу создания и распределения материальных благ. Основой таких отношений может быть физическое превосходство,как на первых стадиях возникновения и развития человеческой цивилизации, принуждение с помощью административной власти, экономическое принуждение, связанное с появлением товарных отношений. Понятие «рынок» чаще всего используют в широком смысле – как синоним понятия «рыночное хозяйство», механизма взаимодействия продавцов и покупателей в процессе купли-продажи товаров. «Экономисты подразумевают под термином „рынок“, – писал английский экономист конца 19 века Альфред Маршалл, – не какую-либо конкретную рыночную площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сношения покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться». В современной экономической науке рыночное хозяйство обычно определяют как основанную на разделении труда систему товарного производства и рыночного обмена, когда все блага производятся не для собственного потребления, а для купли-продажи на рынке.
В основе товарных отношений - отношения по поводу купли-продажи товара. В условиях рынка эти отношения пронизывают все слои общества. Главная составляющая отношений купли-продажи – это товар.
ТОВАР- то, что покупают, за что покупатель готов платить. Товар - то, что может удовлетворить потребности покупателя. Товаром может быть продукт, услуга, профессионализм, вид, личность и прочее. В рынке говорят «Если у тебя нет товара, у тебя ничего нет». Поиск товара - основная задача менеджмента любой организации. Найти то, что нужно покупателю, за что он будет платить. Чтобы иметь доход, надо иметь товар. Американский предприниматель мультимиллионер Генри Форд почти полвека искал свой товар, который обеспечил ему не только большие доходы, но и всемирную известность. Товаром Генри Форда стал автомобиль: надежный, качественный, дешевый который удовлетворял потребности большинства покупателей: 7 из 10 покупаемых в Америке автомобилей были автомобили Форда.
Рассказывая о рынке, представляется полезным подробно рассказать об одном из выдающихся бизнесменов, одном из лучших менеджеров Генри Форде.
Генри Форд, легендарный бизнесмен ХХ века, организатор поточно-конвейерного производства и «отец» автомобильной промышленности, родился 30 июля в 1863 году на ферме недалеко от Дирборна, штат Мичиган.
12-летним мальчишкой Генри впервые увидел локомобиль. Встреча с экипажем с мотором произвела на Форда огромное впечатление и с этого начались его попытки сконструировать движущийся механизм. Родители не одобряли его увлечение механикой и мечтали видеть Генри добропорядочным фермером. В 17 лет, когда он поступил учеником в механическую мастерскую, они считали его «почти погибшим».
Через 4 года Форд возвращается домой, и совмещает дневную работу на ферме с ночными бдениями над очередным изобретением.
Он был просто одержим идеей создать автомобиль, доступный всем. Форд правильно полагал, что: «сами по себе идеи ценны, но всякая идея в конце концов только идея. Задача в том, чтобы реализовать ее практически».В 1893 году, в свободное от работы время, Форд конструирует свой первый автомобиль.
.
В 1902 году он делает своему автомобилю потрясающую рекламу – за рулем своей машины в автогонках он опережает чемпиона Америки! Ай да Генри! Лучшую пиар-компанию сложно и придумать, а уж Форд, как никто другой, понимает значимость рекламы: «Если бы у меня было 4 доллара, 3 из них я отдал бы на рекламу».
Первый автомобиль Г.Форда
Кто же не любит быть рядом с победителем? Вскоре клиентура Форда стала расти. За счет привлечения инвесторов, Генри в 1903 году основывает компанию имени себя — Ford Motor Company.
Все усилия он бросает на создание универсального автомобиля, простого, надежного и дешевого. В то время идея «машины для всех» была многим непонятна, массовый автомобиль являлся чем-то фантастическим, как сейчас, к примеру, «массовый самолет». Однако все это Генри мало волнует, ведь он верит, что «все можно сделать лучше, чем делалось до сих пор».
В 1908 году с выпуском модели «Форд-Т» к компании приходит удача. «Форд-Т», разработанный Генри самостоятельно, не отличался дорогой отделкой, но был практичен и стоил намного дешевле автомобилей конкурентов. За рулем переделанного в санитарный фургон «Форда-Т» ездил сам Эрнест Хемингуэй.
Автомобиль «Форд-Т»
Продажи «Форда-Т» приносят огромную прибыль, ведь девизом Форда всегда было «дешево и хорошо», а не «дешево и плохо»: Качество — это делать что-либо правильно, даже когда никто не смотрит.
В 1909 году «Форд-Т» стоит 850$, в 1913 году — 550$. В 1914 году компания отмечает выпуск 10-миллионного «Форд-Т». В то время 10% всех автомобилей в мире составляли именно эти машины.
К началу 1920-х годов Генри Форд продавал машин больше, чем все его конкуренты вместе взятые; из 10 покупаемых в США машин, 7 были его производства. Именно в это время он получает титул «автомобильного короля».
Модель «Форд-А»
В 1927 году он представляет новую модель «Форд-А» (прототип советской «Победы»), выгодно отличающуюся от существующих по техническим характеристикам и внешнему виду.
В настоящее время созданная им компания является 4-й в мире по объёму выпуска автомобилей за весь период существования.
Секрет успеха Генри Форда в том, что он создал автомобиль, который смогли себе позволить купить миллионы людей. Форд руководствовался следующей философией: я построю машину для большинства... она будет настолько недорогой, что любой человек... сможет приобрести ее. В то время, когда на сотни тысяч карет приходилось всего около ста «моторов», да и те были забавой для богатых людей, именно Форд сделал машину доступной, не роскошью, а средством передвижения.
Генри Форд, воплотивший «американскую мечту», видел свою миссию в том, чтобы улучшить быт людей, ведь для него автомобили были не только машинами, но большим – источником радостей. И когда журналисты спрашивали его, чего может желать такой богатый человек, Форд отвечал им так:
"Я хотел бы улучшить мир тем, что в нем живу».
Другое определяющее понятие рынка - купля-продажа, или обмен. В процессе обмена происходит удовлетворение потребностей и покупателя, и продавца на основе свободного соглашения между ними.
Покупатель получает нужный ему товар, продавец удовлетворяет свои потребности в доходах, имидже, приобретении власти и проч. В рынке говорят: «Сделка - это любовь, при этом каждая сторона должна получить удовлетворение. Если этого не происходит, сделка превращается в одноразовый акт». А главная цель любого продавца на рынке – обеспечить длительность своего существования на рынке. Значит, необходимо повторение сделок. Значит, необходимо повторение актов обмена между покупателем и продавцом, которое может быть лишь при обоюдном удовлетворении сторон. Поэтому еще одной задачей менеджера является решение задачи наиболее полного (глобального) удовлетворения всех потребностей покупателя.
Закон удовлетворения потребностей покупателей – «Покупатель всегда прав».
Его также называют "правилом номер один" работы с клиентом. Мы живем в условиях рыночной экономики, ориентированной на покупателя. Никогда раньше потребитель не имел столько информации и столько власти. Каждая компания, большая или маленькая, должна день и ночь думать о том, как удовлетворить покупателей быстрее, лучше и дешевле своих конкурентов.