Функции управления в системе коммерческой деятельности
Подсистема Функции управления | Закупка товаров | Товарные запасы в ассортименте | Организация продаж и реклама |
Планирование | Изучение спроса. Выявление источников закупки. Определение величины партии исходя из плана т/о наличных и других факторов. | Планирование ас- сортимента исходя из доходности. Установление max и min уровня заказов. | Планирование объема т/о. Планирование затрат на организацию продаж и рекламу. |
Организация | Принятие решения о закупке. Заключение договоров на поставку. Создание системы предприятие поставщики. Формирование устойчивых связей. | Создание системы способной эффективно управлять запасами и ассортиментом. | Внедрение форм и методов продаж. Разработка рекламных мероприятий. |
Мотивация | Создание условий для достижения результативности работы, создание корпоративной культуры. | ||
Контроль | Оценка целесообразности и эффективности каждой покупки | Анализ изменения товарных запасов. Мероприятия по ликвидации сверхнормативных товарных запасов. | Анализ т/о и других показателей. Сравнение темпов изменения затрат на организацию продаж и т/о. |
По сути своей функция планирования отвечает на вопросы: где мы находимся в настоящее время? Как мы собираемся это сделать? Посредством планирования руководство стремиться установить основные направления усилия и принятие решений, которые обеспечат единство цели для всех членов организации. Планирование не представляет собой отдельного разового события, а осуществляется непрерывно (в силу изменений в окружающей среде, ошибок в суждениях, новые цели, которые возникают после достижения поставленных). Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, принимаемых руководством, которые ведут к разработке специфических решений, стратегий.
Планирование закупки товаров включает
Оценка целесообразнос- Оценка факторов, вли-
ти и экономической эф- яющих на планирование
фективности закупки, закупок: частота закупок,
на основе изучения закупочные цены, качество
спроса потребителей товара и т.д.
Конкретный план
закупок товара, коли-
чество, поставщики
Планирование товарных запасов и ассортимента товаров включает
Оценка наличных Установление точки заказа и
товарных запасов выбор минимального и мак-
максимального уровня запасов
Разработка ассортиментного состава товарооборота с
учетом доходности товарных групп и планом продаж
Планирование продаж и рекламы
Анализ запросов покупателей
Разработка эффективных методов продажи
(С открытым доступом к товару)
Планирование мероприятий для расширения
контингента покупателей
Планирование рекламной компании с
учетом затрат, целей организации
Планирование финансов состоит из
Анализа состояния денежных ресурсов
Оценки размеров денежных средств, их поступления и расхода
Определение направлений использования финансов,
эффективного вложения капитала
Установление минимального и максимального
объема денежных средств,
Определение потребности в денежных ресурсах
Определение путей экономии денежных средств
Организация – это процесс создания управленческой структуры предприятия. Имеется два аспекта организационного процесса. Одним из них является деление организации на подразделения соответственно целям. Второй аспект – взаимоотношение полномочий, которые связывают высшие и низшие уровни работающих.
Руководство устанавливает отношения между уровнями полномочий при помощи делегирования. Делегирование – это передача задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение. С концепцией делегирования связаны понятия ответственности и полномочий. Ответственность представляет собой обязательство выполнить имеющиеся задачи и отвечать за их удовлетворительное решение. Полномочия представляют собой ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач.
Этапы организационного проектирования:
1.Деление организации на широкие блоки, соответствующие важнейшим направлениям деятельности;
2.Установление отношений полномочий различных должностей (цепь команд, быть может более мелкое дробление подразделений, чтобы более эффективно использовать специализацию и избежать перегрузки);
3.Определить должностные обязанности как совокупность задач и функций (должностные инструкции) и поручит их выполнение конкретным лицам.
Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Большой вклад теорию мотивации внести бихевиористы (А.Маслоу, Герцберг, Макклалланд).
Современные зарубежные торговые фирмы широко используют мотивацию для достижения результативности работы. Превращение труда из средства заработка в средство самовыражения и развития личности позволяет реально ощущать и создавать видимые результаты своей работы, осуществлять творческий поиск, проявлять инициативу, чувствовать поддержку своей новаторской деятельности со стороны руководства фирмы, коллектива как в форме материально-финансо-вого обеспечения инициируемых новаторами проектов, предложений, так и форме признания их особой роли в организации фирмы (корпорации), продвижение по службе, присвоение званий, титулов, степеней подчеркивающих их статус.
К числу наиболее распространенных методов мотивации относятся:
· использование различных форм участия персонала в управлении;
· расширение “горизонтального набора” операций, то есть внесение большего разнообразия в работу персонала в рамках функций одного работника;
· расширение “вертикального набора” обязанностей, то есть обеспечение большей автономности ответственности (в частности персональной) работников любого ранга;
· производственная ротация, то есть смена профессий, освоение смежных профессий, с целью снижения монотонности, рутинности труда.
Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировки в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Руководители начинают контроль с того самого момента, как определены цели и задачи и создана организация. Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Контроль – это критически важная и сложная функция управления, одна из его особенностей состоит в том, что контроль должен быть всеобщим.
Планирование, организацию и мотивацию нельзя рассматривать в отрыве от контроля. Действительно фактически все они являются неотъемлемыми частями общей системы контроля в данной организации – контроллинга торгового дела.
Существует три вида контроля: предварительный, текущий, заключительный. Предварительный контроль (планирование и создание организационных структур), осуществляется до фактического начала работ. Текущий контроль осуществляется непосредственно в ходе проведения работ. В рамках заключительного контроля, который проводится либо сразу после завершения контролируемой деятельности, либо по истечении определенного периода времени, фактические результаты сравниваются с требуемыми.