Психологический портрет личности
Личность в системе менеджмента выступает как объект и субъект. . Весьма важно при руководстве людьми придерживаться и некоторых психологических правил:
1) поддержание у подчиненных чувства самоуважения. Сначала нужно похвалить подчиненного и только потом — давать указа-кия по улучшению работы;
2) внимание проблемам, а не личностям;
3) активное использование методов подкрепления положительных реакций на желательные действия или отрицательных — на чежелательные. На изменение поведения людей реагировать нужно "Розу же, ибо отсроченная реакция вызывает лишнюю путаницу;
4) выдвижение ясных требований, поддержание постоянного) такта с людьми, прочных обратных связей.
Как и с кем работать — во многом зависит от особенно характера людей, не только подчиненных, но и руководителей.
На современном этапе развития менеджмента определение психологического портрета личности является, на наш взгляд, одним самых сложных и важных вопросов, решение которого позволяет повысить эффективность управления персоналом.
Основой идеей психологии управления является: плохо относиться к человеку — невыгодно.
При решении проблем управления персоналом следует учитывать, что люди по-разному приспосабливаются к жизненным условиям. По способности адаптироваться можно выделить три типа людей: 1 — с ориентацией на текущий момент и легкой приспосаблеваемости к обстановке; 2 — с ориентацией на прошлое, способностью действовать в рамках жесткой структуры с четкими разрешениями и запретами, правами и обязанностями;
3 — с ориентацией на будущее, неадекватным ситуации поведением, плохо приспособленных к иерархической структуре. Первый тип людей эффективнее работает при принятии решений, второй — при реализации в рамках имеющихся структур, третий — в качестве генератора идей.
Каждому менеджеру важно уметь вскрывать свои внутренние психологические резервы
В развитии психологии можно выделить 3 направления: поведенческую психологию, фрейдизм и гуманистическую психологию.
Поведенческая психология или теория бихевиоризма была сформулирована в предыдущем столетии. Кредо бихевиоризма выражает формула: "стимул — реакция", согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание человека. Анализ поведения должен носить строго объективный характер и ограничиваться, как и во всех естественных науках, внешне наблюдаемыми феноменами.
Вторым ведущим направлением развития психологии в XX в. является фрейдизм, названный по имени Зигмунда Фрейда (1856-1939), австрийского врача, психопатолога и психолога. В созданной Фрейдом системе анализа душевной жизни человека было раскрыто влияние неосознаваемых личностью влечений, интересов, мотивов на ее поведение, на представление о самой себе и других людей.
Третьим значительным и широко распространенным направлением в психологии XX в. является гуманистическая психолог Среди ее основателей — К.Роджерс (1902—1987) — один из самых влиятельных психологов нашего века. В гуманистическом подход заложены идеи экзистенциальной (existentia — лат. "существование") и восточной философии: дзен-буддизма. В центр гуманистической концепции находится личность — "Я" каждом человека, его право быть самим собой, сохранять свою целостность и уникальность, быть свободным в выборе решений, творить свою жизнь и нести за нее ответственность. Для гуманистического подхода характерна ориентация на саморазвитие личности, глубоко уважение к ее индивидуальной позиции.
Этот метод подразумевает возникновение глубокого личностного контакта, признание безусловной ценности каждого человека, полное его принятие. В этих условиях личность становится открыть по отношению ко всему реальному жизненному опыту, реализуя таким образом свою гибкость и свободу.
На основе оценки свойств личности можно составить ее психологический портрет, состоящий из следующих компонентов:
1) темперамент;
2) характер;
3) способности;
4) направленность;
5) интеллектуальность;
6) эмоциональность;
7) волевые качества;
8) общительность;
9) самооценка;
10) уровень самоконтроля;
11) способность к групповому взаимодействию.
Развитие индивидуальности человека продолжается всю жизнь. С возрастом меняется лишь позиция человека — из объекта воспитания в семье, школе, вузе он превращается в субъект воспитания и должен активно заниматься самовоспитанием.
Рассмотрим вкратце 11 компонентов, характеризующих психологический портрет личности.
Темперамент
Одни люди — быстры, порывисты, подвижны, склонны к бурным эмоциональным реакциям, другие — медлительны, спокойны, невозмутимы, с незаметно выраженными чувствами и т.д. Причина подобных различий кроется в темпераменте человека, присущем ему от рождения.
Родоначальником учения о темпераменте является древнеримский врач Гиппократ (V в. до н.э.), который считал, что в теле человека имеются четыре основные жидкости: кровь, слизь, желчь и черная желчь. Названия темпераментов, данные по названию жидкостей, сохранились до наших дней: холерический, происходит от слова. желчь, сангвинический — от слова кровь, флегматический — слизь и меланхолический — черная желчь. Преобладанием той или иной жидкости Гиппократ и объяснял выраженность определенного типа темперамента у конкретного человека.
В современной психологии словом "темперамент" обозначают динамические особенности психики человека, т.е. только темп, ритм, интенсивность протекания психических процессов, но не их содержание. Темперамент является биологическим фундаментом нашей личности, т.е основан на свойствах нервной системы человека и связан со строением тела человека, обменом веществ в организме. Черты темперамента являются наследственными, поэтому чрезвычайно плохо поддаются изменению. Темперамент определяет стиль поведения человека, способы, которыми человек пользуется для организации своей деятельности. Поэтому при изучении черт темперамента усилия должны быть направлены не на их изменения, а на познание особенностей темперамента для определения рода деятельности человека.
Типы темпераментов:
1) сангвиник — это обладатель сильного типа нервной системы (т.е. нервные процессы обладают силой и продолжительностью), уравновешенного, подвижного (возбуждение легко сменяется торможением и наоборот); 2) холерик — это обладатель неуравновешенного типа нервной системы (с преобладанием возбуждения над' торможением); 3) флегматик — с сильным, уравновешенным, но инертным, неподвижным типом нервной системы; 4) меланхолик — со слабым неуравновешенным типом нервной системы.
К представителю каждого типа темперамента нужно найти свой подход, исходя из определенных психологических принципов:
1. "Доверяй, но проверяй". Это уже подходит к сангвинику, имеющему такие плюсы: жизнерадостность, увлеченность, отзывчивость, общительность и минусы: склонность к зазнайству, разбросанность, легкомыслие, поверхностность, сверхобщительность и ненадежность., Милый человек сангвиник всегда обещает, чтобы не обидеть другого, но далеко не всегда исполняет обещанное, поэтому надо проконтролировать, выполнил ли он свое обещание.
2. "Ни минуты покоя". Таков принцип подхода к холерику, который опирается на использование его плюсов: энергичность, увлеченность, страстность, подвижность, целеустремленность и нейтрализацию минусов: вспыльчивость, агрессивность, невыдержанность, нетерпимость, конфликтность. Холерик все время должен быть занят делом, иначе он свою активность направит на коллектив и может разложить его изнутри.
3. "Не торопи". Таким должен быть подход к флегматику, имеющему плюсы: устойчивость, постоянство, активность, терпеливость, самообладание, надежность и минусы: медлительность, безразличие, "толстокожесть", сухость. Главное, флегматик не может работать в дефиците времени, ему нужен индивидуальный темп, поэтому не надо его подгонять, он сам рассчитает свое время и сделает дело.
4. "Не навреди". Это девиз меланхолика, который имеет плюсы: высокая чувствительность, мягкость, человечность, доброжелательность, способность к сочувствию и, конечно, минусы: низкая работоспособность, мнительность, ранимость, замкнутость, застенчивость. На меланхолика нельзя кричать, слишком давить, давать резкие и жесткие указания, т. к. он очень чувствителен к интонациям и очень раним.
В действительности трудно встретить человека, полностью отвечающего определенному типу темперамента, наблюдается доминанта одного из них.