Понятия, виды и модели коммуникаций

Коммуникации в широком смысле слова рассматриваются как процессы социального взаимодействия, взятые в их знаковом контексте. Цель коммуникации заключается в достижении от принимающей стороны точного понимания отправленного сообщения. Организации без коммуникации не существует. В отсутствие коммуникаций работники не имеют информации о том, что делают коллеги, менеджмент не получает первичных данных, а руководители и лидеры не в состоянии отдавать указания. Следовательно, невозможными оказываются координация различных видов деятельности и сотрудничество работников.

Термин «коммуникация» свободно используют в современном обществе, как непрофессионалы, так и специалисты управленцы-практики. Термин «коммуникация» происходит от латинского «communis», означающее «общее»: передающий информацию пытается установить «общность» с получающим информацию. Отсюда коммуникация может быть определена как передача не просто информации, а значения или смысла с помощью символов.

Коммуникация (единовременный акт) – это процесс передачи сообщения от источника к получателю с целью изменить поведение последнего. Коммуникационный процесс – это обмен информацией между сторонами. Основная цель коммуникационного процесса – обеспечение понимания информации, поступающей к потребителю в процессе обмена, общения.

По характеру восприятия информации коммуникации делятся на прямые, или целевые (в которых цель сообщения заложена в его тексте), косвенные (в которых информация заложена скорее «между строк») и смешанные.

Коммуникации обеспечивают реализацию основных функций управления – планирования, организации, мотивации и контроля. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетворённости работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе организации.

Осуществление коммуникаций в организации или группе приводит к выполнению и реализации следующих функций коммуникации, из которых ни одна не имеет приоритета над другой:

· Информативная функция – передача истинных или ложных сведений, играющая определённую роль в процессе принятия решений, так как позволяет предоставлять необходимую информацию для принятия решений, для идентификации и оценки альтернативных решений;

· Мотивационная функция побуждает работников к исполнению и улучшению работы, используя управление поведением, убеждение, внушение, просьбы, приказы и т.д.;

· Контрольная функция – отслеживание поведения работников различными способами на основе иерархии и формальной соподчинённости;

· Экспрессивная функция способствует эмоциональному выражению чувств, переживаний, отношения к происходящему и позволяет удовлетворять социальные потребности.

КОММУНИКАЦИИ
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAmtAFtcEA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESP0WoCMRRE3wv9h3ALvtVEraKrUYpg6Zu47gdcNtfd 0M3NkkRd/94UCn0cZuYMs9kNrhM3CtF61jAZKxDEtTeWGw3V+fC+BBETssHOM2l4UITd9vVlg4Xx dz7RrUyNyBCOBWpoU+oLKWPdksM49j1x9i4+OExZhkaagPcMd52cKrWQDi3nhRZ72rdU/5RXp8FW ZzWcVo8PnDRqpo7VFwc71Xr0NnyuQSQa0n/4r/1tNCzm8Psl/wC5fQIAAP//AwBQSwECLQAUAAYA CAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBL AQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVsc1BL AQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4bWwu eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAJrQBbXBAAAA2wAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9kb3du cmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACGAwAAAAA= "/> L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAagKbwsEA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESP3WoCMRSE74W+QziF3mniD4tujSKC0rui7gMcNsfd 0M3JkkRd374pFLwcZuYbZr0dXCfuFKL1rGE6USCIa28sNxqqy2G8BBETssHOM2l4UoTt5m20xtL4 B5/ofk6NyBCOJWpoU+pLKWPdksM48T1x9q4+OExZhkaagI8Md52cKVVIh5bzQos97Vuqf843p8FW FzWcVs8FThs1V9/VkYOdaf3xPuw+QSQa0iv83/4yGooC/r7kHyA3vwAAAP//AwBQSwECLQAUAAYA CAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBL AQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVsc1BL AQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4bWwu eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAGoCm8LBAAAA2wAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9kb3du cmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACGAwAAAAA= "/>
организационные
Межличностные
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAG50PsMAA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPwYoCMRBE74L/EFrYmybqIutoFBGUvYk6H9BMemeC k86QRB3/frMg7LGoqlfUetu7VjwoROtZw3SiQBBX3liuNZTXw/gLREzIBlvPpOFFEbab4WCNhfFP PtPjkmqRIRwL1NCk1BVSxqohh3HiO+Ls/fjgMGUZamkCPjPctXKm1EI6tJwXGuxo31B1u9ydBlte VX9evj5xWqu5OpVHDnam9ceo361AJOrTf/jd/jYaFkv4+5J/gNz8AgAA//8DAFBLAQItABQABgAI AAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10ueG1sUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5yZWxzUEsB Ai0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFwZXhtbC54 bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAG50PsMAAAADbAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJzL2Rvd25y ZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIUDAAAAAA== "/>
Внешние (коммуникации организации с внешней средой)
Внутренние (между подразделениями и уровнями управления)
  Формальные
  Неформальные  
Горизонтальные (между подразделениями одного уровня)
Вертикальные (между уровнями управления)
Нисходящие (от руководителя к исполнителю)
Восходящие (от исполнителя к руководителю)

Модели коммуникаций.

Коммуникации в организациях представляют собой сложные, динамичные и воспроизводящиеся явления, которые могут рассматриваться как действие, взаимодействие и процесс. В зависимости от перечисленных подходов и различаются модели коммуникаций.

1. Коммуникация как действие ориентирована на выполнение ряда операций, обеспечивающих передачу определённой информации от одного субъекта к другому. Она представлена на рис. 4.1.

В этой модели источник разрабатывает послание, состоящее из символов. Символы затем превращаются в сигналы, или кодируются. Сигналы посылаются через каналы для получателя, который их раскодирует, или интерпретирует. В этой модели нет места обратной связи, т.е. коммуникация понимается как одностороннее действие.

   
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAplIRXsIA AADcAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPTWsCMRCG74X+hzCF3mqihyKrUUSo1J6qLdTjuBk3 i5vJsoma/vvOQehthnk/npkvS+jUlYbURrYwHhlQxHV0LTcWvr/eXqagUkZ22EUmC7+UYLl4fJhj 5eKNd3Td50ZJCKcKLfic+0rrVHsKmEaxJ5bbKQ4Bs6xDo92ANwkPnZ4Y86oDtiwNHntae6rP+0uQ 3vPWHzfmZ7M9YMHPDz01pU3WPj+V1QxUppL/xXf3uxP8sdDKMzKBXvwBAAD//wMAUEsBAi0AFAAG AAgAAAAhAPD3irv9AAAA4gEAABMAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAFtDb250ZW50X1R5cGVzXS54bWxQ SwECLQAUAAYACAAAACEAMd1fYdIAAACPAQAACwAAAAAAAAAAAAAAAAAuAQAAX3JlbHMvLnJlbHNQ SwECLQAUAAYACAAAACEAMy8FnkEAAAA5AAAAEAAAAAAAAAAAAAAAAAApAgAAZHJzL3NoYXBleG1s LnhtbFBLAQItABQABgAIAAAAIQCmUhFewgAAANwAAAAPAAAAAAAAAAAAAAAAAJgCAABkcnMvZG93 bnJldi54bWxQSwUGAAAAAAQABAD1AAAAhwMAAAAA ">
КАНАЛ СВЯЗИ
Закодированное сообщение
Раскодированное сообщение
СИМВОЛЫ
СИГНАЛЫ
Источник
Получатель

Рис.4.1. Модель коммуникации как действие.

2. Коммуникация как взаимодействие предполагает введение элемента обратной связи. Однако линейные связи в данной модели заменены на циркулярные, что делает её сложной и не точной. Она показана на рис.4.2.

Закодированное сообщение
 
   
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAdvLS2MYA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPT2sCMRTE7wW/Q3gFL1KzSrXtapT+oSjSQ7vW+2Pz ulncvCxJqqufvhGEHoeZ+Q0zX3a2EQfyoXasYDTMQBCXTtdcKfjevt89gggRWWPjmBScKMBy0buZ Y67dkb/oUMRKJAiHHBWYGNtcylAashiGriVO3o/zFmOSvpLa4zHBbSPHWTaVFmtOCwZbejVU7otf q+Bz32x2g7d7s/LFZLItzy+bwYdRqn/bPc9AROrif/jaXmsFTw9w+ZJ+gFz8AQAA//8DAFBLAQIt ABQABgAIAAAAIQDw94q7/QAAAOIBAAATAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAABbQ29udGVudF9UeXBlc10u eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADHdX2HSAAAAjwEAAAsAAAAAAAAAAAAAAAAALgEAAF9yZWxzLy5y ZWxzUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhADMvBZ5BAAAAOQAAABAAAAAAAAAAAAAAAAAAKQIAAGRycy9zaGFw ZXhtbC54bWxQSwECLQAUAAYACAAAACEAdvLS2MYAAADbAAAADwAAAAAAAAAAAAAAAACYAgAAZHJz L2Rvd25yZXYueG1sUEsFBgAAAAAEAAQA9QAAAIsDAAAAAA== " adj="5399">
КАНАЛ СВЯЗИ
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA6++dwcQA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPwWrCQBCG7wXfYRnBS9GNgq1NXUUqgqcWrQdzG7LT TWh2NmS3Gt++cxA8Dv/833yzXPe+URfqYh3YwHSSgSIug63ZGTh978YLUDEhW2wCk4EbRVivBk9L zG248oEux+SUQDjmaKBKqc21jmVFHuMktMSS/YTOY5Kxc9p2eBW4b/Qsy160x5rlQoUtfVRU/h7/ vGh8FfPZp3s+N6+HWNy2ddG7fWvMaNhv3kEl6tNj+d7eWwNvIiu/CAD06h8AAP//AwBQSwECLQAU AAYACAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVs c1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4 bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAOvvncHEAAAA2wAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACJAwAAAAA= " adj="16201"/> L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEAhKM4WsQA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESPT4vCMBDF7wt+hzCCl0VTBVetRhFF8LSLfw72NjRj WmwmpYlav/1mYcHj4837vXmLVWsr8aDGl44VDAcJCOLc6ZKNgvNp15+C8AFZY+WYFLzIw2rZ+Vhg qt2TD/Q4BiMihH2KCooQ6lRKnxdk0Q9cTRy9q2sshigbI3WDzwi3lRwlyZe0WHJsKLCmTUH57Xi3 8Y2fbDz6Np+XanLw2WtbZq3Z10r1uu16DiJQG97H/+m9VjCbwd+WCAC5/AUAAP//AwBQSwECLQAU AAYACAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnht bFBLAQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVs c1BLAQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4 bWwueG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAISjOFrEAAAA2wAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9k b3ducmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACJAwAAAAA= " adj="16201"/>
Закодированное сообщение
Раскодированное сообщение
Источник
Получатель
Получатель
Источник
КАНАЛ СВЯЗИ
Раскодированное сообщение

Рис.4.2. Модель коммуникации как взаимодействие.

В рамках такой модели построения коммуникаций помимо линейных однонаправленных связей введены циркулярные связи, которые призваны выполнить функцию обратной связи и используются для подтверждения правильности понимания переданной информации.

3. Современная модель коммуникации является более полной, так как отражает коммуникацию как процесс. Принципиальное отличие заключается в отсутствии линейных или циркулярных связей и совпадении источника и получателя информации. Эта модель представлена на рис. 4.3.

 
КАНАЛ СВЯЗИ
Получатель
Источник
L t1UKDXHTtVBSKC5JzEtJzMnPS7VVqkwtVrK34+UCAAAA//8DAFBLAwQUAAYACAAAACEA4jVI/sEA AADbAAAADwAAAGRycy9kb3ducmV2LnhtbESP0YrCMBRE3xf8h3AF39bUFYtUo4iLIIhItR9wba5t sbkpTaz1783Cgo/DzJxhluve1KKj1lWWFUzGEQji3OqKCwXZZfc9B+E8ssbaMil4kYP1avC1xETb J6fUnX0hAoRdggpK75tESpeXZNCNbUMcvJttDfog20LqFp8Bbmr5E0WxNFhxWCixoW1J+f38MApu J8pNOjHXXZodp4euiW32Gys1GvabBQhPvf+E/9t7rWA2hb8v4QfI1RsAAP//AwBQSwECLQAUAAYA CAAAACEA8PeKu/0AAADiAQAAEwAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAW0NvbnRlbnRfVHlwZXNdLnhtbFBL AQItABQABgAIAAAAIQAx3V9h0gAAAI8BAAALAAAAAAAAAAAAAAAAAC4BAABfcmVscy8ucmVsc1BL AQItABQABgAIAAAAIQAzLwWeQQAAADkAAAAQAAAAAAAAAAAAAAAAACkCAABkcnMvc2hhcGV4bWwu eG1sUEsBAi0AFAAGAAgAAAAhAOI1SP7BAAAA2wAAAA8AAAAAAAAAAAAAAAAAmAIAAGRycy9kb3du cmV2LnhtbFBLBQYAAAAABAAEAPUAAACGAwAAAAA= " adj="10807">
 
Получатель
Источник
Сообщения
Сообщения

Рис.4.3. Модель коммуникации как процесс.

Выделяют четыре базовых элемента в процессе обмена информацией.

· Отправитель – это лицо, которое собирает или отбирает информацию и передаёт её;

· Сообщение – сущность информации, передающейся устно или закодированной с помощью символов;

· Канал – средство передачи информации;

· Получатель - лицо, которому предназначена информация и которое её воспринимает.

1. Значение коммуникаций определяется их влиянием на эффективность и результативность деятельности организаций.

2. Именно коммуникация служит средством включения организации во внешнюю среду, обеспечивает ей необходимый уровень взаимодействия с окружающими аудиториями.

3. Коммуникации в организациях представляют собой сложные, динамичные и воспроизводящиеся явления, которые могут рассматриваться как действие, взаимодействие и процесс.

4. Коммуникационный процесс состоит из ряда стадий и этапов, знание роли и содержания которых позволяет эффективно управлять процессом коммуникации.

5. Коммуникативный поток может двигаться в горизонтальном или вертикальном направлении, которое в свою очередь подразделяется на нисходящее и восходящее.

6. Межличностные коммуникации предполагают прямой межличностный обмен информацией.

7. Из всех видов коммуникаций межличностные сталкиваются с самым большим количеством барьеров, препятствующих эффективному восприятию информации получателем. Выделяют три типа барьеров: личностные, физические и семантические.

8. С точки зрения масштабов организационные коммуникации делятся на две большие группы: между организацией и её средой и между уровнями управления и подразделениями. По характеру взаимодействие в организации может быть прямым или косвенным.

9. Совокупность каналов, с помощью которых осуществляется взаимодействие субъектов управления, образует его коммуникационную структуру, которая может быть глобальной, когда охватывает организацию в целом, и локальной, если относится только к одной её части, например, подразделению.

10. К числу наиболее распространённых форм организационных коммуникаций относятся:

· Устная форма передачи информации;

· Письменная форма;

· Электронная форма.

11. Коммуникационный менеджмент обобщённо определяется как профессиональная деятельность, направленная на достижение эффективной коммуникации как внутри организации, так и между организацией и её внешней средой.

12. Коммуникационная политика включает определение целей коммуникации, путей их достижения, содержание распространяемой на различные аудитории информации, планирование обратной связи.

13. К коммуникационным потребностям организации могут быть отнесены как потребности в информации (новых сведениях, уменьшающих неопределённость знаний относительно какого-либо объекта), так и собственно коммуникационные потребности, т.е. потребности в общении или сплочении вокруг организации её общественности, а так же потребность в эффективной обратной связи.

14. Реализация коммуникационной политики требует разработки коммуникационной стратегии, которая формируется для обеспечения корпоративной общеорганизационной миссии.

15. Организация коммуникаций – главная сфера успешной деятельности предприятия. Эффективно работают те руководители, которые умеют создавать коммуникативное пространство.

Наши рекомендации