Картина жизненных устремлений
Назовите 5 важнейших пунктов(целей), которых Вы еще хотите достичь до конца своей жизни:
1.
2.
3.
4.
5.
Дифференцируйте свои жизненные цели по временным критериям.
При этом несущественно, окажутся ли Ваши собственные представления реалистическими или утопическими,— этот аспект будет рассмотрен позже. Значительно важнее сейчас выяснить, что представляют собой Ваши «жизненные линии», определяющие Ваше существование, а также каковы ваши желания, к исполнению которых Вы будете стремиться в ближайшие годы. Даже кажущиеся поначалу утопическими цели могут стать стимулами и ориентирами Вашей последующей работы и Вашей дальнейшей жизни.
Уясните себе с помощью нижеследующего упражнения, с какими событиями Вы должны считаться в ближайшие 20 лет Вашего личного временного ряда. Принимайте при этом во внимание лиц из вашего ближайшего окружения (партнеров, детей, родителей, шефа, друзей и т. д.) и свой возраст.
Подобными особыми событиями могут быть:
поступление детей в школу или достижение ими совершеннолетия;
выход на пенсию отца или матери;
выход на пенсию непосредственного начальника,
истечение сроков платежей по долгосрочным кредитам;
высвобождение вложенных денежных средств и т. п.
Временной ряд для нахождения личных целей
Год | Собственный возраст | Возраст окружающих | Особые события | ||||||
Этот временной ряд ставит Ваши желания и цели во взаимосвязь с другими важными датами из жизни людей вашего личного окружения.
Впишите в графы следующего формуляра все желаемые цели на ближайшее и отдаленное будущее:
Долгосрочные жизненные цели, путеводные ориентиры и т. д. Чего Вы хотите достичь в этом мире, в этой жизни?
Среднесрочные цели.
Чего вы хотите достичь в ближайшие 5 лет?
Краткосрочные цели.
Чего Вы хотите добиться уже в ближайшие 12 месяцев?
Жизненные цели
Личные желания: долгосрочные (жизненные цели); |
среднесрочные (5 лет); |
краткосрочные (ближайшие 12 месяцев). |
Профессиональные цели: долгосрочные (жизненные цели); |
среднесрочные (5 лет); |
краткосрочные (ближайшие 12 месяцев). |
На предпоследнем этапе нахождения личных целей подробнее рассмотрим сферу «профессия».
Выделите свои профессиональные ориентиры!
Чем бы вы охотнее всего занимались в профессиональном отношении? Если бы Вы могли свободно выбрать служебное положение, функцию, звание, отрасль, организацию, предприятие или институт, кем бы Вы охотнее всего были или стали?
Примеры:
Стать управляющим в средней фирме XY — отрасли.
Стать членом правления фирмы X или Y.
Основать или руководить зарубежным филиалом (в какой стране?).
Быть причисленным к ведущим специалистам,
Достичь должности в государственном аппарате.
Добиться звания профессора или доктора.
Занимать нынешнюю должность до выхода на пенсию и укреплять свое положение.
Работать самостоятельно (не по найму) в качестве…
Сделать политическую карьеру в качестве…
Через пять лет «выйти из игры» и стать пастухом в Люнебургской Долине.
И т. д.
Ваш ответ:
Профессиональный ориентир
Я охотно бы был или стал……….в………..
Или: я охотно бы занимался свободной профессией, а именно……….
Ваш профессиональный ориентир является ключом к Вашему профессиональному и личному успеху:
Профессиональный ориентир усиливает мотивацию трудовых достижений.
Профессиональный ориентир направляет в определенное русло Ваши активность, профессиональные устремления и решения при выборе профессии.
Профессиональный ориентир является руководством для последующего исполнения Ваших служебных обязанностей.
Перепроверьте свой ориентир с помощью следующего упражнения.
Представьте себя в желаемой Вами профессии и попытайтесь ответить на следующие вопросы:
— Почему Вы, собственно, не занимаетесь этим?
Ответ:……
— Что Вы сделали до сих пор, чтобы устранить эти причины?
Ответ:……
— Если не знаете, то насколько велик Ваш действительный интерес к этой должности?
Ответ:…..
— Что Вы до сих пор сделали, чтобы смягчить эти трудности или устранить их?
Ответ:…….
— А что следовало сделать?
Ответ:……
— Какую цель вы хотите себе поставить, чтобы преодолеть эти трудности в обозримое время?
Ответ:……
Инвентаризация целей
Просмотрите заполненные формуляры и составьте инвентарную опись Ваших целей. Отфильтруйте при этом важнейшие позиции, т. е. те жизненные цели и, цели карьеры, которых Вы хотите достичь.
Думайте при этом и о тех своих желаниях и юношеских мечтах, которые могли быть реализованы посредством существенных единовременных затрат времени и финансовых средств. (Например, совершить кругосветное путешествие, прожить 6 месяцев на острове в теплом море и т. п.). Если Вы сохраните эти цели под рубрикой «То, что я еще хочу совершить», то подобные смелые желания станут конкретнее и будут основой Вашего плана на более поздний период жизни.
Своим представлениям о целях Вы придаете тем самым «вызывающий» характер, что побуждает наконец-то их однажды реализовать.
Инвентаризация целей
Личные цели (цели жизни)
Профессиональные цели (цели карьеры)
Опыт, который я еще хотел бы приобрести: личный—> профессиональный
То, что я еще хотел бы совершить: в личной жизни—>в профессиональной сфере
Ситуационный анализ
После того, как Вы прояснили для себя вопрос о личных и профессиональных целях, займемся в рамках составленной «инвентарной описи» Вашими личными ресурсами, т. е. средствами для достижения/ целей. При этом будем продвигаться в четыре этапа:
(1)Направляющие вопросы для ситуационного анализа.
(2)Личный баланс успехов и неудач.
(3)Сильные и слабые стороны.
(4)Анализ «цель — средство»
Подобный ситуационный анализ поможет выявить Ваши слабые и сильные стороны и определить, какие сферы Вы можете развить и над чем Вам следует еще работать.
Что Вы делаете для того, чтобы позитивно повлиять на «кривую» жизни?
На последующих страницах Вы найдете целый ряд направляющих вопросов для ситуационного анализа в личной и профессиональной сфере, которые должны способствовать определению Вашего «местонахождения».
(1) Направляющие вопросы для ситуационного анализа в личной сфере | |||
Мой жизненный путь: каким были мои крупнейшие успехи и неудачи? | |||
Влияние семьи: детство? юность? родители? братья и сестры? близкие? | |||
Мои личностные параметры, черты характера и сильные стороны? | |||
Моя гармония? В чем состоят мои конфликты с окружающим миром? Чем я их объясняю? | |||
Дружеские связи? Вражда? | |||
При каких обстоятельствах я чувствую себя сильным, побежденным, слабым? | |||
Каких успехов я до сих пор не смог достичь? По каким причинам? | |||
Какие опасности, трудности, проблемы и т. п. могут передо мной возникнуть? В каких областях? | |||
Какие меры я хочу предпринять для их предотвращения? | |||
Кто из окружающих стимулирует мою жизненную активность? Кто ей препятствует? | |||
В чем могут раскрыться мои возможности? В чем не могут? Что я хочу против этого сделать? | |||
Какие негативные для меня посторонние воздействия я хочу устранить? | |||
Какие позитивные воздействия я хочу поддержать, использовать? | |||
Чего хотят окружающие? Что я могу им дать? | |||
Кому я могу принести пользу сейчас и в будущем? | |||
Что я хочу конкретно сделать, чтобы принести пользу окружающим? | |||
Какими денежными средствами я мог бы пожертвовать для своих друзей? | |||
Приношу ли я максимальную пользу тем людям, которые приносят максимальную пользу мне? | |||
Кому и какую радость я доставлю немедленно? Завтра? | |||
И т. п. | |||
(2) Направляющие вопросы для ситуационного анализа в профессиональной сфере | |
Знаю ли я задачи моей должности? | |
Знаю ли я, чего от меня ждут? | |
Согласованы ли мои цели с моим руководством? | |
Знаю ли я рутинные, однообразные дела, относящиеся к сфере моей деятельности? | |
Планирую ли я эти дела? | |
Имею ли я в любое время представление о задачах, которые предстоит решить? | |
Известны ли мне срочность и важность моих задач? | |
Устанавливаю ли я приоритеты? | |
Выполняю ли я своевременно свои задачи? | |
Часто ли я при этом испытываю давление? | |
Нуждаюсь ли я в напоминании об исполнении своих обязанностей? | |
Откладываю ли я свои дела? | |
Приступаю ли. я самостоятельно к делам? | |
Исполняю ли я свои дела полностью и окончательно? | |
Часто ли я получаю запросы или рекомендации? | |
Получаю ли я жалобы на то, что неудовлетворительно информирую другие инстанции? | |
Как велико влияние моей работы на мою личную жизнь? | |
Какую пользу я приношу своими действиями? | |
На какой встречный эффект я могу рассчитывать (повышение заработка, продвижение по службе, налаживание контактов и т. д.)? | |
Каких успехов, в том числе частных, я могу добиться в обозримое время? | |
С какими неудачами я должен считаться? | |
Каковы главные преимущества моей работы? |