Характеристика современного российского менеджмента
Современный российский менеджмент сформировался в условиях перехода от чрезмерно централизованной, плановой экономики к рыночной в сжатые сроки. Он в значительной мере унаследовал черты прежней, административно-командной системы. И это вполне естественно. Многие современные организации, использующие новые организационно-правовые формы, образованы на основе прежних советских предприятий. Многие ключевые посты в них занимают менеджеры, воспитанные в советское время.
Вместе с тем организации - хозяйствующие субъекты уже более десятка лет функционируют в условиях рыночной, хотя пока весьма неэффективной, российской экономики и обрели некоторые важнейшие черты, характерные для субъектов рыночных отношений.
Существенное влияние на формирование российского менеджмента оказали и продолжают оказывать следующие социально-экономические факторы:
- экономическая и политическая нестабильность в стране;
- ресурсно-сырьевая направленность экономики;
- деградация производственного, научно-технического и кадрового потенциала;
- продолжающийся процесс примитивизации производства;
- сложная система и высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов;
- высокий уровень инфляции;
- высокий уровень безработицы;
- низкие в целом уровень оплаты труда работников и удельный вес ее в конечной цене произведенного и проданного товара;
- отсутствие должной зависимости размеров заработной платы многих категорий работников от количества и качества их труда;
- низкие уровень и продолжительность жизни населения, ухудшающаяся демографическая ситуация;
- значительная поляризация уровней доходов разных категорий и групп населения;
- продолжающийся процесс деинтеллектуализации труда;
- деградация социальной сферы;
- низкие уровни демократизации общества и экономки, неразвитость демократических институтов;
- низкий и продолжающий снижаться индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) в России, включающий уровни образования, смертности, доходов, рождаемости и миграции, а также участие граждан в управлении государством и т. д.;
- рост преступности и числа правонарушений;
- низкая экономическая эффективность деятельности многих организаций и российской экономики в целом;
- низкая платежеспособность многих хозяйствующих субъектов и населения;
- несовершенная и нестабильная законодательная и нормативная база функционирования хозяйствующих субъектов;
- использование государственными и местными органами моделей и решений, не адекватных сложившимся условиям. В ряде случаев они отображают опыт застойного периода и избыточную жесткость вертикальных иерархий, административно-бюрократических структур, в других - напротив, характеризуются чрезмерной, неоправданной либерализацией;
- игнорирование органами власти и управления явного примата горизонтального системообразования, самоуправления и тем самым менеджмента по горизонтали, недостаточный учет ими современных тенденций в развитии социально-экономических систем, заторможенность признания бифуркационности траекторий развития организаций;
- низкий профессиональный уровень работников органов государственного управления всех уровней и местного самоуправления;
- недоверие населения к представителям органов государственного управления всех уровней и местного самоуправления;
- коррумпированность работников органов государственного управления и местного самоуправления;
- наличие значительных диспропорций в уровнях развития регионов и муниципальных образований;
- хроническая асимметричность информационного пространства, деловой информации, что крайне затрудняет формирование сделок на закупку и поставку товаров, повышает хозяйственный риск;
- неразвитость рыночных отношений, инфраструктуры рынка, информационной среды;
- высокий уровень неопределенности, рисков на рынке товаров и услуг;
- низкие качество и конкурентоспособность отечественных товаров и услуг;
- высокий уровень криминализации экономики, незащищенность предпринимателей и населения от криминальных структур.
Вместе с тем в последние годы наблюдаются и некоторые позитивные тенденции в социально-экономическом развитии России, в частности формирование рыночных отношений при наличии многообразия форм собственности, некоторый рост промышленного производства, становление предпринимательского класса, преодоление предпринимателями и населением иждивенческих комплексов и т. д.
Все это, безусловно, повлияло и продолжает влиять на формирование российского менеджмента,основными особенностями которого являются:
- преобладание в организациях вертикальных, формальных связей и отношений, пирамидальных, иерархических организационных структур. Недооценка горизонтальных связей и отношений, мягких структур. Слабый учет современных тенденций в развитии организаций и использование новых типов организаций эдхократических, партисипативных, сетевых, ориентированных на рынок и т. д.;
- наличие командной системы во многих организациях, руководители которых до сих пор подавляют инициативу подчиненных. Такая система мешает организациям приспособиться к новым экономическим условиям, и они вынуждены топтаться на месте или проходить через процедуру банкротства;
- ярко выраженный авторитарный стиль руководства и стремление директорского корпуса к технократическому решению хозяйственных задач;
- стремление менеджмента к контролю за всем своим бизнесом, подчинение сбыта (свой торговый дом), расчетов (карманный банк), поставок (вплоть до всех предыдущих переделов и
комплектующих производств). Чем полнее вертикальная интеграция, завершеннее набор сопряженных производств, тем увереннее чувствует себя управляющий центральным бизнесом, ведь все контролируется. В последнее время эта тенденция распространяется на власть - крупнейшие корпорации активно проводят своих людей в органы власти;
- нежелание менеджеров высшего звена делегировать полномочия и ответственность второму эшелону менеджмента, стремление все делать самим, лично контролировать. Причины
этого: недоверие к подчиненным, недостаточная квалификация последних, но главное - неумение эффективно мотивировать наемных менеджеров. Вместе с тем исследования показывают, что наилучший способ подобной мотивации - приобщение к делу, наделение долей в бизнесе, менеджерским пакетом акций, а там, где это невозможно, - использование бонусов, выплат процентов от прибыли. Важно также нарисовать перспективу карьерного роста, причем обязательно сопрячь это с курсом повышения квалификации, тем более что многие российские менеджеры любят учиться;
- слабое привлечение менеджерами сотрудников к управлению организациями и подразделениями. Это не позволяет в должной мере учитывать знания и опыт работников, которые зачастую лучше менеджеров знают проблемы и видят пути их решения непосредственно в производстве (коммерции);
- слепое копирование западных методов ведения бизнеса и управления организацией, формально переносить их идеи на российскую почву недопустимо. Многое из того, что хорошо в США или Германии, неприемлемо для России. Необходимо использовать только лучшее с учетом особенностей национальной экономики;
- отсутствие гибкости у высшего менеджмента. Директора многих организаций стремятся действовать по привычке, не умеют гибко реагировать на изменения внешних и внутренних факторов, влияющих на положение организаций, а значит, не могут принимать эффективные меры и решения, приспосабливаться к новым условиям;
- перекладывание ответственности на правительство, привычка надеяться на помощь государства, которая сохранилась до сих пор. Многие менеджеры организаций обвиняют в своих неудачах президента, премьера, кого угодно, только не себя, считая, что государство должно отвечать за их беспомощность и невежество, за неумение приспособиться к новой ситуации;
- слабое знание и учет менеджерами в хозяйственной деятельности российских, региональных и местных законодательных и нормативных актов, правовой нигилизм;
- отсутствие необходимых сложившихся норм деловой этики бизнеса, нарушение предпринимателями элементарных этических правил при осуществлении бизнес-операций, невыполнение данных ими обязательств, нарушение договоренностей, желание подчас решить свои проблемы за счет и в ущерб интересам другой стороны;
- отсутствие сформировавшихся правил делового этикета, культуры поведения;
- эффективность деятельности многих организаций и конкретные ее показатели -производительность труда, эффективность использования и экономия тех или иных ресурсов не являются пока объектами управления;
- отсутствие заинтересованности у многих организаций во внедрении систем управления качеством, недостаточное внимание к качеству вырабатываемых товаров и оказываемых услуг;
- отсутствие у менеджеров всех рангов глубоких знаний о рынке, экономике и о самом менеджменте как о науке управления. Малая часть менеджеров обладает этими знаниями, далеко не все стремятся получить их, чтобы использовать на практике.
Большинство из них работает по принципу: главное - любой ценой заработать как можно больше денег сегодня. Это приводит к появлению огромного количества фирм-однодневок, ничего не дающих для общества;
- значительная зависимость условий и оплаты труда наемных работников от взаимоотношений с руководителями, а не от их квалификации и результатов работы - "феодализм отношений". Имеет место бесправие наемных работников, их "рабское поведение" и произвол руководства, чиновников. Это связано с безработицей и низкой культурой менеджеров и наиболее сильно
проявляется в малых городах;
- распространенность в отношениях подчиненных к руководителям раболепства, подхалимства, лести и угодничества, а потому необъективной оценки их деятельности и лояльности
(там, где следовало бы предъявить к руководителям те или иные требования);
- неуважение к людям и игнорирование этики управления. Не секрет, что люди, работающие в государственных и частных организациях, считаются руководством "винтиками",
которые в любой момент можно выбросить и заменить новыми. Работники всех уровней во многих организациях бесправны и беззащитны перед произволом руководства. Каждый из
них может быть уволен без объяснения причин и выплаты заработанных денег. Обман и хамство стали нормой поведения некоторых руководителей;
- низкий уровень механизации, автоматизации и компьютеризации управленческих процессов, хотя в последние годы он заметно повысился.
Вместе с тем имеется ряд факторов, оказывающих непосредственное положительное влияние на становление российского менеджмента:
- творческий подход российских менеджеров и специалистов к решению возникающих проблем;
- отрицание монокультурных моделей менеджмента;
- ориентация на гармонизацию во взаимоотношениях;
- общинный, коллективистский образ жизни и деятельности, группизм;
- стойкость, выносливость, работоспособность и энергичность россиян;
- стремление к новациям, поиску новых путей для достижения поставленной цели;
- способность быстро восстанавливать физические и духовные силы, адаптироваться в условиях быстро и кардинально меняющейся внешней среды;
- повышение общественной значимости и оценки менеджмента, профессионализация его, стремление к обучению и повышению профессиональной квалификации менеджеров;
- стремление субъектов хозяйствования всех форм собственности улучшить свои показатели за счет реформирования систем организации и управления, реализуя, прежде всего, два вида
процессов:
- реорганизацию;
- реструктуризацию.
Несмотря на перечисленные характеристики, российский менеджмент еще находится в стадии развития.