Методы инновационного менеджмента
К основным методам инновационного менеджмента относя :
- административные методы;
- экономические методы;
- социально-психологические методы;
- сетевые методы;
- методы анализа;
- методы прогнозирования.
Административные методы инновационного менеджмента - методы, которыми управляющая подсистема (менеджер, специалист) воздействует на управляемую подсистему (коллектив, специалистов, выполняющих различные работы на стадиях инновационного процесса).
К экономическим методам менеджмента мы относим следующие:
1) методы, регулируемые федеральными и региональными органами;
а) налоговая система страны;
б) налоговая система региона;
б) кредитно-финансовый механизм страны;
в) кредитно-финансовый механизм региона;
2) методы, регулируемые фирмой (вышестоящей организацией):
а) экономические нормативы функционирования фирмы;
б) система материального поощрения работников;
в) система ответственности за качество и эффективность работы;
г) применение научных подходов и современных методов (системного анализа, прогнозирования, оптимизации) менеджмента.
Первая группа методов относится к экономическим факторам внешней среды системы менеджмента, параметры которой не определяются фирмой.
К экономическим нормативам функционирования фирмы можно отнести следующие:
- удельный вес конкурентоспособной продукции по конкретным рынкам;
- нормы рентабельности по конкретным видам продукции;
- оборачиваемость оборотных средств;
- производительность труда;
- капиталоотдача инвестиций;
- доля налогов в балансовой прибыли фирмы;
- фонд о вооруженность труда;
- удельный вес основных рабочих в общей численности работающих фирмы;
-уровень автоматизации производства и управления и др.
Балансовый метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений.
Социально-психологические методы менеджмента направлены на Управление социально-психологическими процессами в коллективе по достижению им поставленной цели или выполнению заданной Функции при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов.
Объектами управления социально-психологическими процессами являются:
экологичность выпускаемой продукции или выполняемой услуги и окружающей природной среды;
характер, психические, антропометрические и психофизиологические особенности работника,
эргономичность рабочего места и производственного помещения;
система подбора, расстановки, подготовки и переподготовки кадров.
организация рабочего места;
система стимулирования труда работников;
морально-психологический климат в коллективе;
условия отдыха работников;
инфраструктура региона.
Управление социально-психологическими процессами включает следующие функции:
анализ норм и нормативов социально-психологических процессов:
анализ норм и нормативов социально-психологических процессов;
выявление узких мест и недостатков,
формулирование проблемы;
планирование улучшения норм и нормативов социально-психологических процессов;
организация выполнения планов;
учет и контроль выполнения норм и нормативов;
мотивация улучшения показателей социально-психологических процессов;
регулирование процессов.
Методы управления социально-психологическими процессами: .
мониторинг окружающей природной среды;
технические измерения социально-психологических параметров объектов управления;
анкетирование;
наблюдения;
хронометраж, фотография рабочего дня, метод моментных наблюдений процессов;
использование микроэлементных нормативов;
макетирование (физическое моделирование),
телефонный опрос;
проведение опытных и экспериментальных работ;
математико-статистические методы исследования;
экономико-математические методы моделирования процессов.
Сетевое планирование и управление (СПУ) - графоаналитический метод управления процессами создания (проектирования) любых систем,
Сетевой график - это полная графическая модель комплекса работ, направленных на выполнение единого задания, в которой (модели) определяется логическая взаимосвязь, последовательность работ и взаимосвязь между ними.
Методы анализа.
Анализ - разложение целого на элементы и последующее установление взаимосвязей между ними с целью повышения качества прогнозирования, оптимизации, обоснования, планирования и оперативного управления реализацией решения по развитию объекта.
Принципы анализа:
1) принцип единства анализа и синтеза предполагает разделение на составные части анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и в последующем рассмотрения их в целом во взаимосвязи и взаимозависим ост и;
2) принцип выделения ведущего звена (ранжирование факторов) предполагает постановку целей и установление способов достижения этой цели. При этом всегда выделяется основное (ведущее) звено, применяя методы факторного анализа;
3) принцип обеспечения сопоставимости вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения объектов анализа;
4) принцип оперативности и своевременности;
5) принцип количественной определенности.
Рассмотрим сущность методов анализа.
Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы.
Основные виды сравнений, применяемые при анализе:
отчетные показатели с плановыми показателями;
плановые показатели с показателями предшествующего периода;
отчетные показатели с показателями предшествующих периодов;
показатели работы за каждый день;
межпроизводственные сравнения;
сравнения со среднеотраслевыми данными;
показатели технического уровня и качества продукции данного предприятия с показателями родственных предприятий.
Сравнение требует обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т.д.).
Факторный анализ - метод исследования объектов (систем), в основе которого лежит процедура установления степени влияния факторов на функцию или результативный признак (полезный эффект машины, элементы совокупных затрат, производительность труда и т. п.) с целью разработки плана организационно-технических мероприятий по улучшению функционирования объекта (системы).
Индексный метод позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя, в последнем случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение.
Метод цепных подстановок заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов – сомножителей фактическими.
Метод элиминирования позволяет выделить действие одного фактора на обобщающие показатели производственно-хозяйственной деятельности, исключает действие других факторов.
Графический метод является средством иллюстрации хозяйственных процессов и исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа.
Функционально-стоимостный анализ (ФСА) - это метод системного исследования применяемого по назначению объекта (изделия, процессы, структуры) с целью повышения полезного эффекта (отдачи) на единицу совокупных затрат за жизненный цикл объекта.
Экономико-математические методы анализа (ЭММ) применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов, определяющих хозяйственные решения в сложившихся или планируемых экономических условиях.
Методы прогнозирования
Процесс разработки прогнозов называется прогнозированием, Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования. Прогнозирование управленческих решений наиболее тесно связано с планированием. План и прогноз представляют собой взаимодополняющие друг друга стадии планирования при определяющей роли плана как ведущего звена управления. Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления.
Целью прогнозирования управленческих решений является получение научно обоснованных вариантов тенденций развития показателей качества, элементов затрат и других показателей, используемых при разработке стратегических планов и проведении ну исследовательских (НИР) и опытно-конструкторских работ (ОЬ также развитии всей системы менеджмента. Самым сложным в « теме менеджмента является прогнозирование качества и затрат. Поэтому ниже в большей мере будет уделено внимание этим вопросам.
К основным задачам прогнозирования относятся:
разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде потребительной стоимости в соответствии с результатами маркетинговых исследований;
выявление основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, оказывающих влияние на потребность в; или иных видах полезного эффекта;
выбор показателей, оказывающих существенное влияние») величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка;
выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза;
прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов;
прогноз организационно-технического уровня производства стадиям жизненного цикла продукции;
оптимизация прогнозных показателей качества по критерию максимального полезного эффекта при минимальных совокупных затратах за жизненный цикл продукции;
обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышения качества и эффективности выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов.
Основными источниками исходной информации для прогнозирования являются:
- статистическая, финансово-бухгалтерская и оперативная отчетность предприятий и организаций;
- - научно-техническая документация по результатам выполнения НИОКР, включая обзоры, проспекты, каталоги и другую информацию по развитию науки и техники в стране и за рубежом;
- - патентно-лицензионная документация.
Лекция 5