Значение стадий исследований и принципы эффективного менеджмента
Для того, чтобы сформулировать принципы эффективного менеджмента необходимо на каждой стадии исследований проводить качественную работу. К этому относятся: информационная база, существующие тенденции накопленная внутренняя и внешняя информации. Если менеджер использует разработанную собственную методику это усиливает методологический потенциал исследования. Необходимы доступные технические средства, высокая квалификация самих исследователей, реакция исследователя на изменение внешней среды.
Ресурсоемкость и их использование можно отнести к другой группе факторов, которые являются совокупными и системными с точки зрения их методологической готовности. В данном случае под ресурсами понимаются не только персонал, но и финансово-экономические, материально-технические, временные, информационные, другие ресурсы, характерные для изучаемого проекта. Их взаимосвязь обязательна, но ограничена.
С точки зрения организационных характеристик объекта, необходимо учитывать не только его исследовательский потенциал, но также наличие организационной культуры, типология организации, особенности инфраструктуры, имеющийся положительный и отрицательный опыт в организации способствует более успешному выбору типа организации и самого исследования. Об интеллектуальном потенциале менеджера говорилось выше, однако в данном случае это важнейший фактор, который также можно отнести к ресурсам. Он способен по-разному реализовывать многовариативность решений.
Рассматривая значение в стадии исследований следует отметить, что каждая из них имеет свое особое место в эффективном менеджменте. От подготовительной стадии, где формируются объекты и проблемы исследований, а так же основные характеристики объекта, степень теоретической разработанности вопроса, через стадию исследования, где разрабатываются методики и программы, обосновывается целесообразность нововведений и гипотез последствий, до стадии реализации, где создается экспериментальная ситуация, разрабатывается сценарий эксперимента, оценивается стадия внедрения – нельзя обойтись без той или иной.
Сама организация исследований является функцией интеллектуального потенциала менеджера. Под этим следует понимать его мышление, креативность, интеллект, интуицию. Любое исследование требует эффективного решения. Эффективный менеджмент показывает тот кротчайший путь к успеху, который был заложен исследователем, менеджером нового типа.
Все факторы, определяющие эффективность исследования, можно разделить на две группы: факторы исследовательского потенциала управления и принципы его использования. Эффективность исследования в значительной мере зависит от принципов его построения и осуществления. Среди принципов следует назвать, прежде всего, принцип объективности: любое исследование должно искать объективные факторы, связи, зависимости, это определяет успех исследования. Но использование данного принципа вовсе не означает, что надо исключать все субъективное. Многое в исследовании определяется интуицией, ее необъяснимым влиянием на поведение человека, на поиск истины.
К принципу объективности следует отнести сопоставление фактов и факторов с той реальностью, которая существует в данном проекте. В данном случае, принцип объективности выступает критерием деятельности менеджера, его состоятельностью в доказательстве и оценках исследуемого процесса.
В принцип системности входят такие понятия как нахождение и сопоставление внутренней и внешней среды, определение связующих элементов. Этот принцип содержит основную, понятийную структуру проекта.
Принцип последовательности: проведение исследования по определенной, заранее разработанной технологии. «Слона можно съесть только по частям» – восточная мудрость, которая образно может охарактеризовать этот принцип. Здесь большое значение имеет ответ на вопрос: с чего начать и как двигаться к результату.
Что касается принципа целеустремленности, то его можно интерпретировать как принцип, который не только разрешает проблему исследования, но и определяет какой цели может привести принятая методика. Факторами этого принципа являются мультиаспектность, многообразие вариантов исследования, усложнение самой проблемы. Однако любая из поставленных приоритетов своей целью должна быть связана с прибыльностью организации, а не с его убытками.
Принцип «обгонять, не догоняя», или «не изобретать велосипед»; любое исследование необходимо строить на достигнутом, не тратить время и усилия на повторные решения, идти вперед, опираясь на известное и проверенное. Этот принцип может восприниматься неоднозначно. В исследованиях иногда бывает очень полезно усомниться в известном, проверить его новыми способами. Иногда именно это может быть импульсом для возникновения новых подходов, продолжения исследования и мотивации идей. Все зависит от характера проблемы.
Поэтому данный принцип надо дополнить принципом исследовательского сомнения. Это не скептицизм, мешающий в поиске нового, а оценка существующего по новым критериям: объективности, точности, полезности. Ведь развитие науки – это возникновение не только новых научных положений, но и новых методов анализа, оценки, уточнения, дополнения, конкретизации. Поэтому сомневаться исследователю полезно, но нельзя всю деятельность его свести к сомнениям – она должна строиться на поиске нового.
Принцип свободы мышления определяет необходимость снятия ограничений в полете мысли, фантазии, воображения, идей. Принцип управления мышлением: как и всякий процесс, мышление должно быть не спорадическим и стихийным, а управляемым процессом, в каких бы масштабах и формах оно ни осуществлялось. Это может быть управление процессом индивидуального мышления или процессом групповой мыслительной деятельности.
Конечно, исследовательская деятельность – это творчество, проявление которого зависит не только от хорошо организованной работы, но и от вдохновения, которым, казалось бы, невозможно управлять. Но ведь нельзя исключать мотивирование вдохновения, обеспечение его направленности, создание благоприятной обстановки для его проявления – а это уже управление. Как и всякая деятельность, исследование строится на использовании определенных ресурсов, величина и структура которых в значительной мере определяют его эффективность.
Следующим принципом является экономия ресурсов, а точнее гибкая экономия ресурсов. Это исходит из того, что заранее всегда трудно точно скалькулировать необходимый объем ресурсов для достижения результата. Этот расчет следует делать с некоторым запасом из-за непредсказуемости самого результата исследования. Таким образом, ресурсы не могут использоваться бездумно, а их экономия может привести к высокой эффективности исследования.
Принцип качественной и количественной определенности исследования: по возможности исследования надо проводить, используя количественные измерители параметров, показатели, но при этом не терять качество изучаемых явлений, т. е. совокупность тех свойств, которые определяют их суть и особенности. В ситуационном подходе качественные и количественные факторы тесно переплетены: так описание ситуации часто носит, в основном, качественный характер, который в значительной степени определяет состав количественных показателей; в то же время чисто количественные показатели без описания событий, формирующих эти показатели, не позволяют установить причинно-следственные связи и принимать обоснованное решение.
Принцип фактологического обеспечения исследования: исследование необходимо строить на фактах и отбирать факты соответствующим образом. В этом основа и объективности исследования, и его успешности, а в конечном итоге и эффективности. Для формирования ситуации необходимо использовать разнообразные источники, которые могут предоставить необходимую для исследования информацию.
Принцип реализации креативного образования менеджера, которое формируется в образовательных процессах, закрепляется и проявляется в практической деятельности и развивается в процессах исследования.
Принцип опоры на исследовательское мышление менеджера, развитие которого должно мотивироваться в практике управления и проведении исследования. Исследование преследует цель не только найти удачное решение проблемы, но и научить менеджера мыслить эффективно, исследовательски, инновационно.
И еще один принцип следует добавить к этому перечню – принцип трудоемкости: любое исследование должно быть рассчитано по трудоемкости его проведения. От этого зависят и его организация, и рациональное использование всех ресурсов, а, следовательно, и эффективность.
Важную роль в организации и проведении исследования играет система фактов, связанных между собой объективными закономерностями поведения объекта. Только система фактов позволяет объяснить то или иное явление, найти решение проблемы, построить научную концепцию.
Заключение
В курсовой работе «Стадии исследования в менеджменте» рассмотрена актуальная тема о роли исследований в развитии современного управления, приведены стадии исследования в менеджменте, обоснованы принципы эффективного менеджмента.
В первой главе приведено понятие «исследование», как вида деятельности, который распознает проблемные ситуации, определяет их свойство, содержание и находит пути и средства решения. Приведены особенности научного исследования и сопоставление его с исследованиями в менеджменте. Выделены следующие критериальные типы исследования. Например, исследование эмпирического характера, которые опираются на накопленный опыт. Определены понятия продолжительных и не продолжительных типов исследований, как временных функций. По степени организованности типы исследований являются индивидуальными, коллективными, спонтанными или организованными. В этой же главе рассмотрены черты современного менеджера исследовательского типа, который обладает проблемным видением окружающего мира, умеет грамотно формулировать проблемы, способен дать верные заключения, воспринимать и использовать различные точки зрения и.т.д.
Вторая глава посвящена первой стадии исследования в менеджменте, а именно подготовительной стадии. Здесь описываются действия, которые приводят к постановке проблемы (кондификация, когнификация). Обоснованы следующие процедуры – экспозиция, актуализация, компроментация, демонтарция. Объектом исследования является какая либо структурная единица, группа людей, организация и.т.д., которая обладает некой рабочей ситуацией.
В главе 2 (пункт 2.2) приведены особенности стадии исследования. А. Энштейн отмечал, что правильная постановка задачи важнее чем ее решение. В главе приведены аспекты достоверности модели, разновидности моделирования, включая имитационное. Приведены примеры имитационных игр, которые использовались еще в 30-ых годах прошлого века.
В ряду исследования ситуации используются следующие методы:
- метод измерения,
- метод сравнения,
- метод абстрагирования,
- метод анализа и синтеза.
В пункте 2.3 описана стадия реализации. Метод эксперимента состоит из ряда этапов: теоретического, разработка программы эксперимента, реализация программы эксперимента, анализ и оценка результатов. Следует отметить, что кроме остальных результатов эксперимента, часто можно получить большой ряд важных и достойных интереса сопутствующих результатов, которые следует применять в дальнейших исследованиях.
В третьей главе приведены на базе факторологического материала предыдущих глав факторы методологической готовности, эффективности исследования. Всякое исследование должно отвечать современным требованиям эффективности, что является залогом формирования принципов эффективного менеджмента, а именно:
- принцип объективности (любое исследование опирается лишь на объективные факторы, связи, и.т.д),
- принцип системности (концентрация исследования на доминирующем факторе),
- принцип последовательности, т.е. с чего надо начать и как следует двигаться к результату,
- принцип целеустремленности, где цель определяет выбор решений и последовательность ее достижения,
- принцип «обгонять не догоняя», это принцип исследовательского сомнения, здорового скептицизма,
- принцип свободы мышления – это принцип воображения, фантазии, полета мысли, снятия каких либо ограничений, но с управляющим процессом.
Кроме того, раскрыты и обоснованы принципы фактологического обеспечения исследования, креативного образования менеджера, принцип опоры на исследовательское мышление и принцип трудоемкости. Любое исследование в своих стадиях должно быть рассчитано по трудоемкости его проведения. Это ведет к рациональному использованию всех ресурсов, а следовательно к эффективному менеджменту, что в конечном итоге, является основной целью данной курсовой работы.
Курсовая работа состоит из Введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы из десяти источников. Работа изложена на страницах.
Список литературы
1. Алексеев С. И. Исследование систем управления. Учебно-методический комплекс – М.: Евразийский открытый институт, 2008. – 194 с.
2. Питер Ф.Друкер. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы.
Москва, 1992.
3. Питер Ф.Друкер. Эффективный управляющий – Москва: BCI, 1994.
4. Г.Минцберг, Б.Альстрэнд и Дж.Лэмпел. "Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента", 2001 – 201с.
5. Sloan, Alfred. (1964), McDonald, John, ed., My Years with General Motors, Garden City, NY, USA: Doubleday.
6. Фомичев А. Н. Исследование систем управления. Учебник – М.: Дашков и Ко, 2012. – 348 с.
7. Набиев Р. А. Менеджмент [Электронный ресурс] :практикум / Р. А.Набиев, Т. Ф. Локтева, Е. Н. Вахромов. – М.: Финансы и статистика, 2011. – 144с. http://www.biblioclub.ru/book/63571/
8. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в 21 веке. – М.: Вильямс, 2004. - 272 с
9. Мамонтов А.К. Исследование систем управления// М., Коллегия. 2007.
10. Кузнецов И.Н. Научное исследование. Методика проведения и оформление. 3-е изд. пере- раб. и. доп. – М.: «Дашков и К», 2008.– Глава 1