Ситуация 2 «фирмы сигма»

Общая информация:

Два года назад общее экономическое положение фирмы «Сигмы» можно было оценить как критическое: убытки ежемесячно составляли 150 тыс. долл.; сбыт продукции практически был парализован; склады заполнены продукцией; значительные материальные запасы; высокая банковская задолженность. В этих условиях наиболее благоприятным оказалось решение войти в структуру одного крупного предприятия, которое обеспечивало фирму "Сигма" новыми заказами. В результате слияния была проведена общая реорганизация, раньше направление деятельности фирмы «Сигма» определялось производством гидравлического оборудования и упаковочные услуги, новая организационная структура фирмы включала семь производственных отделений, центральный и вспомогательный аппарат. Каждое производственное отделение несет ответственность за разработку, сборочные операции, сбыт своей продукции. Организационная структура фирмы «Сигма» представлена на рис. 3.1.

Общий подход руководства к проблеме делегирования, ответственности и полномочий можно определить следующим образом: руководство фирмой рационализировало отношения между различными производственными участками различных отделений таким образом, чтобы централизовать ряд функций разнородных производственных участков. Для этого, например, проведено объединение однотипных функций в области сбыта, переведены сотрудники в непосредственное подчинение вице-президенту по сбыту. Он отвечает за прогнозирование спроса на изделия всех отделений, за подбор, профессиональную подготовку, должностные назначения, продвижение по службе и определение окладов всем работникам сбыта. Была предпринята попытка унифицировать процедуру сбыта для всех изделий, разработана единая форма бланка-поручения. Однако некоторые отделения продолжали в децентрализованном порядке осуществлять сбыт. Причиной такого положения являлось то, что управляющие отделениями несли полную ответственность за прибыльность своих отделений, которая находится в прямой зависимости от сбыта.

ситуация 2 «фирмы сигма» - student2.ru

Рис. 3.1. Организационная структура фирмы «Сигма»

Кроме того, было проведено объединение всех работников, связанных со снабжением, в централизованный отдел снабжения в подчинении вице-президента по производству. Созданы централизованная бухгалтерия и отдел обслуживания. Централизация однородных функций осуществлялась в целях экономии на постоянных расходах в результате увеличения масштабов производства.

Актуальная ситуация:

По прошествии двух лет после слияния, в фирме "Сигма" стали нарастать проблемы, при этом совершенно не оправдались надежды на экономию затрат за счет централизации функций управления. Главной причиной сложившегося положения большинство управляющих считали неудовлетворительную организационную структуру.

При обсуждении проблем фирмы вице-президент по сбыту высказал следующее: «Централизация сбытовых операций в настоящий момент приобрела конфликтный характер. Суть проблемы - это огромное разнообразие изделий. Агенты по сбыту могут научиться разбираться со всей номенклатурой изделий, но им очень сложно добиться знания потребностей рынка по каждому отдельному изделию. Кроме того, имеется дублирование в работе агентов, например, случается так, что в один день к потребителю приходят два наших агента с предложениями о различной продукции. Это обусловлено еще и тем, что наши некоторые отделения сохранили агентов по сбыту и осуществляют эту работу параллельно с централизованной службой. Следует учитывать, что многие наши изделия являются специальными компонентами и имеют особые группы заказчиков. Управляющие, производящие эти изделия, лучше знают рынки и лучше смогут их продавать».

Одним из серьезных поводов для недовольства управляющих отделениями были счета за централизованное обслуживание со стороны централизованной бухгалтерии и за централизованное ремонтно-техническое обслуживание. Проблема со счетами централизованной бухгалтерии заключалась в следующем: некоторые отделения могли использовать достаточно простую схему учета затрат, другие же сложную, а расходы на содержание бухгалтерии распределялись произвольным образом.

Затраты на оплату услуг за ремонтно-техническое обслуживание распределялись в форме накладных расходов по отделениям. Недостатки в работе этой службы сводились к следующему: некоторые управляющие считали, что могли бы проводить техническое обслуживание оборудования в период пониженной загрузки мощностей силами цехового персонала. Однако раз за эти услуги взимали плату, то все отделения пользовались услугами централизованной службы, и таким образом, создавался мнимый спрос на услуги централизованной службы.

Следующая проблема - это огромное количество дополнительных форм документов, которые требовалось заполнять для передачи в централизованные службы ( это всевозможные копии заявок, поручений, отчетов).

При проведении централизации некоторые отделения были переведены в одно помещение, издержки по эксплуатации которого определенным образом раскладывались между ними. Парадоксальным был факт стремления управляющих расширить занимаемые площади, даже если перед размещением соответственно указывалась значительно меньшая потребность. Такая ситуация объяснялась в определенной мере невозможностью управляющих отделениями контролировать отдельные виды затрат.

Подумайте над вопросами:

1. Как можно было бы сформулировать общую проблему, возникшую на фирме «Сигма»?

2. Какие причины вызвали неудовлетворительное состояние дел на фирме?

3. Определите соотношение централизации и децентрализации функций управления.

4. Какое решение можно предложить в создавшейся ситуации?

Тест

1.Методология это:

a)совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в

какой-либо науке;

b)область знания, изучающая средства, предпосылки и принципы

организации познавательной и практически преобразующей деятельности;

c) особая отрасль знаний, которую в своей совокупности образуют методы

познания.

2. Методология исследований может быть:

a)общей;

b)частной.

3. Частная методология:

a)основывается на законах отдельных наук;

b)особенностях познания конкретных процессов;

c)отражается в существовании теоретических обобщений и методов

исследования;

d)это принципы диалектики, исследующие законы развития человеческого

знания в целом.

4. Предмет изучения методологии научных исследований являются:

a)методы самой науки;

b)сфера применения методов;

c)обоснованность научных результатов;

d)открытие новых научных фактов или законов.

5. Главной целью методологии научных исследований являются:

a)изучение средств, методов и приемов исследования;

b)изучение средств, методов и приемов исследования, с помощью которых

приобретаются новые знания в науке.

6. Метод это:

a)форма практического освоения действительности;

b)теоретическое освоение действительности;

c)форма практического и теоретического освоение действительности в

соответствии с законами существования исследуемого объекта.

7. Применительно к научному исследованию методом является:

a)прием исследования и познания определенного объекта;

b)система способов исследования и познание определенного явления.

8. В своей основе метод:

a)является инструментом для решения главной задачи исследования -

познание объективных законов действительности с целью использования

их в практической деятельности людей;

b)определяет необходимость и место применения научных приемов и

способов исследования, экспериментальной проверки результатов

исследования.

9. Методика исследования:

a)совокупность методов и приемов изучения явления;

b)совокупность методов и приемов правильного и целенаправленного

изучения явления;

c)совокупность методов и приемов решения проблемы.

10. Методика исследования определяется:

a)на основе методов исследования;

b)на основе выбора методов исследования;

c)на основе выбора методов, используемых на отдельных этапах

исследования.

11. Менеджмент это:

a)умное, умелое, разумное, рассудительное, интуитивное, эффективное

ведение хозяйства;

b)практика и наука управления;

c)управление;

d)управление в социально-экономических системах.

12. В каких областях науки используются общенаучные методы :

a)в экономических науках;

b)во всех областях науки.

13. Специальные методы исследования основываются на:

a)общенаучных методах:

b)закономерностях и законах диалектики;

c)законах логики.

14. Методология исследования основывается на уровнях:

a)эмпирическом;

b) теоретическом;

c)эмпирическом и теоретическом.

15. Эмпирическое познание связанно с:

a)чувственными знаниями;

b)ощущениями;

c)восприятиями;

d)представлениями.

16. К эмпирическим относятся знания:

a)из повседневного осознания практики;

b)специальные научные данные, полученные в процессе наблюдения и эксперимента.

17. Как называется метод исследования, представляющий собой изучение

объекта, основанное на активном, целенаправленном воздействии на него

искусственных условий, позволяющих выявить рассматриваемые свойства,

характеристики, зависимости и другие его особенности:

a)наблюдение;

b)анализ;

c)эксперимент.

18. Какие из перечисленных относятся к эмпирико-теоретическим методам исследования:

a)абстрагирование;

b)анализ и синтез;

c)индукция и дедукция;

d)аналогия;

e) моделирование;

f)конкретизация;

g)методы системного и функционально-стоимостного анализа;

h)исторический и логический методы.

19. Метод исследования, который включает в себя изучение предмета путем

мысленного или практического расчленения его на составные элементы (части

объекта, его признаки, свойства, отношения) называется:

a)моделирование;

b)конкретизация;

c)индукция;

d)системный анализ;

e)анализ.

20. Основу аналитического метода исследования составляет:

a)системный анализ;

b)моделирование;

c)анализ;

d)индукция.

21. Метод изучения объекта в его целостности, в единстве и взаимной связи его

частей называется:

a)анализом;

b)системным анализом;

c)конкретизацией;

d)синтезом.

22. Как единого метода различают следующие виды анализа и синтеза:

a)прямой метод;

b)возвратный метод;

c)структурно-генетический метод;

d)аналогии.

23. Метод исследования, основанный на изучении объекта посредством устройств, моделирующих его поведение, с последующим переносом полученных знаний с модели на оригинал, называется:

a)экспериментирование;

b)конструирование;

c)моделирование.

24. Метод, базирующийся на изучении объекта исследования как совокупности элементов, образующих систему, называется:

a)моделированием;

b)анализом;

c)структурно-генетический метод;

d)системный анализ.

25. К каким методам исследований в менеджменте относятся методы,

связанные со сбором, обработкой и анализом экономической информации:

a)специальным методам;

b)специфическим методам;

c)конкурентно-научным метода

Наши рекомендации