Тема 4. ПРОЦЕСС МЕНЕДЖМЕНТА
Содержание и структура процесса менеджмента
Процесс управления – это функционирование принятой организационной структуры, которая отражает ход выполнения функций управления и характеризует его динамику. Этот процесс имеет свое особенное (специфическое) содержание, обусловленное его сущностью; свои стадии и внутренние этапы осуществления, предполагающие определенную последовательность действий в пространстве и его времени.
На схематичном изображении процесса управления (рис.5) нетрудно заметить, что этот процесс базируется на достижении и постановке цели.
Содержимое процесса управления проявляется в деятельности руководителя и подчиненных ему работников. Оно включает распоряжения руководителя и выполнение их исполнителями. На основе действующих регламентов и нормативов обеспечивает выполнение закрепленных за каждым руководителем функций. Составляющими элементами деятельности звена управления являются управленческие работы и операции, формализуемые в конкретных управленческих процедурах.
В соответствии с принятыми иерархией и типом организационных структур процесс управления распределяется по их ступеням и звеньям, не только воздействуя на отдельные части управляемой системы (и объект управления в целом), но и обеспечивая взаимодействие звеньев управляющей системы. Это определяет специфическое содержание процесса управления и условий его осуществления в пространстве (ступеней и звеньев управления) и во времени. Выделяют методологическое, экономическое, функциональное (технологическое), организационное и социальное содержание процесса управления.
Методологическое содержание обусловлено характером основных стадий и обязательных этапов процесса управления, определяющих его структуру. Основными стадиями являются те, на которых реализуются общие функции управления – планирование, организация, мотивация и контроль (учет, анализ, оценка). Причем под стадией здесь понимают временной интервал в цепи следующих друг за другом отрезков времени, отличающийся от предыдущего (и последующего) содержанием управленческой деятельности, необходимой для реализации функций управления. Каждая стадия включает несколько этапов (или часть одного из них). В отдельных случаях стадии и этапы могут совпадать. Под этапом понимают совокупность управленческих работ (операций, действий), отличающихся качественной определенностью и однородностью и отражающих закономерную (необходимую) последовательность их осуществления. Обычно выделяют следующие этапы: целеполагание, оценка ситуации, определение проблемы, управленческое решение. Они являются основными составляющими структуры процесса управления.
Целеполагание (или постановка цели воздействия) - наиболее ответственный этап процесса управления, обусловленный целями, которые определяют при формировании функций и организационной структуры управления. Каждая цель воздействия может быть постоянной или изменяемой, корректируемой. Она представляет желаемое, возможное и необходимое состояние управляющего воздействия и определяет поэтому рациональный вариант сбора необходимой информации, ограничивая ее объем, состав, формы использования. При этом учитывается возможность применения различных типов воздействия как по мотивационной характеристике (идеологической, экономической, организационной, социальной, психологической), так и по виду (прямой, косвенной) и направлению (по вертикалям и горизонталям).
Оценка ситуации призвана выявить состояние процесса управляющего воздействия относительно цели, которые никогда не бывают тождественны. Поэтому всегда существуют ситуации, требующие разрешения возникающих противоречий. Главные из них образуют суть основной проблемы. На нее и ориентировано управляющее воздействие.
Определение проблемы – важный этап процесса управления. Перечень проблем выявляется на основе сопоставления желаемого (выраженного в системе целей) и реально существующего (определяемого ситуацией) состояния системы. Он раскрывает сущность противоречия цели и сложившейся ситуации. Одновременно этот этап выступает как связующее звено в переводе системы в новое состояние, в направлении движения к поставленной цели. Без него невозможны подготовка и принятие управленческого решения.
Управленческое решение – заключительный этап процесса управления. Он устанавливает пути разрешения проблемы и содержание организационной работы по их практической реализации.
Методологическое содержание процесса управления имеет всеобщий характер и распространяется на все его аспекты.
Экономическое содержание обусловлено необходимостью использования ресурсов производства. Сюда относятся потребности в ресурсах (целеполагание), оценка наличия ресурсов (оценка ситуации), распределение ресурсов (постановка проблемы), использование ресурсов (управленческое решение), экономическое стимулирование всех участников процесса управления и др. Аналогично могут быть рассмотрены также проблемы подготовки и внедрения нововведений, технического перевооружения производства, управления, социального развития коллективов и др.
Функциональное (технологическое) содержание процесса управления проявляется в установлении состава управленческих работ (операций, действий) на каждой стадии и каждом процессе управления, обеспечении необходимой информационной, технической и нормативной базой, упорядочении процессов делопроизводства, подготовки и принятия решений.
Сущность организационного содержания заключается в порядке взаимодействия различных звеньев и ступеней организационной структуры.
Социальное содержание процесса управления отражает роль человека на каждом реализуемом этапе. При этом как бы оценивается достигнутый уровень технологического, в том числе информационного, технического, нормативного, организационного обеспечения, процесса управления, намечаются пути дальнейшего его повышения.
Процессу управления присущи определенные свойства, обусловливающие его особенности: динамичность, устойчивость, непрерывность, дискретность, последовательность, цикличность.
Динамичность проявляется в постоянном изменении процесса управления по его направленности, проблематике, характеру осуществления на различных этапах, а также в переходе его с одной ступени организационной структуры на другую и в различные звенья каждой ступени, а устойчивость – в сохранении установившихся связей процесса управления между его этапами и звеньями. Непрерывность выражается в одновременном осуществлении процесса производства и управления. Дискретность дополняет свойство непрерывности и в то же время противостоит ему. Сущность ее состоит в том, что процесс управления внутри его этапов протекает неравномерно. При постановке цели, оценке ситуации, определении проблемы воздействия как бы накапливаются. Последовательность проявляется в активной организационной работе. Таким образом, если постановка цели очерчивает контур ожидаемых решений, их направленность и перспективу, ситуация – реальность и практическую значимость, а проблема – конкретность, эффективность, то подготовка и принятие подлежащих реализации решений служат средством достижения намеченных целей. Поскольку охарактеризованные этапы обязательны и повторяются, процессу управления присуща цикличность.
Типы процесса управления классифицируют в зависимости от характера выполнения его этапов. Различают линейный, корректируемый, разветвленный, ситуационный и поисковый типы.
Линейный тип характеризуется строгой последовательностью осуществления всех этапов. Он присущ процессам с достаточно определенно поставленными целями, ситуациями, типовыми составом работ и операций, на каждом этапе повторяющимися решениями.
Корректируемый тип отличается от линейного последовательной корректировкой каждого предыдущего этапа после завершения последующего.
Разветвленному типу свойственна многоаспектность оценки ситуации и вариантность построения процесса управления, причем каждый из вариантов имеет свою проблему, требующую разрешения (или единого комплексного решения). Такой тип возникает при отсутствии возможности обобщенной оценки ситуации и выделения ключевой проблемы с единственным решением.
Ситуационный тип процесса управления отличается тем, что сначала формулируется предварительная цель воздействия. К ее уточнению возвращаются после оценки ситуации, определения проблемы и даже разработки решения. Такие случаи имеют место, когда из-за недостатка времени не удается достаточно полно сформулировать цель воздействия или отсутствует необходимая информация при не типичности цели.
Поисковый тип процесса управления исходит из полной ясности цели воздействия при невозможности достаточно хорошо оценить существующую ситуацию относительно этой цели и затруднениях в формулировке основной проблемы. Тогда решение разрабатывают на основе цели и общей оценки ситуации, а затем осуществляют корректировку решения.
Выбор наиболее приемлемого в конкретных условиях типа процесса управления зависит от степени и качества его информационного обеспечения. В соответствии с этим определяют состав всего комплекса работ по осуществлению процесса управления и относящихся к ним операций.