У меня растут года, будет и семнадцать
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»
Л.И. Шибанова
ВВЕДЕНИЕ В МЕНЕДЖМЕНТ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
Ижевск Издательство ИжГТУ 2014 |
УДК 658.1(075)
ББК 65.291.21
Ш55
Рецензенты:
Боткин О.И., доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой «Экономическая теория» УдГУ
Осипов А.К., доктор экономических наук, профессор,
заведующий кафедрой «Менеджмент и право» ИжГСХА
Шибанова, Л.И.
Ш55 | Введение в менеджмент: Учебное пособие. Ижевск: Издательство ФГБОУ ВПО ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, 2014. – с., ил. |
ISBN
Предлагаемое учебное пособие содержит первоначальное целостное видение суммы знаний, которые представляют ядро системы менеджмента как особой области профессиональной деятельности, требующей глубоких знаний не только в области управления и экономики, но более широкого видения всей исторической и мировой художественной культуры.
В пособии менеджмент рассматривается как область профессиональной деятельности, в центре внимания его предпосылки возникновения , рынок как условие развития менеджмента, экономическая система ,организация в условиях рынка, этапы развития менеджмента и его содержание в наши дни. Раскрываются также особенности труда менеджера, требования к нему, состояние управления экономикой в современной России и особенности Российского менеджмента. Заключительная глава – как научиться менеджменту.
Издание предназначено для бакалавров, обучающихся по направлению «Менеджмент», также для самостоятельного изучения менеджмента.
УДК 658.1(075)
ББК 65.291.21
ISBN © ФГБОУ ВПО «Ижевский государственный технический университет
Имени М. Т. Калашникова», 2014
© Шибанова Л.И., составление, 2014
Содержание
Введение. 4
Глава 1. Менеджмент как область профессиональной деятельности 5
Глава 2. Предпосылки возникновения.. 10
менеджмента.. 10
2.1. Потребность и необходимость управления трудовой деятельностью людей 10
2.2.Исторические предпосылки менеджмента. 16
2.3. Причины появления менеджмента. 19
Глава 3. Рынок как условие появления и развития менеджмента 22
Глава 4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РЫНКА.. 33
Глава 5. Организация в условиях рынка.. 49
Глава 6. Развитие МЕНЕДЖМЕНТА.. 64
Глава 7. ЧТО ТАКОЕ СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ?. 69
Глава 8. Содержание менеджмента.. 76
ГЛАВА 9. Труд менеджера.. 92
ГЛАВА 10. Требования к менеджеру.. 110
Глава 11. СОСТОЯНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИКОЙ.. 127
В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ.. 127
ГЛАВА 12. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.. 141
ГЛАВА 13. Как научиться менеджменту.. 148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 154
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 155
Введение
В настоящее время менеджмент является, наверное, самой популярной из социально-экономических дисциплин. Возрастающий интерес к проблемам управления вызывает рост числа студентов и слушателей, желающих овладеть очень интересной, но не менее трудной профессией менеджера.
Развитие экономики, усложнение экономических систем, расширение международных связей, рост уровня кооперирования и растущая интеграция в экономике предъявляют все более высокие требования к образованию в области менеджмента. От уровня усвоения знаний в области менеджмента зависит эффективность управления организацией в условиях рынка, успешность ее деятельности.
Учебный курс «Введение в менеджмент» является начальным курсом подготовки менеджера. Изучение этой дисциплины позволит студенту получить первоначальные сведения о выбранной профессии, составить представление о своей будущей профессии, оценить свои возможности в овладении навыками работы менеджера. «Введение в менеджмент» усилит интерес к более глубокому изучению науки менеджмента и нахождению своей роли и места в системе управления обществом
Курс «Введение в менеджмент» может быть использован как для самостоятельного изучения этой дисциплины, так и для использования в учебных занятиях бакалавров по направлению «Менеджмент»
Глава 1. Менеджмент как область
профессиональной деятельности
Здравствуйте. Вы сделали свой выбор. Вы пришли научиться менеджменту. Эта наука станет для большинства из Вас основой практической деятельности, может быть, в течение всей вашей жизни. Будет ли эта работа приносить Вам удовлетворение? Сможете ли вы заниматься ей в течение нескольких десятков лет? Что привлекает Вас в этой деятельности сейчас? Не затратите ли Вы впустую несколько лет своей жизни, разочаруясь в выбранной профессии? Для того чтобы избежать ошибок и разочарований, постараемся составить более полное представление о том, что такое «менеджмент» и кто такой «менеджер». Попробуем ответить на основные вопросы, которые позволяют нам составить первое представление о менеджерах и менеджменте.
Какие работы выполняет менеджер? Каковы особенности труда менеджера? В чем проявляется успех деятельности менеджера?
Какие знания требуются, чтобы заниматься менеджментом? Менеджмент – это наука или практическая деятельность? Каковы Ваши возможности в постижении этой деятельности?
В этом учебном пособии представлена попытка ответить на эти и другие вопросы для того, кто хочет понять основные особенности этой трудной, но такой интересной профессии.
Прежде всего, отметим, что менеджмент - это особая область трудовой деятельности человека. А трудовая деятельность - это деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей людей. У каждого человека всегда есть много разных потребностей в самых разных предметах и услугах. Для удовлетворения массы разных потребностей требуются разные виды трудовой деятельности. Особенности отдельных видов трудовой деятельности требуют особых знаний , умений, мастерства, личных качеств, что определяет уровень профессионализма человека.
В выборе профессии часто заложены счастье или несчастье человека. Вот только два примера выбора своего жизненного пути.
Винсент Ван Гог ( 1853- 1890)
Вспомним выдающегося художника 19 века – голландского живописца Винсента Ван Гога. Сложным был его выбор своего жизненного пути. В 16 лет он начинает работать комиссионером (младшим торговцем) картинами в художественно-торговой фирме. Неразделенная любовь к дочери хозяина заставила его сменить работу. Он становится учителем в бедных районах Англии. Начав изучать теологию, он работает проповедником в шахтерском районе Бельгии. И ,наконец, в возрасте 30 лет становится художником. Это то, к чему он неосознанно стремился всю свою жизнь. Сменив несколько профессий, он нашел главное дело своей жизни, которое принесло ему мировую славу. Долгие поиски этого дела привели к тому, что из 37 лет своей жизни только семь он сумел посвятить любимой работе. При жизни художника была продана только одна его картина, а через сто лет после его смерти продажа только одной его картины принесла 82.5 миллиона долларов – то, что он не успел получить при жизни.
Другой пример - Суворов Александр Васильевич (1729-1800)
Суворов Александр Васильевич – русский полководец 19 века, генералиссимус, который не проиграл ни одного сражения. Он прожил долгую жизнь, всю ее посвятив делу, которое он выбрал еще будучи совсем маленьким мальчиком. Выбрав свой путь, он постоянно воспитывал в себе качества, необходимые для победы в военных сражениях. Будучи потомком древнего дворянского рода, Суворов был весьма нетребователен в быту, спал на походной кровати, каждое утро обливался холодной водой, ел ту же пищу, что и солдаты. Он воспитывал в себе хладнокровие, точность расчета и решительность действий. За свои победы над прусской, турецкой и французской армиями Суворов получил в награду земли, ордена, почетные звания. А в годы Великой отечественной войны в СССР был учрежден орден имени А.В.Суворова.
Таким образом, чем раньше человек сможет выбрать свой путь в жизни, тем больше он сможет сделать полезных дел для себя и общества в целом. Если Ваш выбор уже сделан, надо убедиться, что он верный. Для этого попробуем ответить на ряд вопросов, характеризующих деятельность в той или иной сфере деятельности. Ответьте на вопросы, в которых заключены основные отличия разных профессий.
· Где работать? Каково место моей будущей работы: завод, мастерская, торговый центр, работа дома, в селе, городе?
· Кем работать? Как будет называться моя должность?
· В каких условиях я буду работать? Как чисто, шумно, красиво будет вокруг меня?
· Какие методы работы придется применять? Работать с компьютером, машинами, людьми, бумагами?
· Что является предметом работы? На что будет направлен мой труд?
· С кем работать? Кто будет окружать меня в процессе работы?
· Что надо знать, чтобы быть успешным в этой профессии? Необходимо изучать точные науки или гуманитарные дисциплины?
· Каким должно быть поведение специалиста в этой области?
· Каковы достоинства моего выбора?
· Какие проблемы могут быть у меня на этой работе?
Рассмотреть отличия разных профессий нам поможет всем известное стихотворение Владимира Маяковского «Кем быть».
В.Маяковский
У меня растут года, будет и семнадцать.