Портрет и составляющие имиджа менеджера
Менеджер – профессиональный управляющий социально-экономическими и производственными процессами.
Портрет менеджера – это совокупность трех составляющих: биографических данных, природных свойств, приобретенных качеств.
К биографическим данным относят:
Образование - наличие для менеджера специального образования по теории и практике управления имеет важнейшее значение. Как правило, менеджеры имеют два и более высших образования. Второе образование выбирается более сознательно, а первое является более фундаментальным.
Опыт – руководящей работы включает ряд показателей:
продолжительность работы на руководящих постах означает количество лет управленческой деятельности;
ступеньки служебной лестницы показывают, какие посты занимал руководитель и как долго;
личные достижения на каждой из ступенек своей карьеры, его эффективность;
практическая школа для менеджера является его работа под руководством хороших управляющих, у которых они учатся и усваивают стиль, методы, формы и приемы управления.
Возраст руководителя – является спорным вопросом.
Достоинства зрелого возраста – мудрость, опыт, предсказуемость; недостатки – консерватизм, усталость, боязнь риска.
Молодые руководители отмечаются энергичностью, новыми знаниями, творческим поиском, однако у них вероятность управленческих ошибок выше.
Проблема возраста решается сочетанием разновозрастных участников управленческой команды. Зрелому руководителю предлагается молодой заместитель, и наоборот.
Проблема пола – долгое время считалось, что эффективным руководителем может быть только мужчина. Сегодня взгляды изменились. Считается, что женщина тоже может быть эффективным руководителем. В теории управления появилось две концепции:
- Значительное число женщин (15%) обладает мужским складом ума и характера.
- Необходимо использовать не мужественность, а женственность в управлении, т.е. эмоциональное единение с сотрудниками обеспечивает эффективность управления.
Второй составляющей портрета менеджера являютсяприродные свойства:
Харизматичность – это природная способность к лидерству. Естественное умение одного человека вести за собой других дается от природы. Такому человеку верят без сомнений, подчиняются без принуждения.
Интеллект – природная способность к эффективной умственной деятельности.
Теоретический интеллект – способность оперировать знаниями: анализировать, обобщать, логически мыслить
Практический интеллект – способность осуществлять деятельность: выстраивать алгоритм, организовать, добиться результата
Творческий – способность к творческим и нестандартным решениям (креативность).
Эмоциональная устойчивость – сопровождается уравновешенностью и стрессоустойчивостью, что позволяет человеку не терять самообладание в самых сложных ситуациях.
Третьей составляющей портрета менеджера выступают приобретенные качества:
Предприимчивость – рассматривается, как умение использовать различные варианты.
Целеустремленность – умение сосредотачиваться на главном и довести начатое дело до конца. С этой чертой связаны настойчивость, решительность, уверенность в себе.
Надежность – это умение, безусловно, выполнять взятые на себя обязательства.
Коммуникабельность – умение общаться с людьми, способность легко входить в контакт, убедительно говорить, а также умение заинтересованно слушать.
Для того, чтобы менеджер сформировал в себе указанные черты, надо немало работать над собой, проявить волю и трудолюбие, что в конечно итоге, характеризует его профессионализм.
От того, как воспринимают менеджера окружающие, в значительной степени зависит эффективность его профессиональной деятельности. Каждый человек вызывает у других определенное представление о себе. Это особенно актуально для руководителя. Власть человека над людьми зависит не только от его интеллекта и внутренней силы, но и от производимого им впечатления, его привлекательности.
Имидж – это образ человека в глазах других людей.
Существует совокупное представление о том, как должен выглядеть и вести себя человек определенного возраста, социального статуса или профессии (бизнесмен, директор, преподаватель). Если вид и поведение человека сильно отличаются от ожидаемого, это негативно отразится на его профессиональном имидже.
Составляющие имиджа менеджера – внешняя, психологическая и профессиональная часть.
Внешняя часть имиджа: состоит из внешнего облика, манеры поведения, окружающих людей и вещей.
Внешний облик человека говорит о многом: об образовании, культуре, социальном статусе, профессии, материальном состоянии, характере, темпераменте, вкусах и т.д. Внешний облик менеджера говорит об адекватности профессии, успешности деятельности, профессионализме. Основное требование – это общая привлекательность.
К элементам внешнего облика относят: телосложение, осанку, лицо, руки, одежду, обувь, прическу, аксессуары.
Исследования показывают, что наиболее благоприятное впечатление производят люди среднего и выше среднего роста, спортивного телосложения, правильной осанки. Лицо должно быть открытым и улыбчивым, руки – ухоженные.
Одежда – имеет очень важное значение, особенно при первом знакомстве. Стиль одежды должен быть деловым, т.е. классический стиль с профессиональными элементами (сорочка, галстук, платок, блуза).
Деловая обувь – должна быть классической и удобной, чистой. Женщинам – средний (5-6 см) устойчивый каблук, закрытый носок. Мужчинам следует одевать к костюму закрытые туфли и черны носки (или носки в тон костюма, то чуть темнее его).
Женщине необходимо быть сдержанными в косметике и не рекомендуются сложные прически, а также резкие запахи духов и одеколона.
Аксессуары – могут быть деловыми (портфель, органайзер, ручка, визитка) и личными (галстук, платок, часы, очки, бумажник). Требования: эстетичность, функциональность, индивидуальность.
Для женщин менеджеров приемлемы украшения, однако они не должны отвлекать внимание. Для мужчин – только обручальное кольцо.
Манеры – это внешний рисунок поведения человека, они демонстрируют культуру, воспитанность, доброжелательность, уверенность, собственное достоинство менеджера.
Манеры включают: жесты, позы, мимику, походку. Требования к манерам: должны быть естественными и свободными, но не вульгарными; сдержанными и контролируемыми, но не «зажатыми», т.е. присутствует правило золотой середины.
Дурные манеры – приговор руководителю.
Окружающие люди и вещи говорят о человеке многое.
«Короля делает свита» или «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу – кто ты».
Вещи человека (от автомобиля до ручки) могут рассказать о культуре, материальном положении, социальном статусе.
Психологическая (внутренняя) часть имиджа включает в себя культуру поведения, речь, чувство юмора.
Культура поведения проявляется в интеллигентности, доброжелательности, внимательности к людям, эмоциональной сдержанности. (психолог Карнеги рассказал случай, когда однажды он провел вечер с какой-то дамой. У нее была репутация очень сложного человека. Однако на следующий день она всем знакомым сообщила какой умный человек Карнеги. «Ноя ведь ничего не говорил, я весь вечер лишь внимательно слушал», - удивился Карнеги)
Речь как элемент имиджа включает словарный запас, образность и чистоту языка, ритм и тональность изложения.
Словарный запас означает количество слов, которые знает и употребляет в своей речи менеджер. Разнообразие употребляемых слов многое говорит в пользу человека и наоборот.
Образность языка означает использование его художественных форм и приемов (пословицы, поговорки, крылатые фразы, метафоры и т д.)
Чистота языка связана с правильным пониманием значения слов, постановкой ударения. Человек, использующий ненормативную лексику, употребляющий слова паразиты не может рассчитывать на положительный имидж.
Ритм речи – это ее скорость. Не следует говорить слишком быстро, взахлеб, но и медленно тоже, т.к. создается впечатление тугодума.
Тональность речи – это сила и варьирование звуков. Сменой интонации можно и нужно пользоваться, но недопустим переход на повышенный тон – это показатель проф.непригодности.
Чувство юмора – очень существенный элемент имиджа. Умение вовремя и тонко шутить, оценить чужой юмор, является весьма важным качеством, которое поможет расположить к себе собеседника и разрядить обстановку. Однако следует проявлять и чувство меры. Неуместный смех, грубые анекдоты отрицательно сказываются на имидже.
Благоприятное впечатление производит улыбка, приятная улыбка производит положительный имидж. Не зря специалисты советуют специально тренировать улыбку перед зеркалом.
Профессиональная часть имиджа включает обязательность, характер проф.деятельности, эмоциональную уравновешенность.
Обязательность, как элемент имиджа, - это надежность, ответственность, пунктуальность, умение держать слово являются важными качествами для менеджера. Руководитель должен реально оценивать свои возможности, принимая на себя те или иные обязательства или давая обещания. Лучше сказать «нет», «извините, но я не могу», чем пообещать и не сделать.
Характер проф.деятельности включает специальные знания, деловую уверенность, состояние рабочего места.
Специальные знания менеджера – это владение современной теорией и передовой практикой управления.
Деловая уверенность – умение выстраивать логику и алгоритм своих действий. Если о человеке говорят, что «он знает сове дело», значит у него высокий проф.имидж.
Состояние рабочего места складывается из дизайна обстановки и порядка в документах и вещах.
Дизайн рабочего места должен отвечать требованиям: эстетичность, функциональность, уют. Обстановка должна формировать положительную атмосферу сотрудничества, поддерживать корпоративный дух, создавать все необходимые условия для организации труда.
На рабочем столе должен быть порядок. На столе должны находится только те бумаги, с которыми он работает, все остальные на своих местах. («Порядок в бумагах – ясность в голове», «Захламленность на столе – сумбур в голове» может это и не всегда так, но впечатление создает такое)
Эмоциональная устойчивость для проф. характеристики менеджера более чем актуальна, если в приемной спрашивают в каком он сегодня настроении, - это показатель его низкой управленческой квалификации.
Для того, чтобы имидж помогал работать необходимо постоянно заботится о всех его элементах и помнить, что сформировать положительный имидж очень сложно, а вот разрушить его легко.