Инновационный характер управления. Тенденции в управлении исследованиями и инновациями
Существует несколько основных черт, характеризующих современное развитие инновационного менеджмента:
1) Ускорение динамики процессов и увеличение темпа изменений - в данных условиях необходимо уметь быстро адаптироваться к различным угрозам внешней среды, и одним из факторов адаптивности организации является инновационность её подходов к решению тех или иных задач.
2) Плотность потока изобретения новых продуктов и новых технологий – количество прироста новых изобретений с каждым годом возрастает. Поэтому большее внимание необходимо уделять не физическим благам, а интеллектуальным ресурсам и знаниям, которыми владеет предприятие. Ведь именно на их основе и будут разрабатываться новые продукты, услуги или технологии, будут создаваться принципиально новые отношения между всеми участниками управленческого процесса.
3) Инновационный характер менеджмента – каждому работнику необходимо в течение всей своей жизни постоянно обучаться и самосовершенствоваться, чтобы приспосабливаться к изменяющимся условиям труда и средствам производства. Таким образом, обучение и самообучение превращается в непрерывный процесс, направленный на усовершенствование приёмов решения проблем и новых подходов к управлению.
4) Менеджмент знаний – под этим понятием подразумевается систематический процесс идентификации, использования и передачи информации и знаний, которые люди могут создавать, совершенствовать и применять. Однако необходимо помнить, что эффективнее не изобретать самому что-то новое, а обмениваться опытом с другими участниками, используя и совершенствуя уже имеющиеся, накопленные знания.
5) Получают развитие разнообразные специальные виды менеджмента (менеджмент репутации компании, бренд-менеджмент, университетский менеджмент и т.д.) - данная тенденция в области управления свидетельствует о том, что любая сфера деятельности имеет свои специфические черты, и с каждым годом это становится всё заметнее. Менеджмент в том виде, в котором мы его знали, не способен решить все проблемы во всех сферах деятельности, что привело к его расширению и раздроблению на более узкие, но в то же время более глубокие сегменты.
6) Расширение объектов менеджмента – современное управление подразумевает изучение и взаимодействие не только с подчинённым, но также принимает во внимание такие особенности, как технологические и ментальные факторы, культура предприятия, организационные связи, опыт и знания других людей и компаний и т.д.
Однако, инновационное развитие управления также подразумевает появление на современном этапе нового типа работников, и, соответственно, новые принципы и критерии отбора, применяемые кадровой службой предприятия. Компаниям необходимо оценивать не только уровень профессиональной подготовки и знаний кадров, но и их «инновационные способности», т.е. предрасположенность к инновациям, причём не только к их восприятию, но и генерированию новых идей. Такими способностями могут являются, прежде всего, умение самостоятельно вырабатывать инновации в процессе трудовой деятельности, а так же быть открытыми ко всему новому, оценивать и воздействовать на внешнюю среду, перенимать опыт других компаний, и на основе всего этого уметь выстраивать перспективы развития своей организации.
В современном управлении исследовательская деятельность должна составлять не менее З0 % рабочего времени или усилий менеджера. Если он имеет успех, уму надо понимать почему он его достигает, как можно его закрепить. Если его решения неудачны, надо видеть истинные причины этой неудачи. Ему необходимо понимать это и видеть не только интуитивно, но обоснованно, посредством научного аппарата исследования.
В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет, по-видимому. возрастать. Почему? Это тенденция развития управления. Сегодня в управлении как правило, нет простых решений, усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально - психологических характеристиках. Невозможно сегодня принимать решения опираясь только на опыт и интуицию, здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, деятельности человека, необходим обоснованный выбор решений из все растущего разнообразия и количества их вариантов.
Исследования в деятельности менеджера - это не только научность явления, но и искусство, понимание которого немыслимо без творчества, а творчество нельзя отделить от понятия "исследование". Надо исследовать не только процессы объекта управления но и процессы функционирования и развития самого управления. Здесь есть специфика как в отношении характера исследуемых проблем, так и методов их изучения да и использования результатов.
В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации, экономия времени, использование компьютерных технологий и т.п. Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание как собственное, так и персонала - является большим искусством управления.
Современный менеджер не должен быть научным работников в полном смысле этого слова, но он должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске новых факторов повышения эффективности управления,
Таким образом, сегодня исследование выступает как одна из основных функций управления, как подход к управлению обеспечивающий качество управленческих решений и как средство совершенствования управления (профессионализм, инновационность, мотивация и пр.)