Методика изучения мотивации обучения старшеклассников(для учащихся 11-го класса)
Анкета Дата_______________________Ф.И.____________________Класс_________
Дорогой друг!Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и все варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.
I
1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...а) дальнейшей жизни;б) поступления в вуз, продолжения образования;в) саморазвития, совершенствования;г) будущей профессии;д) обретения места в обществе (вообще в жизни);е) создания карьеры;ж) получения стартовой квалификации и устройства на работу.
2. Я бы не учился, если бы...а) не было школы;б) не было необходимости в этом;в) не необходимость поступления в вуз и моя будущая жизнь;г) не чувствовал, что это необходимо;д) не думал о том, что будет дальше.
3. Мне нравится, когда меня хвалят за...а) знания;б) успехи в учебе;в) хорошую успеваемость и хорошо сделанную работу;г) способности и ум;д) трудолюбие и работоспособность;е) хорошие отметки.
II
4. Мне кажется, что цель моей жизни...а) получить образование;б) создать семью;в) сделать карьеру;г) в развитии и совершенствовании;д) быть счастливым;е) быть полезным;ж) принять достойное участие в эволюционном процессе человечества;з) пока не определена.
5. Моя цель на уроке...а) получение информации;б) получение знаний;в) попытаться понять и усвоить как можно больше учебного материала;г) выбрать для себя необходимое знание;д) внимательно слушать учителя;е) получить хорошую отметку;ж) пообщаться с друзьями.
6. При планировании своей работы я...а) обдумываю ее, вникаю в смысл;б) сначала отдыхаю;в) стараюсь выполнить все аккуратно;г) выполняю сначала наиболее сложную ее часть;д) стараюсь выполнить ее побыстрей.
III
7. Самое интересное на уроке — это...а) обсуждение интересного мне вопроса;б) малоизвестные факты;в) практика, выполнение заданий;г) интересное сообщение учителя;д) диалог, обсуждение, дискуссия;е) получить отличную отметку;ж) общение с друзьями.
8. Я изучаю материал добросовестно, если... а) он мне очень интересен;б) он мне необходим;в) мне нужна хорошая отметка;г) без всяких условий, потому, что делаю это всегда;д) меня заставляют;е) у меня хорошее настроение.
9. Мне нравится делать уроки, когда...а) их мало и они несложные;б) когда я знаю, как их делать, и у меня все получается;в) это мне потребуется; г) это требует усердия;д) я отдохну после школы и дополнительных занятий;е) у меня есть настроение;ж) материал или задание мне интересны;з) всегда, так как это необходимо для получения глубоких знаний.
IV
10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...а) мысли о будущем;б) конкуренция и мысли о получении аттестата;в) совесть, чувство долга;г) стремление получить высшее образование в престижном вузе;д) ответственность;е) родители (друзья) или учителя.
11. Я более активно работаю на занятиях, если...а) ожидаю одобрения окружающих;б) мне интересна выполняемая работа;в) мне нужна хорошая отметка;г) хочу больше узнать;д) хочу, чтоб на меня обратили внимание;е) изучаемый материал будет мне необходим в дальнейшем.
12. Хорошие отметки — это результат...а) моего напряженного труда;б) труда учителя; в) подготовленности и понимания мной темы;г) моего везения;д) моего добросовестного отношения к учебе;е) моего таланта или способностей.
V
13. Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от...а) настроения и самочувствия;б) понимания мной учебного материала;в) моего везения;г) активной подготовки, прилагаемых усилий;д) заинтересованности в хороших отметках;е) внимания к речи учителя.
14. Я буду активным на уроке, если (так как)...а) хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;б) смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;в) считаю нужным всегда так поступать;г) меня не будут ругать за ошибку;д) твердо уверен в своих знаниях;е) мне иногда так хочется.
15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), то я...а) ничего не предпринимаю;б) прибегаю к помощи товарищей;в) мирюсь с ситуацией;г) стараюсь разобраться во что бы то ни стало;д) надеюсь, что разберусь потом;е) вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.
VI
16. Сделав ошибку при выполнении задания, я...а) выполняю его повторно, исправляя ошибки;б) теряюсь;в) прошу помощи у товарищей;г) нервничаю; д) продолжаю думать над ним;е) отказываюсь от его выполнения.
17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...а) обращаюсь за помощью к товарищам;б) отказываюсь от его выполнения;в) думаю и рассуждаю;г) списываю у товарища;д) обращаюсь к учебнику;е) огорчаюсь.
18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...а) требуют большого умственного напряжения;б) не требуют усилий;в) требуют зубрежки и необходимость действовать по «шаблону»;г) не требуют сообразительности (смекалки);д) сложные и большие;е) однообразные и не требуют логического мышления.
Спасибо за ответы!
Обработка результатовПредложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл обучения.Предложения 4, 5, 6 входят в содержательный блок II методики и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.Содержательный блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе.Внешний мотив — 0 баллов.Игровой мотив — 1 балл.Получение отметки — 2 балла.Позиционный мотив — 3 балла.Социальный мотив — 4 балла.Учебный мотив — 5 баллов.Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать 2 варианта ответов.
Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой изучения учебной мотивации подростков для 7—9-х классов (табл. 19).
Таблица 18Ключ для показателей I, II, III мотивации
Номера предложений и баллы, им соответствующие | Варианты ответов | Показатели мотивации | |||||||
а | б | в | г | д | е | ж | |||
- | I | ||||||||
- | - | - | |||||||
- | - | ||||||||
II | |||||||||
- | |||||||||
- | - | - | |||||||
- | III | ||||||||
- | - | ||||||||
I |
Таблица 19
Уровень мотивации | Показатели мотивации | Сумма баллов итогового уровня мотивации | ||
I | II | III | ||
I | 26—29 | 24—28 | 24—28 | 72—85 |
II | 21—25 | 18—23 | 18—23 | 55—71 |
III | 18—20 | 12—17 | 14—17 | 42—54 |
IV | 15—17 | 8—11 | 9—13 | 30—41 |
V | до 14 | до 7 | до 8 | до 29 |
I — очень высокий уровень мотивации учения;II— высокий уровень мотивации;III — нормальный (средний) уровень мотивации;IV — сниженный уровень мотивации;V — низкий уровень учебной мотивации.
Таблица 20Выявление ведущих мотивов у школьников 11-х классов
Варианты ответов | Количество баллов по номерам предложений | ||
А б в г д е ж з | П П У В У О И - | П П О У В И - - | В П П У П И П У |
Условные обозначения видов мотивов:У — учебный мотив;С — социальный мотив;П — позиционный мотив;О — оценочный мотив;И — игровой мотив;В — внешний мотив.Оценка эффективности образовательного процесса и поэлементный качественный анализ показателей учебной мотивации осуществляются по аналогии с предыдущими методиками.
Таблица 21