Предпринимательских структур

Ключевые составляющие менеджмента организации

К ключевым составляющим менеджмента относят. Управленческое воздействие-институт управления расследований, как специфический труд профессионала управляющих. Система управления-совокупность правил, способов, ограничений ответственности, исп-х упр-кими структурами. Процесс управления-упорядоченное взаимодействие элементов распорядительных и исполнительных структур. Законы управления-объективно-специфические тенденции и закономерности действ….в процессе управления. Принципы управления-основополагающие идеи закономерности и правили поведения их действий руководителей и организационных структур. Объект-организациооные структуры или процессы, функционирующие под воздействием управленческих систем. Субъект-та часть организации, которая является источником деловой активности исполнителем. Функции управления-совокупность элементов определенных направлений деятельности. Цель управления-создание условий, необходимых для решения основных задач.


3. Теоретические школы менеджмента их сущность и эволюция.

Разновидностью классической школы управления является “административная школа”. Она занималась изучением вопросов роли и функций менеджера. Считалось, что, как только определялась суть работы управляющего, легко можно было выявить наиболее эффективные методы руководства. Основатель – Файоль. Он разделил процесс управления на 5 основных функций: функция организации; ф.планирования; ф.подбора и расстановкикадров; ф.мотивации трудовой деятельности; ф.контроля. “Школа человеческих отношений” – в ее основу положены достижения психологии и социологии (наук о человеческом поведении).Автор-А.Маслоу. Он обосновал, что деятельность каждого подчинена закономерности удовлетворения потребностей. Он предложил следующую классификацию потребностей личности: основы жизни обеспечения; безопасность; социальное общение; самореализация; социальное признание (значимость). Как следствие школы человеческих отношений-появилась школа управления. Основатель-Дуглас Макгрегор. Объясняя причину различия отношения к деятельности каждого человека он разделил всех исполнителей как бы на 2 группы и ввел термины: х-теория управления и y теория управления. Он утверждал, что есть группа людей каждый из которых не любит работать и не хочет от рождения, он требует постоянного принуждения и контроля. К ним относится большинство. Это люди, лишенные честолюбия, предпочитают, чтобы ими руководили, они лишены инициативы. Такие исполнители требуют повседневного контроля, постоянных указаний. Вторая группа людей отличается тем, что любая деятельность для них также необходима, как игра для детей. Работа – это их естественное состояние. Они проявляют самоуправление, самоконтроль, стремятся к самореализации, социальной значимости.Теория “х” – управления предполагает жесткое управление (кнут и пряник); а теория “у” – теория мягкого управления.


4. Основные принципы классической школы научного управления Ф. Тейлора.

Менеджмент, как практика управления деятельностью по своему существу имеет место со времен появления организованного целенаправленного труда. Его (Тейлора) основополагающие принципы управления состоят в следующем; если я могу на научной основе отобрать людей, на научной основе их подготовить, предоставить им некоторые стимулы и соединить воедино работу и человека, тогда я смогу получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Главная заслуга Тейлора состоит в том, что он как основатель школы “научного управления” разработал методологические основы нормирования труда, стандартизировал рабочие операции, внедрил в практику научные подходы подбора, расстановки и стимулирования труда рабочих. Принципы Тейлора получили широкое распространение в практике управления. Величайший вклад Тейлора состоит в том, что он начал революцию в области менеджмента. Он заинтересовался не эффективностью человека, а эффективностью деятельности организации, что и положило начало развитию школы научного управления. Первая научная школа имела несколько названий - “научного менеджмента”, “классическая”, “традиционная”.


5. Поведенческая теоретическая школа менеджмента, сущность и основные

Особенности.

Школа поведенческих наук значительно отошла от школы человеческих

отношений, сосредоточившейся прежде всего на методах налаживания

межличностных отношений. Новых подход стремился в большей степени оказать

помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе

применения концепции поведенческих наук к построению и управлению

организациями. В самых общих чертах, основной целью этой школы было

повышение эффективности организации за счет повышения эффективности её

человеческих ресурсов.

Поведенческих подход стал настолько популярен, что он почти полностью

охватил всю область управления в 60-е годы. Как и более ранние школы, этот

подход отстаивал «единственных наилучший путь» решения управленческих

проблем. Его главный постулат состоял в том, что правильное применение

науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как

отдельного работника, так и организации в целом. Такие приёмы как изменение

содержания работы и участие работника в управлении предприятием оказывается

эффективным только для некоторых работников и в некоторых ситуациях.

Несмотря на многие важные положительные результаты такой подход иногда

оказывается несостоятельным в ситуациях, которые отличались от тех,

исследовали его приверженцы. Для более успешного, конкурентоспособного развития управленцам необходимо было изучать человека, его психологические особенности, адаптационные возможности. Начала формироваться "поведенческая школа", которая изучала поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя.

Считается, что начало этому направлению положил один из основателей поведенческой школы Элтон Мэйо (психолог-клиницист). Выводы исследований сводились большей частью к трем постулатам: человек представляет собой "социальное животное"; жесткая иерархия подчиненности, формализация организационных процессов несовместимы с природой человека; решение проблемы человека-дело бизнесменов. Э. Мэйо полагал, что конфликты между человеком и организацией, а, в более общем случае с обществом в целом, можно снять, удовлетворяя потребности исполнителя, от чего выигрывали как работники, так и работодатели.


6. Административная школа управления, сущность и основные особенности.

Представители классической (1920—1950) школы, а именно — А. Файоль, Л. Урвик, Дж. Муни, имели непосредственный опыт работы в качестве руководителей высшего звена управления в большом бизнесе. Их главной заботой была эффективность применительно к работе всей организации.

Целью школы было создание универсальных принципов управления, следование которым несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы были связаны с двумя аспектами. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса как финансы, производство и маркетинг, «классики» были уверены, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или группы.

Вторая категория принципов касалась построения структуры организации и управления работниками.

А. Файоль сформулировал 14 принципов управления:

  1. Разделение труда — специализация работ, необходимая для эффективного использования рабочей силы.
  2. Полномочия и ответственность — каждому работающему должны быть делегированы полномочия, достаточные для того, чтобы нести ответственность за выполняемые работы.
  3. Дисциплина — рабочие должны подчиняться условиям соглашения между ними и руководством, менеджеры должны применять справедливые санкции к нарушителям порядка.
  4. Единоначалие — работник получает распоряжение и отчитывается только перед одним непосредственным начальником.
  5. Единство действий — все действия, имеющие одинаковую цель, должны объединяться в группы и осуществляться по единому плану.
  6. Подчиненность интересов — интересы организации имеют преимущества перед интересами отдельных сотрудников.
  7. Вознаграждение персонала — получение работниками справедливого вознаграждения за свой труд.
  8. Централизация — естественный порядок в организации, имеющей управляющий центр. Лучшие результаты достигаются при верной пропорции между централизацией и децентрализацией. Полномочия (власть) должны делегироваться пропорционально ответственности.
  9. Скалярная цепь — неразрывная цепь команд, по которой передаются все распоряжения и осуществляются коммуникации между всеми уровнями иерархии («цепь начальников»).
  10. Порядок — рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем рабочем месте.
  11. Справедливость — установленные правила и соглашения должны проводиться в жизнь справедливо на всех уровнях скалярной цепи.
  12. Стабильность персонала — установка работающих на лояльность по отношении к организации и долгосрочную работу так, как высокая текучесть кадров снижает эффективность организации.
  13. Инициатива — поощрение работников к выработке независимых функций, в границах делегированных им полномочий и выполняемых работ.
  14. Корпоративный дух — гармония интересов персонала и организации обеспечивает единство усилий (в единстве — сила).

Главный вклад административной школы в теорию управления состоит в том, что она рассмотрела управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация
7. Основные цели и задачи менеджмента в структуре управления фирмой.

Практическая роль, цели и задачи менеджмента определяются тем, какую составляющую конкретной социально-экономической системы мы рассматриваем. От этого зависит и содержание целей и задач менеджмента. Целью топ менеджмента является выработка стратегии организации. Стратегия-генеральный план действий по достижению определенной цели. Цель-выступает при этом, как осознаное, т.е. виртуально выраженное в словах и мыслях, как предвосхищение будущего результата действий, т.е. это идеальный образ желаемого и ожидаемого состояния управляемой системы объектов, т.о. цель-ориентир деятельности. Главная задача менеджмента-обеспечение достижения определенного результата путем создания необходимых и достаточных условий для целенаправленной деятельности коллектива. При этом, как правило решается ряд частных задач: выбор правильного направления и способы действий (что делать? Как? Каким способом?); построение рациональной организационной структуры исполнительного коллектива; изучение спроса на производимые товары и услуги (маркетинговые исследования); оптимальная организация производственного процесса (техническое обеспечение); мероприятия по внедрению передовой техники и научному достижению; стимулирование труда исполнителей (мотивация).


8. Суть и содержание понятий "предпринимательства" и "бизнеса".

Предпринимательство-это самостоятельная инициативная деятельность(производственная или коммерческая), осуществляемая физическими и юридическими лицами от своего имени и на свой риск на постоянной, разрешенной законодательством основе, с целью получения должного, предсказуемого эффекта. Физические лица-индивидуальные предприниматели, правовое положение которых регулируется соответствующими законами. Их деятельность относится к индивидуальной (частной) деятельности. В процессе индивидуальной деятельности предприниматель выступает в этом случае и как собственник, и как руководитель, и как исполнитель основных функций. Юридическое лицо-носитель имущественных прав и обязанностей, выступающий в хоз-ом обороте от своего нарицательного имени, сущ-ий независимо от лиц, входящих в его состав, и несущий самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам. Имущество юридического лица обособляется от личного имущества его членов. Деятельность ю.л.относится к коллективному предпринимательству. Наемный труд исп-ся как физическими, там и ю.л. Бизнес-деловая активность направленная на решение задач, конечная цель которой явл.получение дохода (прибыли) или любого другого экономического результата, оправдывающего затраченный труд и вложенные средства. По правам и обязаннностям физ.и юр.лица сферы бизнеса и предпринимательства равны по определению.


9. Классификация и характеристика организационно-правовых форм

предпринимательских структур.

Под предпринимательской структурой мы понимаем, какой то состав субъектов рыночных отношений, оформленных организационно для производственной или коммерческой деятельности, как основные задачи своего существования. Фирмой мы называем любую организационно-хоз.единицу, осущ-ю предприним.деятельность на правах юр.лица. В отличии от всех других структур, фирма имеет свою марку и гарант.обязательства по сопровождению технич.эксплуатац.св.продукции. Под предприятием понимается производственно-хозяйственная единица, организ-я для достижения конкретных целей по производству товаров и услуг. Предпринимательские структуры классифицируются по признакам: характер хоз-й деят-ти-промышленные, торговые, транспортные, страховые, туристические; по правовому положению-индивидуальные, корпоративные; по характеру собственности-частные, гос-е, корпоративные, смешанные. Индивидуальные предприятия- все дела предприятия (сделки, обязательства, ответственность) ведет собственник или специально уполномоченное лицо-менеджер. К корпоративным предприятиям относятся Общество с огр.ответственностью (ООО)-форма объединения капиталов как 1 из видов компании. Участники общества несут ответственность по его обязательствам только своим вкладам. Каждое ООО подразделяется на доли участия, кот.распределяется без примен.публичн.подпис. и должно быть обяз.именными. Акционерное общество (АО)-объединение капиталов, образуемое путем выпуска акций, кот.являются документом на предъявителя без имени и своб.м.переходить от 1 места к другому через фонд биржи. Закрытое Акционерное общество (ЗАО)-организовывают распределение акций по соглас.спискам. Открытое акционерное общество-предоставл.право своб.хожд.акций.


10. Основные виды объединений предпринимательских структур и их

Особенности.

В настоящее время, особенно за рубежом получила распространение практика предпринимательских структур в более крупные организации. Основные из них: тресты; картели; синдикаты; пулы; концерны; холдинги; консорциумы; фин.группы; консалтинги. Трест-1 из форм объединения в кот.участники теряют производственную (комерческую) и юридическую самостоятельность. Цель объединения централизовать производство и сбыт продукции. Картель-форма объединения, участники которого заключают письменное соглашение о регулировании объема производства продукции, особенности найма раб.силы и т.д. Синдикат-ф.объединения, кот.хар-ся тем, что распределение заказов закупки сырья и реализация производственной продукции осущ-ся через единую сбытов.,которую… Пул-особый вид, где прибыль от реализ-й прод-и всех участников поступает в общ.фонд “”, а затем распр-ся по заранее устан-м пропорциям. Концерн-1 из сложн.объединений, включ.предприятие промышленности, тренспорта, торговли, банк с-мы и т.д. участники конц. Сохр.формальн.самостоятельность, но подчин-ся контролю коллегами органа управления. К.представляет собой объединение, в кот.все участники действуют по разработанным коллективным планам. Холдинг-акц.компания, исп-я свой капитал для приобретения контрольного пакета акций др.компаний, с целью установления господства и контроля над ними. Консорциум-временное соглашение между банками или пром.компаниями для совместного размещения займа или осущ-я единого, капиталоемкого проекта. Фин.группы-объединение банком и предприятий для совместного координирования осущ-я произв-й ком-т или фин.деятельности. Консалтинг-организация, основой кот.явл.консультирование клиентов по фин.или др.капиталоемкими проблемами, оценка эффективности разраб-х проектов, осущ-е внешне-экономических связей, создание преобразование орг.стр-р, конец путей вых.из кризиса и т.д..


11. Цели фирмы и ее миссия; особенности определения в современных условиях.

В определении предпринима-ва многие авторы утверждают, что деят-ть любой предприн-ой стр-ры преследуют цель как получение экономич. эффекта т.е. прибыли. Прибыль явл. главным звеном, в общей цели существования. Утверждение о том, что прибыль есть глав. и единствен. цель явл. ошибочным. У людей сущ. много потебностей материальн. и духовные. Среди потребностей весьма важное место заним. Духов. потребность:

собствен. занятость, в процессе пр-ва нужной для людей продукции.

Создан. условий для занят. др. людей.

Самореализ. личности через достиж. поставленной цели.

Ощущение своей социал. значимости через собст-ть, власть.

Отсюда исходит глубокое понимание миссии организации. Миссия представ. собой общес-ое служение фирмы, это то ради чего оно сущ. в общ-ве. Удачно выбранная мисссия есть необходимое и достаточ. условие деят-ти коллектива. Мир. Опыт показывает, что фирмы, ориентирован. На прибыль и только прибыль рано или поздно становит. На грани банкротства.


12. Внутренняя среда организации и ее основные составляющие.

Под организ-ей понимается не только фирму, но и ее подразделения. Внутр. Среда организ: 1) цели есть элемент среды (конкретн. Конечн. Или промежуточ. Состояние, обознач. В образе или документах). 2) струк-ра – взаимоот. Элементов организации, отраж. процессы раздел. и кооперац. труда. 3) Операции – предписанные работы, с указанием способов и сроков исполнения. 4) Технологии – ср-ва преобраз. сырья, в требуемые продукты или услуги. 5) Исполнители – субъекты и объекты деят-ти. Элементы внутр. Среды организации определяют общую эффективность ее деят-ти, зависящую от компетентности управленческих структур.


13. Внешняя среда организации; особенности влияния внешних факторов.

Внеш. Среда организации: 1)потребление 2)конкуренты 3)правит. учреждения 4)смешанные организации 5) фин. стру-ры 6) источники трудов. ресурсов. Внеш. Среду делят на факторы прямого и косвенного воздействия. Прямое возд-е: труд. ресурсы, клиенты, сырье, виды энергии, капиталы, конкуренты и т.д. Косвеное возд-е: стр-ра народонаселения, сос-е экономики, экология, демограф., полит. Коллизии и т.д.


14. Метод "Space" в оценке стратегического состояния фирмы.

Метод SPACE (Strategic Position and Action Evaluation – оценка стратегического положения и действий). Этот метод представляет собой комплексный подход, предназначенный для диагностирования ситуации и выбора варианта стратегии для средних и малых предприятий. Он позволяет установить стратегическое положение предприятия на основе двух групп факторов: внутреннего состояния предприятия и внешнего положения предприятия.

Каждая из этих двух групп факторов состоит из множества переменных. Поэтому осуществляется их упорядочение в группы и присвоение им конкретных оценок (весов) в рамках условно принятой шкалы.

В методе SPACE выделяют четыре группы критериев оценки предприятия:

Финансовая сила предприятия (Ф).

Конкурентные преимущества (К).

Привлекательность отрасли (П).

Стабильность отрасли (С).

В рамках этих групп приводится перечень основных критериев. Каждый из критериев, перечисленных в рамках одной группы, состоит из некоторого количества факторов, которым приписываются оценки по десятибалльной шкале (от 1 до 10).

Для каждого фактора в пределах заранее установленной шкалы приписывается оценка, которая после умножения на вес дает окончательную значимость (ценность) оценки для каждого конкретного критерия. Вес определяет значимость данного критерия по отношению ко всей совокупности критериев и представляет число в диапазоне от 0 до 1. Сумма значений всех весов для отдельных конкретных критериев оценки должна равняться 1. После вычисления окончательных оценок определяется сумма оценок для каждой группы критериев.

После проведения анализа стратегического состояния организации и необходимой корректировки ее миссии, можно перейти к анализу стратегических альтернатив и выбору стратегии.

Обычно организация выбирает стратегию из нескольких возможных вариантов. При этом она может столкнуться с достаточно большим числом альтернативных стратегий. Все многообразие стратегий можно рассматривать как различные модификации нескольких базовых: ограниченный рост, рост, сокращение, сочетание.

Ограниченный рост (несколько процентов в год). Эта стратегия является наименее рискованной и может быть эффективной в отраслях со стабильной технологией. Она предполагает определение целей от достигнутого уровня.

Рост (измеряется десятками процентами в год) – стратегия, характерная для динамично развивающихся отраслей, с быстро изменяющимися технологиями, а также для новых организаций, которые независимо от сферы деятельности стремятся в короткие сроки занять лидирующее положение. Для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года.

Это наиболее рискованная стратегия, т.е. в результате ее претворения в жизнь можно понести материальные и другие потери. Однако, эта стратегия может также отождествляться с предполагаемой удачей, благоприятным исходом.

Рост может быть внутренним и внешним.

Сокращение. Предполагает установление уровня ниже достигнутого в прошлом (базисном) периоде. Эта стратегия может применяться в условиях, когда показатели деятельности фирмы приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению.

Сочетание (комбинированная стратегия). Предполагает сочетание рассмотренных выше альтернатив. Эта стратегия характерна для крупных фирм, функционирующих в нескольких отраслях.

Наши рекомендации