Умение справляться с агрессией
ЛИДЕРСТВО
И ПРОФЕССИОНАЛИЗМ
МЕНЕДЖМЕНТА
В ФОРМИРОВАНИИ
И РАЗВИТИИ ОРГКУЛЬТУРЫ,
ПРИОБЩЕНИИ К НЕЙ
СОТРУДНИКОВ_______________
НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ ЛИДЕРОВ РАЗЛИЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ КУЛЬТУР
«Лидерство — это искусство заставлять других делать то, что ты хочешь, так, чтобы они думали, будто сами хотят делать это», — говорил Д. Эйзенхауэр, президент США, имея в виду способность лидера оказывать влияние на своих последователей. «Менеджмент — это искусство добиваться необходимого, а лидерство — искусство определять, чего необходимо добиться», — утверждал П. Друкер, классик менеджмента, подразумевая различие между управлением и рамках заданной системы и способностью изменять саму систему. Эту же мысль подчеркивал предприниматель Р. Перо: «Людьми нельзя управлять. Управлять можно запасами, а людей необходимо вести за собой».
Лидерство— это способность вести за собой людей для достижения конкретных целей. Лидеры создают для последователей притягательную картину будущего, обращаясь к человеческим потребностям более высокого порядка. Сила и принуждение при этом заменяются побуждением и воодушевлением. Результатом лидерства становится неординарное поведение последователей, устойчиво добивающихся результатов, значительно превышающих средние.
Более 200 лет назад Наполеон создал первую в истории управленческую матрицу, классифицировав своих последователей по силе их ума и энергии. Обладающим обоими качествами отводилась роль лидеров-генералов, только умом — штабистов, лишенных этого качества энергичных мужчин ждала пехота, а остальных великий император предлагал расстреливать. С тех пор попытки выявить наиболее эффективные лидерские компетенции не прекращаются (табл. 9.1.1).
440
Таблица 9.1.1
Окончание табл. 9.1.1 |
Успешный руководитель: что он собой представляет?
Американские психологи Д. Кенджеми и К. Ковальски1 обнаружили ряд характеристик, общих для всех успешных топ-менеджеров.
Особенности мышления
1. Способность к экстраполяции. Сильные лидеры не нуждаются в обилии данных. Обладая глубокими и обширными знаниями, они интуитивно понимают, как далеко могут зайти в своей экстраполяции ситуации.
2. Способность разрабатывать несколько проблем одновременно. Слишком высокий показатель упорства по психологическому тесту Эдвардса для успешно действующих руководителей нежелателен. Требуется гибкость — важнейший аспект поведения лидера.
1 http://www.psyfactor.org/lider4.htm
441
3. Устойчивость в ситуации неопределенности. Это одно из глав ных качеств лидера: ему не страшны неизвестность или отсутствие обратной связи. Он работает успешно и без немедленной обратной связи и разрешает проблемы, непосильные для тех, к к не способен действовать в условиях неопределенности.
4. Понимание. Успешно действующие руководители высшей) уровня обладают высокой восприимчивостью, отличаются раз витой интуицией. Они схватывают суть дела интуитивно и быстро, обнаруживая удивительную способность различать существен ные и несущественные стороны ситуации.
Умение справляться с агрессией
5. Способность брать управление на себя. Лидер легко входи i в роль руководителя с момента своего назначения, не обращая внимания на претензии кандидатов на данный пост.
6. Настойчивость. Успешно действующие руководители упорно выполняют задуманное, даже если их точка зрения оказывается непопулярной. Им присуще интуитивное понимание, какие идеи следует поддерживать, при этом они активно интересуются всеми доступными данными.
7. Способность к сотрудничеству. Лидеры умеют подавляп свою враждебность, нивелировать свои неприязненные чувства. Такому руководителю свойственны умение разговаривать с людьми, такт, возможность общения на любом уровне. Благодаря хорошей способности к межличностным контактам он добивается основательной поддержки в организации для себя и своих идей.
8. Инициативность. Лидер активен, он ведет в атаку, ему понятны возможности, ускользающие от внимания других. Когда другие колеблются, он действует. Инициативность такого руководителя включает одно из основных качеств, ведущих к успеху, — способность рисковать.
9. Энергичность. Руководителю трудно добиться успеха, не обладая выносливостью, высокими физическими и интеллектуальными возможностями, запас которых пополняется за счет его огромной энергии.
Управление эмоциями
10.Способность делать ставку на других. Успешно действующий руководитель охотно передает знания другим, дает им советы, способствуя их развитию.
11. Сенситивность. Руководители высшего уровня восприимчивы к чувствам других, им свойственны эмпатия (сопереживание), способность поставить себя на место другого.
Лидерство в конкретных областях
12. Идентификация себя с делом. Наиболее успешные руководи
тели способны переносить неудачи без чувства поражения или уни-
442
жсния. Им нравится сам процесс достижения результата, они не с i ремятся быть всемогущими и всеведущими, делать всю работу за Кругах. Лидеры высокого уровня умеют поручать работу другим, их не привлекает власть как таковая, они скорее заинтересованы и достижении цели. Они получают настоящее удовлетворение от успеха других, а не от собственного неограниченного могущества, они не стремятся занять как можно больше руководящих постов, тая, что их влияние и так достаточно и им не требуется применять власть для достижения успеха. Они знают себе цену, удовлет-иорены ею и полностью уверены в себе. Все это дает такому лидеру силы противостоять нежелательному развитию событий.
13. Способность к сочувствию. Успешные руководители проявляют сочувствие к другим, не ожидая, что их за это будут любить. Они способны непредвзято и точно оценить своих подчиненных, i юнимая, что невозможно угодить всем. Такой лидер понимает, что стремление во что бы то ни стало нравиться подчиненным делает его неспособным руководить ими. Благодаря сильному чувству идентификации он способен принимать непопулярные решения.
14. Заинтересованность в росте организации, а не в собственной карьере. Настоящий лидер заинтересован в том, что он оставит после себя. Его самое сильное стремление — не личная власть: уходя, он хочет оставить результат своей работы, а не унести все с собой.
15. Независимость. Добивающиеся успеха руководители осо-шают границы своих возможностей, сотрудничают с другими, но проявляют независимость в ходе принятия окончательного решения. Такого лидера нельзя принудить поддержать решение, с которым он не согласен.
Личностный идеал
16. Гибкость. Лидер может решать одновременно несколько задач и при необходимости переключаться с одного направления деятельности на другое. Лидер должен быть открыт для восприятия новых идей, новых способов мышления, новых процессов. Стремящийся к успеху руководитель развивает в себе гибкость.
17. Устойчивость к стрессу. Лидер умеет заботиться о своем здоровье и справляться со стрессами, не позволяя обстоятельствам управлять собой.
18. Наличие цели. Лидер имеет твердые убеждения и ясную цель. Наличие цели предполагает планирование, и каждый день приближает лидера к достижению поставленной цели.
Лидерство в конкретных областях
19. Руководство сообществом. Руководитель использует свою
класть и влияние на благо общества, улучшение жизни людей.
20. Чувство юмора. Наибольшего успеха добиваются рукоио дители, обладающие чувством юмора, способные найти в любон ситуации что-то забавное. Сделав ошибку, они признают ее и го товы посмеяться над собой, а не взваливают вину на других.
21. Цельность личностного идеала. Лидер последователен и по стоянно предпринимает усилия для того, чтобы его слово не расходилось с делом, чтобы соответствовать своему личностному идеалу. Вследствие этого лидер живет в согласии с самим собой, с ним легко общаться, окружающие чувствуют себя с ним непринужденно, охотно поверяют ему свои горести и заботы.
Лидерство и организационная культура неразрывно связаны между собой в силу следующих причин:
• лидеры — родоначальники компании являются, как правило, основными творцами и носителями ее организационной культуры. Они закладывают основы общекорпоративных ценностей, определяют основные кодексы и регламенты, миссию компании, разрабатывают стратегию, об их исторических и героических поступках слагаются легенды, служащие мощным инструментом внедрения культуры;
• лидеры-менеджеры, овладев постулатами и нормами оргкуль-туры, проводят политику следования им в повседневном трудовом процессе, осуществляют обучение и научение рабочих и сотрудников ценностным установкам компании, прививают нравственные ориентации и укрепляют лояльность, осуществляют контроль, регулируют отбор персонала, мотивацию, продвижение по служебной лестнице и т.п. Культура ряда организаций последовательно развивалась именно командами менеджеров, стремящихся к систематическому повышению эффективности своей компании;
• лидеры (особенно неформальные) из рабочей среды, приверженные своей организации и ее культуре, являются примером для подражания, демонстрируют преданность и верность компании, поддерживают целостность, создают общественный порядок и адекватный оргкультуре микроклимат в коллективе, развивают наставничество, передают опыт и восприятие оргкультуры молодежи.
От лидера — основателя компании зависит прежде всего стартовый успех ее деятельности, определяемый тем, насколько верно стратегически мыслит лидер, сколь успешно он предугадает перспективы развития бизнеса и сумеет вложить глубокую национальную, а затем и межнациональную идею в развитие культуры компании. Дальнейший успех зависит от способности лиде-
444
pa правильно подобрать команду единомышленников и вдохно-мить работников на эффективный творческий труд. Таким образом, встает вопрос об эффективности менеджмента компании II модели лидерства, успешного в данной культуре. Сейчас специалисты начинают говорить о наступлении эры TQL {Total Quality Leadership) — всеобщего лидерства на основе качества. Именно качество — основа конкурентоспособности.
По убеждению П. Сенге, компаниям нужны три типа лидеров: лидер — руководитель компании или организации, лидеры-менеджеры, которые проводят политику компании на местах, и лидеры-активисты, которые постоянно поддерживают «огонь в костре» и не дают ему угаснуть. Таким образом можно воодушевить компанию И получить ту обратную связь, которая позволит непрерывно улучшать процесс день за днем1.
При этом важно понимать разницу между лидерством и менеджментом, администрированием. В целом менеджмент — это руководство в пределах заданной сферы ответственности и в рамках установленных процедур, а не создание нового. Лидеры же, напротив, сами формируют задачи, создают нечто новое. Некоторые эксперты отмечают, что главные требования, которые предъявляют к менеджеру и лидеру, различны. В своей классической статье «Менеджеры и лидеры: чем они различаются?» (Harvard Business Review, 1977) профессор Гарвардского университета А. Залезник указывал, что у бизнес-лидеров больше общего с художниками, учеными и представителями других творческих профессий, чем с менеджерами. Различия между менеджерами и лидерами, писал он, находятся на уровне их подсознательных концептуальных представлений о хаосе и порядке. Менеджеры предпочитают порядок, стремятся к стабильности и контролю, предпочитают быстрее решить проблему — часто не до конца усвоив преподносимый ею урок. Лидеры, напротив, готовы терпеть хаос и отсутствие упорядоченности и могут оттягивать решение того или иного вопроса до тех пор, пока не разберутся в нем. Цели менеджеров обусловлены скорее необходимостью, чем их желаниями; они отлично умеют сглаживать конфликты между сотрудниками и даже целыми подразделениями — для них важно, чтобы обе стороны остались довольны и организация продолжала успешно выполнять свои повседневные функции. У лидеров же активное, очень личное отношение к це-
1 См.: Сенге П. Как научиться изменяться. Интервью с Аланом Вебером // Искусство управления. — Март, 2000.
445
лям. Они работают на долгосрочную перспективу, своей лично энергией вдохновляя подчиненных и стимулируя творческое на чало в работе. Их отношения с подчиненными и коллегами ча сто бывают очень эмоциональными, а их рабочая среда — хао тичной.
Современным компаниям все больше и больше требуются гиб кость и способность к инновациям, поэтому они ДОЛЖНЫ ПООШ рять и воспитывать лидеров. Только компании, которые одновременно развивают и лидерские, и менеджерские качества, легко при спосабливаются к изменяющейся обстановке. Это, в свою очеред| требует нового, менее формального и иерархического подхода к ор ганизационной культуре. Итак, лидерство — это неотъемлемы элемент современной системы управления, более того, лидерство — «пусковой механизм» этой системы. Каждой культуре нужен сво единственный и неповторимый лидер.
Модель лидера, эффективного в рамках определенной культуры носит синергетический характер и представлена на рис. 9.1.1.
Факторы, оказывающие влияние на выбор стиля лидерства орг-культуры компании, можно условно объединить в три группы:
1) особенности лидера;
2) особенности подчиненных (национальные, биографические, социальные);
3) особенности ситуации (организационной структуры, решаемых задач, оргкультуры).
На рис. 9.1.1 отражены тесная взаимосвязь и взаимозависимость групп факторов. Следовательно, эффективно управлять компанией сможет лидер, наилучшим образом вписывающийся в эту взаимосвязь, т.е. соответствующий культуре компании, социальным и национальным особенностям персонала и в совершенстве владеющий навыками ситуационного лидерства, способный эффективно вести организацию вперед, способствовать ее совершенствованию.
Кроме того, любая компания проходит определенные этапы не только структурного, но и культурного развития. Все эти этапы тесно взаимосвязаны. Та или иная культура является результатом деятельности организации наряду с выпускаемыми ею изделиями или оказываемыми услугами. Вместе с их совершенствованием изменяется и культура, меняются требования к лидеру, его навыкам и компетентности.
Эксперты различных стран отмечают три фундаментальных изменения обязанностей и ответственности руководителей:
1) от разработки стратегий к визионерству (визионер — человек, наделенный способностями мечтателя-провидца);
446
2) от роли командира к роли рассказчика;
3) от роли архитектора систем к роли проводника изменений и служителя другим людям.
Руководители вполне определенно считают видение будущего чем-то большим, нежели боевой клич, побуждающий сотрудников биться и жестокой конкурентной борьбе за рост контролируемой корпорацией доли рынка или за увеличение прибылей вдвое по сравнению с прошлым годом. Видение по своей природе скорее эмоционально, чем рационально.
Изменение роли лидерства от командира к рассказчику является производным от первого изменения. Руководители-визионеры должны вести себя иначе, чем руководители-стратеги. Стратегии можно реализовывать в соответствии с краткими командами руководителя. Визионерство требует от руководителя иного поведения — визионеры должны не командовать, а побуждать и увлекать, быть искусными рассказчиками, а это особое мастерство.
447
Изменение роли лидерства от архитектора систем к прошн) нику изменений и служителю людям означает, что лидеры komii;i ний создают культуры, поощряющие предпринимательство на пи зовом уровне, наращивают компетентность, невзирая на внутренние границы между отделами, и побуждают людей постоянно ставт I под сомнение стратегию компании в целом, думать о неопреде ленности будущего и готовиться к ней. Эти лидеры не просто при нимают вызовы, бросаемые традиционным концепциям, устанои ленным правилам и нормам, а требуют таких вызовов.
Например, Й. Линдал, член исполнительного комитета компании АНН, стремится использовать проводимые один раз в два месяца встречи с ру ководителями действующих по всему миру отделений ABB не для пред метных и наглядных бюджетных обзоров, а для упражнений по планированию на случай непредвиденных обстоятельств. Он может, например, попросить собравшихся обдумать, какие возможности или угрози могут возникнуть в результате принятия некоторых законов о защите окружающей среды; предсказать последствия для инвестиций, которые ABB делает в развивающихся странах, оценить, какое воздействие ок;\ жет на глобальную систему поставок компании ABB успешное завершение неких переговоров о торговле и т.д. Посредством таких гипотетических сценариев Линдал надеется подготовить своих управляющих, стимулировать их мышление и генерировать свежие инициативы.
Лидеры новой формации сосредоточивают внимание не столько на поведении работников и на контроле этого поведения, сколько на развитии инициативы и поддержке возникающих у них идей. Новая роль руководителя — роль созидателя и разрушителя, который поддерживает личные инициативы служащих, сокрушает бюрократизм и цинизм и устраняет препятствия на пути к прогрессу. Такой руководитель не столько тянет подчиненных за собой, сколько расчищает им путь. Он работает для подчиненных и на подчиненных, а не они работают на него.
Концепция лидера-служителя разработана Р.К. Гринлифом, бывшим директором компании АТ&Тпо исследованиям проблем управления. Некоторые ключевые отличия созданного Гринлифом типа лидера-служителя от руководителя традиционного типа приведены в табл. 9.1.2.
Говоря об организационной культуре как мощнейшем инструменте управления последователями, С. Шекшня пишет: «К сожалению, есть только два эффективных способа индоктринации сотрудников в корпоративные ценности, и оба они предполагают центральную роль для лидера. Первый заключается в неустанной, безостановочной и разнообразной пропаганде корпоративных норм поведения. Второй — в ежесекундной демонстрации лидером провозглашаемых им ценностей. К говорящей голове должно доба-
питься демонстрирующее тело, и нет большей угрозы благополучию организации, чем диссонанс в этом дуэте. Работа по внедрению организационной культуры, как и любой связанный с изменениями в поведении процесс, крайне трудна и масштабна. Ни один лидер не в состоянии провести ее в одиночку. Его помощниками могут стать другие разделяющие его ценности сотрудники, которых принято называть агентами перемен. Лидер должен нсячески поощрять их поведение и громогласно рассказывать о нем организации. И наконец, ключевые управленческие системы (подбора персонала, вознаграждения, оценки) должны быть покроены так, чтобы поощрять воспроизводство желаемого организационного поведения. Глупо нанимать в агрессивную компанию профессиональных, но избегающих риска менеджеров, а потом пытаться привить им новую культуру. Такое по силам только волшебникам, а лидеры — простые смертные»1.
Таблица 9.1.2
1 Шекшня СВ. Лидерство в современном бизнесе. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2003. — С. 15.
449
450
Окончание табл. 9.1.2
Талант быть лидером-служителем не освобождает руководителя от необходимости учитывать особенности своей культуры, а следовательно, обладать различными компетенциями в зависимости от типа культуры.
К. Камерон и Р. Куинн приводят следующие категории компетентности лидера различных культур.
«Клановые навыки
Управление бригадами. Поддержка эффективного, сплоченного, планового функционирования с использованием бригадной работы, обеспечивающей высокие показатели деятельности организации.
Управление межличностными взаимоотношениями. Поддержка эффективных межличностных взаимоотношений, включая обеспечивающую их обратную связь, выслушивание мнений людей и разрешение межличностных проблем.
Управление совершенствованием других. Помощь индивидам в деле улучшения показателей их деятельности, расширение сферы компетентности и обретения благоприятных возможностей для личного развития.