Тема 2.2. Розничная сеть как объект управления
Квалификация (степень) выпускника БАКАЛАВР
Срок обучения 4 года
Пермь - 2011 г.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель курса «Менеджмент розничной организации» - приобретение студентами теоретических знаний и практических навыков в управлении торговыми организациями с учетом специфики розничной торговли.
Задачи курса:
- изучить организационные основы функционирования розничных организаций как объектов управления с учетом их места и роли на потребительском рынке товаров и услуг, особенностей их внешней и внутренней среды;
- выявить особенности формирования основных направлений деятельности розничных торговой организации, управления товарной, сбытовой, технической, инвестиционной политикой и т.д.
- развить практические навыки анализа направлений деятельности розничной торговой организации, оценки ее результатов и оптимизации для повышения эффективности и конкурентоспособности.
МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Учебная дисциплина «Менеджмент розничной организации» входит в вариативную часть Базового цикла (Б.В.3.08).
Изучение «Менеджмент розничной организации» базируется на сумме знаний и навыков, полученных студентами в ходе изучения таких дисциплин, как «Психология менеджмента», «Экономическая теория», «Теория и методология кооперации», «Методы принятия управленческих решений», «Теория менеджмента: Теория организации», «Теория менеджмента: Организационное поведение», «Маркетинг», «Управление человеческими ресурсами», «Деловые коммуникации», «Экономика торговой организации», «Разработка управленческих решений», «Электронная коммерция», «Логистика», «Менеджмент оптовой организации». В свою очередь, знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Менеджмент розничной организации» помогут в изучении таких последующих дисциплин, как «Инновационный менеджмент», «Международный менеджмент», «Реинжиниринг бизнес-процессов», «Управление конкурентоспособностью торговых организаций», «Интеграционные процессы в торговле», «Управление качеством» и другими.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате изучения дисциплины «Менеджмент розничной организации» студент должен обладать следующимикомпетенциями:
Профессиональными компетенциями (ПК):
готовностью участвовать во внедрении технологических и продуктовых инноваций (ПК-21);
знанием современных концепций организации операционной деятельности и готовностью к их применению (ПК-22);
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: содержание законодательной базы в области розничной торговли и объекты, регулирующие их деятельность в Российской федерации; управление коммерческой деятельностью торговых организаций;
Уметь: анализировать и разрешать проблемы, возникающие в процессе работы на потребительском рынке;
Владеть: теоретическими и аналитическими знаниями в области менеджмента розничной торговой организации и использования отечественного и зарубежного опыта в прикладном его применении в организациях розничной торговли.
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид учебной работы | Всего часов/ зачетных единиц | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего), в том числе | |||||
Лекции | |||||
Практические занятия (ПЗ) | |||||
Самостоятельная работа (всего), в том числе | |||||
Вид аттестации | Экзамен Курсовая работа | Экзамен Курсовая работа | |||
Общая трудоемкость час зачетные единицы | |||||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов дисциплины
Модуль I. Концептуальные основы управления розничной торговлей
Тема 1.1. Роль розничной торговли в формировании потребительского рынка
Особенности сферы торговли, ее роль в формировании внутреннего рынка страны. Функции розничной торговли на потребительском рынке товаров и услуг. Развитие среднего и малого бизнеса в новых экономических условиях и его роль в организации торгового обслуживания населения.
Концептуальные основы розничной торговли. Проблемы торгового обслуживания населения и современные направления их решения.
Мировые тенденции в развитии розничной торговли. Процессы глобализации торгового капитала и интеграции предприятий среднего и малого бизнеса. Виды розничных торговых организаций и предприятий в зарубежной торговле.
Формируемые компетенции: ПК-21, ПК-22
Раздел II. Менеджмент розничной организации
Тема 2.1. Стратегия розничной торговли
Уровни и процесс стратегического планирования в розничной торговле, постановка корпоративных целей. Оценка альтернативных стратегий розничной торговли.
Реализация стратегий розничной торговли. Управление торговой единицей. Значение управления цепочками поставок в деятельности организации. Информационные системы управления в розничной торговле.
Формируемые компетенции: ПК-21, ПК-22
Тема 2.2. Розничная сеть как объект управления
Модели организаций как объектов управления.
Магазинные и внемагазинные формы торговли. Структура розничной торговой сети (стационарная, мелкорозничная, передвижная), ее роль и место в торговом обслуживании населения. Роль компаний в развитии ритейлов.
Классификация розничной торговой сети согласно ГОСТа Р – 51773-01. Видовое и типовое разнообразие организаций розничной торговли в РФ и за рубежом; их основные признаки. Критерии оптимального выбора формата розничной организации.
Мелкорозничная сеть, ее структура и роль в обслуживании населения. Развозная и разносная торговля.
Современные направления развития розничной торговой сети.
Формируемые компетенции: ПК-21, ПК-22