Модель эффективной системы управления
После установления предпочтительной структуры управления фирмой стоит задача «наполнения» этой иерархической структуры блоками, ответственными за выполнения конкретных функций управления. Взаимодействие последних и должно обеспечить эффективное выполнение задач управления фирмой.
Единицей оргструктуры может являться структурный модуль. Основные требования к нему:
• выполнение определенной цели;
• совместимость с другими составными частями;
• возможность использования в разных сочетаниях. Моделирование взаимодействия структурных модулей
предусматривает три среза:
1) по разнообразию результатов (промежуточный, замыкающий, исходный);
2) по видам деятельности (реконструкция функции, выбор режима, защита режима);
3) по элементам функционирования системы (вход, выход, процессор).
В результате получается некоторая структурная решетка размерностью 3x3x3, каждый узел которой — совмещение определенного вида деятельности, типы результата и элементы функционирования системы (не все они реально обязательно существуют).
В зависимости от вида деятельности решения и управление в процессе их реализации связаны с:
• реконструкцией функции (инновационная деятельность);
• выбором режима (инфраструктурная деятельность);
• защитой выбранного режима (эксплуатационная деятельность). Соответственно инновационная деятельность может быть связана с
промежуточными полезными результатами, инфраструктурная деятельность — со всеми видами результатов, а эксплуатационная деятельность только с исходными и замыкающими полезными результата
Глава 6. Структуры и процессы эффективного менеджмента
ми. В структурных модулях и системе можно выделить два типа входов — материальный и информационный и один тип выхода.
Группы структурных модулей, объединенных сильной зависимо стью от одного фактора, составляют пять структурных блоков (табл. 6.4.7):
У, — привязка ограничений внешней инфраструктуры к условиям деятельности фирмы;
У2 — реализация тиража продукции (услуг);
У3 — синтез образцов изделий, услуг;
У4 — обеспечение процесса создания тиража продукта;
Z — общее руководство фирмой.
Таблица 6.4.7 Соответствие структурных блоков и характера решений
На основе структурных модулей можно построить контуры принятия решений для различных видов деятельности фирм. В общем случае такой контур представлен на рис. 6.4.1.
Эта схема отражает организационно-экономические условия пре образования ресурсов в полезные результаты. Контур принятия ре-
И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. Эффективный менеджмент
шений позволяет выделить в каждом блоке базовой структуры классы непересекающихся решений и на этой основе установить группы подразделений, их взаимосвязь и подчиненность, полномочия и обла сти ответственности. По отношению к конкретному виду деятельности этот контур принятия решения может быть видоизменен и детализован.
Следующая задача модульного проектирования — установление области ответственности каждого структурного модуля и характера принимаемых им решений (типа деятельности). Устанавливая в контуре решений направления и содержание взаимодействия блоков на каждой фазе принятия решения, можно выделить внутри каждого блока структурные модули по признакам законченности фазы формирования полезного результата и однородности принимаемых решений (табл. 6.4.8.).
Таким образом, в блоке У, выделяются две группы структурных модулей: первая (У1Р У12, У13) — привязки при планировании деятельности фирмы ограничений на деятельность блоков У2 и У4 в форме плановых заданий для них, вторая группа (У , У15) на фазе выполнения плана компенсирует возможные изменения внутренней и внешней среды.
В блоке У2 — три типа структурных модулей (по назначению продукции и услуг, условиям их поставки и обеспечению устойчивости в эксплуатации).
В блоке У3 выделено две группы модулей: первая (У31, У32, У33) — формирование изделия и его техническое и организационное обеспечение, вторая (У^) — изменение изделия и его ресурсного обеспечения (например, модернизация его).
В блоке У4 выделены три типа структурных модулей. На стадии планирования и координации модули У41, У42, У43 отвечают за рас пределение входных потоков, а на стадии выполнения плана резервируют продукты и оснащение, необходимые для функционирования системы.
По фазам принимаемых решений можно выделить два вида блоков, т. е. всего шесть видов структурных звеньев. Следовательно, в модели нормативной структуры управления выделены 17 типов структурных модулей, для каждого из которых теоретически можно установить основные направления деятельности, область ответственности и характер принимаемых решений.
Эта модель может быть использована для решения задач анализа и синтеза структур управления. В первом случае сопоставление модели с существующей структурой позволяет оценить полноту заполнения управленческими функциями областей ответственности каждого структурного элемента.
Алгоритм анализа состоит в следующем:
1. Анализируются функции управления, производится их разделение на группы в соответствии с перечнем структурных модулей нормативной модели.
И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. Эффективный менеджмент
2. Оценивается «представительность» каждой группы в соответственно нормативно выделенном блоке структуры.
3. Устанавливаются наименее охваченные сферы управления.
4. Дополняется список функций управления.
При синтезе модуль нормативной структуры — основа установле ния идентификационных характеристик, по которым проектируются новые подразделения в структуре.
Резюме
Вопросы эффективных структур бизнеса существенно важны для успешного бизнеса и эффективного менеджмента. Поскольку бизнес — цель функционирования организации, то и бизнес-процессы являются основополагающими для структуризации.
Организационная структура является проекцией бизнес-процессов, а штатная структура определяется структурированием бизнес-процессов до уровня рабочего места.
Структура системы управления — надстройка над указанными структурами и должна соответствовать принципам эффективного менеджмента.
Контрольные вопросы
1. Какие структурные компоненты организации вы знаете? Насколько они взаимосвязаны?
2. Что является первичным в системе бизнес — организация? А в соотношении бизнес-процессы — организационная структура?
3. Каковы требования к структуре управления организацией?
4. Каковы критерии классификации организационных структур управления?
5. Каким образом оптимизация организационной структуры изменяет эффективность предприятия?
6. Назовите и поясните элементы организационной структуры организации.
7. Какие организационные типы структур наиболее распространены в рыночной экономике? Опишите их.
8. Назовите особенности формирования матричной структуры управления. Опишите их преимущества и недостатки.
9. Какие задачи решаются в процессе проектирования оргструктур управления?
10. Опишите требования и принципы, положенные в основу проектирования орг
структур.
Тесты
1. Бизнес-моделирование — это:
а) моделирование управленческих процессов на базе информационных техно
логий;
б) моделирование производственных процессов;
в) моделирование предпринимательской деятельности.
2. Бизнес-операция — это:
а) преобразование бизнеса;
Глава 6. Структуры и процессы эффективного менеджмента
б) совокупность действий, составляющих один завершенный цикл бизнес-дея
тельности;
в) специальное предпринимательское действие, характеризующееся повышен
ным риском.
3. Бизнес-процесс — это:
а) процессы предпринимательской деятельности (в отличие от управленче
ской);
б) структурированная, логически замкнутая (начало — процесс — результат)
последовательность действий по выполнению определенного вида деятель
ности;
в) характеристика предпринимательских (коммерческих) видов деятельности в
отличие от некоммерческих.
4. Входом бизнес-процесса является:
а) необходимые ресурсы;
б) указание руководства;
в) бизнес-процесс может не иметь входа.
5. Клиент процесса — это:
а) потребитель результата процесса;
б) основной исполнитель процесса;
в) руководитель предприятия.
6. Совершенствование бизнес процессов осуществляется:
а) специальными внешними специалистами-консультантами;
б) самим исполнителем (исполнителями) процесса в рамках повседневной дея
тельности;
в) командой по совершенствованию процессов, состоящей из сотрудников и
консультантов.
7. Организационная структура является результатом:
а) кадрового планирования;
б) стратегий и целей деятельности организации;
в) оптимизации структуры функциональных и управленческих связей при осу
ществлении бизнес процессов с целью повышения эффективности результа
тов деятельности организации.
8. Проектирование организационной структуры — это:
а) создание новой организации;
б) формирование штатного расписания в рамках управления персоналом;
в) процесс нахождения соответствия между ключевыми элементами организа
ции (структура, персонал, системы решений и поощрений, неформальная
организация и организационная культура и пр.) и ее стратегией.
9. Стратегическая единица бизнеса — это:
а) подразделение организации, занимающееся выработкой стратегических пла
нов развития бизнеса;
б) структурное подразделение организации, отвечающее за деятельность в
определенной, важной для предприятия области хозяйствования;
в) подразделение, которое предполагается развивать в первую очередь для ре
ализации стратегии развития организации.
10. Организационное моделирование — это:
а) моделирование деятельности организации;
б) модель распределения полномочий и ответственности;
в) способ моделирования бизнес-процессов в организации.
Анализ ситуаций
1. Бизнес-процессы оформления и исполнения Приказав организации.
Бизнес-процессы формирования и прохождения Приказа по основной деятельности на предприятии включают следующие операции: • Подготовка и оформление проекта Приказа:— подготовка проекта Приказа;
И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. Эффективный менеджмент
— оформление проекта Приказа.
• Подписание проекта Приказа:
— согласование проекта Приказа;
— передача проекта Приказа в службу управления делами;
— проверка правильности оформления проекта Приказа;
— корректировка проекта Приказа;
— проставление реквизита;
— подписание проекта Приказа.
• Регистрация Приказа:
— регистрация Приказа;
— проставление реквизита.
• Исполнениеи контроль исполнения Приказа:
— размножение Приказа;
— заверение размноженных копий Приказа;
— рассылка Приказа (копий) исполнителям;
— постановка Приказа на контроль;
— проверка своевременного получения Приказа (копий) исполнителями;
— исполнение Приказа;
— проверка и регулирование исполнения Приказа;
— доклад Руководителю предприятия о выполнении Приказа;
— согласование изменения сроков и порядка исполнения Приказа;
— изменение сроков и порядка исполнения Приказа;
— завершение исполнения Приказа.
• Перенос исполненного Приказа вдело:
— возврат исполненного Приказа в службу управления делами;
— запись об исполнении Приказа;
— снятие исполненного Приказа с контроля и подшивка его в дело.
Вопросы для анализа:
1. Все ли операции учтены в указанном перечне? Сравните данный перечень с ч принятой в Вашей организации практикой.
2. Нарисуйте схему последовательности формирования и исполненеия приказа с учетом возможных разветвлений процесса и корректировок.