Взаимосвязи в системе «бизнес-организация»
Взаимосвязь структуры бизнес-процессов и организационной структуры
В гл. 1 подробно рассмотрена взаимосвязь понятий «организация» и «бизнес», которые можно употреблять в смысле синонимов. При этом подчеркивается, что организационная структура как стержень организации и структура бизнес процессов как основа функционирования бизнеса являются взаимосвязанными и взаимоопределяющими элементами жизнедеятельности организации (бизнеса).
В принципе организация (структура, персонал, менеджмент) создается и развивается для бизнеса, а не наоборот. Организация по сути является формой жизнедеятельности бизнеса, и в этом смысле она вторична по отношению к бизнесу.
Развитая организация — это система различных и не всегда взаимоувязанных бизнесов (отдельных направлений деятельности, например, производство продукции лесопереработки, производство строительных конструкций, промышленное строительство и т. п.). Однако с первой попытки даже опытному руководителю трудно сосчитать «количество бизнесов» в рамках одного предприятия (фирмы). Практически всегда стоит задача не просто пересчитать бизнесы, а определить их взаимодействие, по возможности, оптимальным образом. Итак, в основе структуризации бизнеса лежит понятие бизнес-процесса.
Эффективный менеджмент должен хорошо представлять себе «систему бизнесов», по сути структуру бизнеса и его организации. Тра диционно уделялось больше внимания организационной структуре, но, кроме собственно организационно-штатной структуры, важнейшее значение имеет система взаимодействия между ее элементами, тем более в условиях динамично изменяющегося, диверсифицированного
Ю б-635 289
И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. Эффективный менеджмент
(многонаправленного) бизнеса. Такая система взаимодействия имеет три основных аспекта:
• административный (управленческий);
• финансовый;
• материальный (производственный, товарный).
А с учетом новейших технологий можно добавить еще два:
• информационный;
• коммуникационный.
Итак, эффективно управлять можно только хорошо структурированной системой, включающей:
• систему бизнес-процессов, осуществляемых в рамках бизнеса в целом и отдельных бизнесов;
• организационную структуру распределения ответственности и полномочий, по сути организационно штатную структуру распределения персонала по бизнес-процессам и бизнес-операциям (в традиционной терминологии — по работам и функциям);
• систему взаимодействия элементов организационной структуры (подразделений, персонала) в рамках бизнес-процессов.
Все это говорит о том, что вопросы формирования и совершенст вования структурных элементов организации, т. е. бизнес-процессов, организационной структуры и распределения персонала, тесно увязаны и совершенствование каждого из них по отдельности ведет к неэффективному менеджменту организации.
Организация прежде всего является бизнес системой, ориентированной на определенные результаты бизнеса (как финансовые, так и производственные).
Бизнес система — это связанное множество бизнес-процессов, конечной целью которой является выпуск продукции. Под продукцией понимают товары, услуги и документы. По сути бизнес-системой может считаться организация в целом, определенные структурные по дразделения или группы подразделений, ориентированные на однотипные процедуры, например цех по выпуску продукции, склад материальных ресурсов, ремонтная мастерская и пр.
Бизнес-система является проекцией миссии, целей и стратегий организации и бизнеса. На рис. 6.1.1 представлена иерархия структурных элементов организации.
Организация представляет собой целостный организм с внешней по отношению к ней стороны, но изнутри это сложная структура. Для того чтобы организация устойчиво, надежно и эффективно развивалась, в первую очередь должно быть осуществлено повышение эффективности организации бизнес-процессов, которое обеспечит:
• надежность и устойчивость развития компании;
• получение преимущества в конкуренции;
• расширение рынка сбыта;
• увеличение прибыли на инвестированный капитал.
Глава 6. Структуры и процессы эффективного менеджмента
Рис. 6.1.1. Структурная иерархия организации
Достижение целей успешного бизнеса и эффективного менеджмен та основывается на решении множества задач, важнейшими из которых являются:
1. Формирование компании в виде согласованной и непротиво
речивой бизнес-системы, для которой справедливы следующие
утверждения:
• миссия компании определена, зафиксирована и известна всем сотрудникам компании;
• иерархия целей компании соответствует миссии и определяет долгосрочные ориентиры развития;
• тактические задачи соответствуют иерархии целей и определяют текущие задачи;
• планы работы компании представляют собой комплекс мер, направленных на достижение намеченных целей и задач;
• выбраны единицы измерения и разработана технология проведения измерений всехвидов затрат и результатов деятельности компании;
• бизнес процессы структурированы, описывают последовательность операций, информационные потоки управления, исполнителей, результаты;
• системы и средства автоматизации обеспечивают своевременную поддержку бизнеса.
2. Создание организационной структуры и системы управле
ния, направленных на:
• достижение иерархии целей, решение тактических задач, выполнение разработанных планов;
• планирование и организацию работы, обеспечивающие прибыль ность деятельности компании;
И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. Эффективный менеджмент
• распределение власти, ответственности и доходов, обеспечиваю щих стимулирование работы сотрудников;
• создание для всех работников компании системы ценностей, соответствующей целям компании.
3. Повышение эффективности выполнения бизнес-процессов по
всем ключевым направлениям:
• преобразование укрупненных стратегий работы компании в планы действий структурных подразделений (планирование);
• обеспечение согласованности выполнения производственных операций в подразделениях компании или предусмотренной реакции на события (координация);
• обеспечение такой организации работ, при которой компания рабо тает с максимальной отдачей без исчерпания ресурсов и своевре менно реагирует на изменение внешних условий (управление ресурсами);
• проведение в жизнь согласованной политики через все структурные подразделения компании (проведение политики).
4. Обеспечение информационной поддержки выполнения биз
нес-процессов и управления работой компании, т. е. создание корпо
ративной информационной системы, информация в которой является:
• точной, адекватной существующей задаче;
• своевременной, поступающей до принятия соответствующих решений;
• полной, затрагивающей все аспекты принимаемого решения;
• имеющей непосредственное отношение к существу дела;
• удобной в использовании, т. е. краткой.
Приведем основные этапы процесса совершенствования организации с позиций успешности бизнеса.
1. Функциональное и информаци.онное обследование предприя тия. Цель этого этапа состоит в сборе подробной информации о направлениях работы, решаемых задачах, приоритетах, показателях развития, показателях эффективности, организационной структуре, выполняемых функциях, сопутствующих им материальных, финансовых и информационных потоках, взаимодействии с внешними або нентами, используемых средствах автоматизации и др.
2. Определение миссии предприятия, иерархии целей, разработка функциональных моделей существующей («как есть») организации бизнес процессов. Цель этого этапа состоит в формальном представлении собранной информации в соответствии с согласованной целью проекта.
3. Анализ организации бизнеса. Оценка эффективности существующей организации бизнес-процессов. На этом этапе выделяются показатели эффективности бизнес-процессов, выполняются анализ существующего уровня и методов их информационной поддержки, функционально-стоимостной анализ, выделение центров затрат, динамический анализ загрузки и распределения ресурсов и др.
Глава 6. Структуры и процессы эффективного менеджмента
4. Разработка функциональных и информационных моделей рациональной («как должно быть») организации бизнес-процессов в соответствии с установленной иерархией целей предприятия. На этом этапе проводится также формирование предложений по совершенен вованию организационной структуры, системы управления предприятия и системы информационной поддержки бизнес-процессов.
5. Оценка эффективности предлагаемых решений. На этом этапе проводятся расчет показателей эффективности бизнес-процессов, соответствующих моделям «как должно быть», их сопоставление со значениями, полученными для моделей «как есть», анализ различий.
Моделирование бизнес-системы и организационной структуры организации базируется на функционально-структурном подходе (ФСП), являющемся методической основой описания организации (бизнеса) как комплекса структурированных функций, которые должны выполняться в процессе ее (его) функционирования.
Основные положения ФСП в «привязке» к организационной проблематике бизнес-систем в сжатом виде заключаются в следую щем [6]:
1. Функционально-структурный подход ориентирует в первую очередь на круг задач организации или синтеза бизнес-систем с учетом процессов и закономерностей их развития.
2. ФСП в своей основе опирается на представление о норматив ном характере функций бизнес-системы (ее подсистем и элементов) и «сквозном» функциональном подходе к ее анализу и синтезу.
3. Одной из фундаментальных аксиом ФСП является утверждение о первичности функционального назначения бизнес системы по отношению к ее структурной организации (СО). «Функция пер вична, структура вторична» — одна из заповедей ФСП. Структура бизнес-системы определяется при этом совокупностью реализуемых функций, а также условиями ее существования и функционирования.
4. ФСП учитывает, что функциональное назначение системы задается и описывается человеком (коллективом), т. е. представляет собой совокупность субъективных и объективных представлений о по требностях, пользе, целях, для достижения которых формируется бизнес-система. Любая функция системы и составляющих ее элементов согласно ФСП подчинена цели существования и функционирования бизнес-системы.
5. В методологии ФСП предполагается, что субъективизм в опи сании функций бизнес-системы «отфильтровывается» в процессе ее развития. Однако понимание того, что процесс «фильтрации» противоречив и неавтоматичен, стимулировало создание в рамках ФСП процедур диагностирования и экспертизы истинности (или ложности) отдельных функций и функционального описания системы в целом. Эти процедуры особенно важны при создании не просто «работоспособных» систем, а систем эффективных, экономичных, конкурентоспособных, таких, например, как компании «мирового уровня», «образцовые компании» и т. д.
И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. Эффективный менеджмент
6. Принципиально важным является утверждение ФСП об альтернативности вариантов структурной организации систем. Между функциями, выполнение которых возложено на бизнес-систему, и ее структурой нет однозначного соответствия. Один и тот же набор функций системы может быть реализован спектром функционально эквивалентных вариантов ее структуры. Более того, одни и те же функции могут быть реализованы как многофункциональными, так и специализированными средствами. На всех уровнях организации системы необходимо решать вопрос о рациональных границах отношения «многофункциональность — специализация».
7. Взаимодействие функции и структуры бизнес-системы в процессе развития характеризуется противоречивым единствам. Согласованность и соответствие их друг другу являются временными, преходящими и имеют циклический характер. На каждом цикле развития первопричиной изменений могут выступать как функции бизнес-системы, так и ее структура. Удачная структура бизнес-системы может стимулировать новые потребности и соответственно «вызвать к жизни» новые функции.
8. Изменение набора функций, реализуемых системой, приводит к соответствующим изменениям ее функционально структурной организации (ФСО). Изменения ФСО имеют место и при совершенствовании технологии, методов и средств труда, производства, структур управления и т. д. Изменение структуры, в свою очередь, приводит к возможности реализации новых функций, к более эффективной реализации определенной совокупности имеющихся функций.
9. Для бизнес-системы в качестве внешней причины изменения ее функций выступают внутренние условия развития рынка или более крупной многоуровневой системы, куда она входит как составная часть.
10. Эффективными и жизнеспособными являются бизнес-системы, структуры которых максимально соответствуют выполняемым функциям.
11. В процессе развития происходят интеграция и дифференцш ция функций и структуры системы в целом, ее подсистем и элементов, исчезновение одних и появление других функций и их носителей. Формируются классы и виды бизнес-систем, ФСО которых наиболее полно соответствует определенным условиям их существования.
12. Поскольку функции бизнес-системы могут меняться во времени, отражая динамику ее целей, возникает пласт проблем, связанных с адаптацией «функций» и «структуры» системы, т. е. с ее гибкостью. Прогрессивная самоорганизация и саморазвитие бизнес-системы имеют место тогда, когда происходит повышение степени адаптации ее ФСО к условиям внешней среды при повышении эффективности функционирования.
13. Организация бизнес-системы включает итеративные процессы ее анализа и синтеза. Анализ предполагает логические переходы:
Глава 6. Структуры и процессы эффективного менеджмента
структурная организация (СО) -> функциональная организация (ФО) -» функционально-структурная организация (ФСО).
При синтезе переходы осуществляются в обратном порядке: ФО -ИЗО ->ФСО.
14. Важную роль в ФСП играет ситуационный подход к исследованию функций бизнес-системы. Он позволяет расчленить непрерывный процесс существования и функционирования системы на дискретную совокупность типичных для нее качественно различных ситуаций. В каждой из ситуаций S бизнес-система, выступая носителем опреде ленных свойств C(S), может совершать действия D(S) с результатами R(S) и выполнять функции F(S) для достижения целей Z(S).
15. Реализация определенной совокупности функций осуществляется специализированными или многофункциональными модулями. Морфо логическая структура системы формируется на основе покрытия функ циональных модулей организационно-техническими модулями: сотрудниками, группами, программно-техническими средствами и т. д.
16. Процесс проектирования системы происходит как процесс
последовательного формирования и преобразования моделей функци
онально-структурной организации системы. Преобразование моделей
системы идет в такой последовательности:
• формирование дерева функций системы;
• декомпозиция дерева функций системы до уровня принятого базо вого набора операторов;
• формирование моделей функциональной структуры системы;
• формирование морфологических моделей системы;
• многокритериальная оценка и выбор предпочтительных вариантов функционально-структурной организации системы.
На рис. 6.1.2 представлена иерархия функциональных описаний организации.
Декомпозиция функций бизнес-системы позволяет, с одной стороны, описать все бизнес-процессы, а с другой — осуществить организационную декомпозицию структуры орга-
И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. Эффективный менеджмент
низации, в которой выделяются наименьшие организационно-структурные единицы — конкретные -«рабочие места*.
Штатное место (единица) является основным элементом организа ционной структуры компании, представляет собой ориентированное на одного работника объединение бизнес-операций, частных задач (обязанностей, функций) и определяет рабочую область и функциональное место работника.
Итак, понятие «место» или штатная единица определяется как наименьшая организационная единица, которая охватывает круг обязанностей (частную функцию, частное задание) для одного работника.
Одной из организационных задач является образование мест и их заполнение соответствующим персоналом, которое предполагает:
• описание частных задач, группируемых для одного места;
• описание требований к потенциальному кандидату для занятия данного места.
Примерный перечень вопросов, характеризующих «место» как наименьшую структурную единицу организации, приведен на рис. 6.1.3.
Глава 6. Структуры и процессы эффективного менеджмента
Сколько и какого вида частных задач должно быть сведено в штатное место, заранее сказать нельзя. Оно формируется или на некоторого абстрактного работника, которого предстоит найти на рынке труда, или под конкретного человека (для руководящих и управленческих кадров).
Результатом этого процесса является штатное расписание, которое отражает включение штатных единиц в организационную структуру, функции, полномочия и ответственность работника.
Структура бизнес-задач компании как результат этапа синтеза представляет собой основу ее структурной организации. Она отражает, какие места, какими задачами «нагружены» и по каким критериям произведено закрепление задач за местами.
Рассматривая структуру задач под разными углами зрения в структуре компании, можно выделить различные подсистемы.
Рассматривая распределение задач по и х рангам в структуре компании, выделяют систему руководства и управления.
Если в поле зрения попадает обмен сообщениями между местами в процессе выполнения заданий, вычленяется коммуникационная система компании. При анализе процессов обмена предметов обработки между местами формируется технологическая система компании.
При выделении заданий, связанных с контролем за и с по лне ни е м других задач, вычленяется система контроля компании. Аналогично можно выделить и другие.
Из функциональных обязанностей, закрепленных за местом, вы текают полномочия и ответственностьлица, занимающего это место. С одной стороны — права и полномочия, с другой — обязанности и ответственность.
Ответственность понимается при этом как обязанность субъ-екта лично отчитываться (быть подотчетным) за целевое выполнение поставленных задач. Ответственность подразумевает отношения по крайней мере между двумя местами: местом, выдающим задание, и местом, принимающим задание.
Ответственность есть обязанность отвечать на вопрос: «Было ли выполнено поставленное задание?» При положительном ответе работник освобождается от задания, при отрицательном — нижестоящее место подвергается санкциям.
Взаимосвязи в системе «бизнес-организация»
Необходимость взаимосвязей между системными элементами-носи телями задания вытекает из необходимости разделения общего зада ния или труда.
Если отдельный работник выполняет все задание, он видит и кон тролирует его выполнение целиком. Работник, выполняющий лишь часть общего задания, вынужден заботиться о том, для какого последующего задания оно необходимо и от какого предыдущего задания оно зависит.
И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, Н. Г. Ольдерогге. Эффективный менеджмент
Бизнес-система нормально функционирует лишь тогда, когда носители задания связаны друг с другом. Такое взаимодействие системных элементов называется коммуникацией в широком смысле (лат. communis — совместно).
Без коммуникации разделение задания и труда было бы бессмысленным, так как ничто не гарантировало бы, что итог выполнения всех частных заданий действительно привел бы к выполнению общего задания.
Если коммуникация является взаимодействием системных элемен тов, тогда должны быть объекты, перемещающиеся между элементами и соответственно пути коммуникаций, по которым перемещаются объекты.
Предметами коммуникаций могут быть:
• материалы, которые в виде сырья или полуфабрикатов поступают на фирму, перемещаются как промежуточные продукты обработки и покидают фирму как готовый продукт;
• деньги, которые поступают на фирму в виде обратного потока от продажи изделий или в виде заемных средств для возобновления циклов производства и реализации;
• энергия, поступающая от источников к потребителям;
• информация, поступающая от штатных мест, где ее производят, к местам, которым она нужна для принятия решений.
Предметы, деньги, энергия и информация в бизнес-организации являются коммуникационными объектами. Кроме того, бизнес-организация как открытая система связана материальными, финансовыми, информационными и энергетическими потоками с внешними системами.
Таким образом, бизнес организация — целеориентированная социо-техническая система, обладающая сложной структурой и являющаяся взаимосвязанным комплексом бизнес-процессов, организационной и штатной (кадровой) структур.