Основные функции менеджмента
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных, взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями или функциями менеджмента. Процесс управления является общей суммой всех функций. Выделение функций менеджмента происходит в результате разделения и специализации труда в сфере управления.
Понятие «функция» означает деятельность или определенный круг работ, который выполняется или должен выполняться каким-либо объектом.
Под функциями менеджмента понимают специализированные виды управленческой деятельности, в совокупности своей обеспечивающие достижение поставленных целей организации, обусловливающие качественное (содержательное) разделение труда внутри управляющей системы.
Функция менеджмента – это особый вид управленческой деятельности (продукт процесса разделения труда и специализации в управлении), отличающийся единством содержания и относительной самостоятельностью участков управления. Их выделение и развитие, дифференциация являются следствием исторического процесса специализации и концентрации производства, усложнения объекта управления и, соответственно, усложнения управления им.
Управление включает значительное число специфических направлений и функций деятельности: постановку целей, прогнозирование, принятие решений, планирование, организацию, стимулирование, руководство, регулирование, контроль, оценку исполнения и др.
Каждая функция управления характеризуется целевой направленностью и имеет свои характерные особенности. Но при этом они взаимозависимы, составляя определенную, тесно увязанную систему. Лишь совокупность всех функций полностью отражает процесс управления, а выполнение их обеспечивает комплексное управление организацией, эффективность ее работы.
Необходимо обратить внимание на объективный характер функций менеджмента, который определяется необходимостью самого управления в условиях совместного труда людей. Объективный характер функций менеджмента обнаруживается везде, где осуществляется управленческая деятельность, на всех ступенях управленческой системы. В зависимости от места расположения того или иного объекта в общей системе управления меняется только объем данной функции, но не меняется ее целевое назначение.
Функции органов управления являются результатом распределения и закрепления участков управленческой деятельности. Они производны по отношению к функциям управления и формируются на их основе.
Управление – это процесс взаимосвязанных функций. Функция управления – это понятие, выражающее определенное назначение управляющего воздействия, осуществление которого рассматривается как составная часть процесса управления.
С позиций самого управления выделяются виды управленческой деятельности по стадиям процесса управления. Автором первой развернутой классификации функций управления был А. Файоль. Критерием классификации он взял фактор времени, и функции в его классификации предстают как последовательные этапы реализации управленческого воздействия: планирование, организация, контроль, координация и мотивация. В последующем эти функции уточнялись, но их основой оставалось трехзвенное членение: предварительное управление (выработка целей управления, прогнозирование, планирование); оперативное управление (организация, координация, мотивация) и заключительное управление (учет, анализ, контроль). Эти функции, обособившиеся под воздействием субъекта управления, называются основными функциями менеджмента.
1. Функции предварительного управления. Прежде чем начать какую-либо деятельность, необходимо определить ее предполагаемый конечный результат, проанализировать различные пути его достижения и выбрать из них наиболее приемлемый, создать необходимые условия для предстоящей деятельности.
В управлении производством эта деятельность выделилась в особую функцию предварительного управления, которую можно, в свою очередь, подразделить на функции установления целей, прогнозирования и планирования.
А. Функция целеполагания (установления целей) состоит в выработке целей на всех уровнях управления, начиная с индивидуальных, и их согласование.
Б. Функция прогнозирования – обеспечение разработки, анализа и сопоставления различных вариантов достижения целей управления. В процессе прогнозирования цели могут уточняться в соответствии с имеющимися в данный момент ресурсами и другими ограничениями.
В. Функция планирования в широком смысле включает и установление целей, и прогнозирование. В узком смысле планирование заключается в переводе качественного описания целей в количественные термины. Планирование определяет решение о том, какими должны быть цели организации и усилия всех членов организации, чтобы достичь поставленных целей.
2. Функции оперативного управления состоят в обеспечении в каждый данный момент времени движения данного управляемого объекта по намеченному пути – в направлении достижения целей управления. Это означает поддержание в каждый данный момент времени параметров управляемой системы в области допустимых значений, определенных заранее заданной траекторией, например планом.
Оперативное управление включает организацию и мотивацию.
А. Функция организации состоит в обеспечении целостности объекта управления и системы управления в процессе их функционирования; обеспечении непрерывности, динамичности и гибкости процесса производства и управления; согласовании и координации деятельности отдельных звеньев производственной и управляющей систем и их взаимодействие. Так, после принятия управленческого решения необходимо довести его до исполнителей, поставить перед ними конкретные задачи, обеспечить необходимыми ресурсами, организовать их взаимодействие, внести необходимые коррективы, устранить конфликтные ситуации, контролировать ход выполнения решения и т.д.
Для того чтобы заданные цели и конкретные управленческие решения были эффективно реализованы, необходимо заинтересовать в их достижении все звенья вплоть до отдельного работника. Это обеспечивается мотивацией.
Б. Функция мотивации работников - это активизация их деятельности, включающая экономическое ( материальное), социальное (моральное) и административное (властное) воздействие. Мотивация заключается в том, чтобы члены организации выполняли работу в соответствии с делегированными им полномочиями и сообразуясь с планом. Для осуществления этой функции руководители должны выявлять потребности работников и обеспечивать удовлетворение этих потребностей через эффективную работу, стимулируя подчиненных.
3. Функции заключительного управления. Заключительным этапом управленческого цикла и началом нового цикла является контроль – сопоставление конечных результатов и всего процесса функционирования управляемой и управляющей систем с заранее заданными параметрами: целями и ограничениями (планами, законами, нормами, стандартами и т.д.). В процессе контроля выявляются возникшие отклонения и намечаются меры по их устранению ( в случае необходимости).
Функция контроля включает функцию учета и анализа.
А. Учет как функция управления состоит в сборе информации о результатах производства и управления, их факторах и элементах (функция учета реализуется в виде бухгалтерского, статистического и оперативного учета).
Б. Анализ – состоит в логической обработке первичных учетных данных для использования их в процессе корректировки или принятия новых решений.
Функция контроля в целом реализует обратную связь в управлении. Контроль обеспечивает условия для действительного достижения организацией своих целей. Основная задача контроля заключается в выявлении отклонений процесса управления от запланированного и в выработке мер и способов устранения выявленных отклонений.
Наряду с общими функциями процесса управления в организациях имеют место частные функции, выполнением которых занимаются отдельные структурные подразделения и должностные лица (подготовка кадров, аттестация специалистов, работа с банковскими документами и пр.).
Несмотря на то, что любому процессу управления присущи основные функции, в то же время управление всегда воздействует на конкретный объект определенной отраслевой направленности. Это вызывает специфические функции управления.
Осуществление основных и специфических функций требует создания соответствующих условий, обеспечивающих нормальную деятельность их исполнителям, возникает необходимость в выделении вспомогательных функций, которые могут выражаться, в частности, в управлении печатно-множительными процессами, делопроизводством, установлением связи, обеспечением оргтехникой.
Все перечисленные функции менеджмента по своему содержанию являются специализированными функциями, продуктом разделения труда в управлении. Углубление дифференциации функций менеджмента предполагает их интеграцию. Поэтому в управлении выделяется еще одна функция – функция руководства, которая призвана объединить все специализированные функции в одно целое, систему.
Руководство – наиболее многогранная, сложная функция. Она понимается как функция синтеза, координации и постановки целей и сводится к окончательному принятию решений и организации их исполнения. В основе руководства лежит власть и распорядительство. Кроме того, функция руководства может рассматриваться как составная часть всех остальных функций.
Специализированные функции – это вся деятельность аппарата управления по подготовке, разработке и обоснованию вариантов воздействия управляющей системы на управляемую. Они, в свою очередь, могут быть классифицированы по различным признакам. Чаще всего их разделяют на общие и специфические.
Под общими (основными) функциями понимают последовательность действий управляющей системы от постановки целей до их достижения, независимо от особенностей конкретного объекта управления.
Специфические функции конкретизируют содержание общих в зависимости от объекта управления. Конкретизация может идти по уровням управления, по элементам объекта управления (управление качеством продукции, кадрами в производстве, управление маркетингом, управление финансами и т.д.).
Необходимо уяснить, что управление достигается осуществлением комплекса взаимосвязанных функций, наиболее характерными из которых в любой области управленческой деятельности являются следующие группы функций: основные (общие), специфические и вспомогательные, а также руководство.
В зависимости от этапов производственного процесса выделяют:
- управление подготовкой производства;
- управление процессом организации;
- управление обеспечением организации;
- управление процессами реализации продукции.