Расчет оценки профессиональных и личных качеств работника (п)
Для определения показателя (П) производится оценка проявления каждого из признаков с учетом их удельной значимости, определяемой экспертным путем, отдельно для руководителей и специалистов.
Каждый признак профессиональных и личных качеств (для руководителей n = 5, для специалистов n = 6) имеет 3 уровня проявления и оценивается по принципу отклонения от сред него значения. При соответствии конкретного признака среднему уровню его количественная оценка=1 0, ниже среднего=0.75, выше среднего 1.25.
Оценка всей совокупности признаков производится путем суммирования оценок признаков, умноженных на их удельную значимость:
n
П=∑aij*xi
i=1
где: 1 — порядковый номер признака;
j — уровень проявления признака;
а| — количественная мера признака у работника;
X,— удельная значимость признака в общей оценке.
Таблица
Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества руководителей
№ п/п | Признаки профессиональных и личных качеств | Удельная значимость признака в общей оценке деловых качеств | Оценка признаков с учетом удельной значимости | |||
0,75 | 1,0 | 1,25 | ||||
1. | Профессиональная компетентность — знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора | 0,27 | 0,2 | 0,27 | 0,34 | |
2. | Способность оперативно и самостоятельно принимать обоснованные решения и отвечать за них, умение быстро и правильно реагировать на возникающие ситуации, аргументирована отстаивать свою точку зрения, оперативно принимать меры, направленные на ликвидацию или предупреждение наметившихся отклонений | 0,23 | 0,17 | 0,23 | 0,29 | |
3. | Способность практически организовать работу коллектива и направлять ее на осуществление поставленных задач (умение планировать и распределять работу между подчиненными, координировать и контролировать работу! | 0,13 | 0,1 | 0,13 | 0,16 | |
4. | Способность воспитывать у работников чувство ответственности за порученное дело, стимулировать творческую инициативу, направленную на повышение эффективности труда, рост квалификации, освоение новых технологий; умение создать в коллективе благоприятный морально-психологический климат; способность направлять и учить подчиненных, поддерживать дисциплину, проявлять систематическую заботу о них | 0,12 | 0,09 | 0,12 | 0,15 | |
5. | Способность работать в экстремальных условиях, выполнять работы требующие аналитической оценки в процессе принятия и выработки нестандартных решений | 0,25 | 0,19 | 0,25 | 0,31 | |
Таблица
Оценка признаков, определяющих профессиональные и личные качества специалистов
№п/п | Признаки профессиональных и личных качеств | Удельная значимость признака в общей оценке деловых качеств | Оценка признаков с учетом удельной значимость | |||
0,75 | 1,0 | 1,25 | ||||
1. | Профессиональная компетентность — знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, широта профессионального кругозора; умение работать с документами | 0,34 | 0,25 | 0,34 | 0,42 | |
2. | Сознание ответственности за последствия своих действий, принимаемых решении | 0,17 | 0,13 | 0,17 | 0,21 | |
3. | Способности четко организовывать и планировать выполнение полученных заданий, умение рационально использовать рабочее время, сосредоточиться на главном | 0,12 | 0,09 | 0,12 | 0,15 | |
4. | Способность выполнять должностные функции самостоятельно, без помощи руководителя или старшего по должности | 0,1 | 0,07 | 0,1 | 0,12 | |
5. | Творческий подход к решению поставленных задач, активность и инициатива в освоении новых компьютерных и информационных технологий, способность быстро адаптироваться к новым условиям и требованиям | 0,1 | 0,07 | 0,1 | 0,12 | |
6. | Способность сохранять высокую работоспособность в экстремальных условиях | 0,17 | 0,13 | 0,17 | 0,21 | |
РАСЧЕТ ОЦЕНКИ УРОВНЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКА (К)
Для оценки К принимается единый набор признаков для всех категорий работников: уровень специального образования и стаж работы по специальности. По уровню образования все работники распределяются на 2 группы:
1 группа — сотрудники, имеющие среднее специальное образование;
2 группа — сотрудники, имеющие высшее или незаконченное высшее образование
В зависимости от стажа работы по специальности работники распределяются на четыре группы по каждому уровню образования.
Таблица
Оценка уровня квалификации
номер группы по стажу | Оценка стажа | Стаж работы по специальности у работников, имеющих образование, годы | |
1 группа — среднее специальное образование | 2 группа — высшее или незаконченное высшее образование | ||
0,25 | 0-9 | 0-94 | |
0,5 | 9-13, свыше 29 | 9-13, свыше 29 | |
0,75 | 13-17. 21-29 | 17-25 | |
17-21 | 26-29 |
Оценка уровня квалификации определяется по формуле:
К= ОБ+СТ/3
где: ОБ — оценка образования (0Б=1,2)
СТ — оценка стажа работы по специальности
3 — постоянная величина, соответствующая сумме максимальных оценок (ОБ+СТ)
РАСЧЕТ ОЦЕНКИ СЛОЖНОСТИ ВЫПОЛНЯЕМЫ РАБОТ (С)
Для оценки С по каждому признаку (характер работ, их разнообразие, степень самостоятельности при их выполнении, масштаб и сложность руководства, дополнительная ответственность установлены значения по степени усложнения работ.
Таблица
Средние коэффициенты сложности работ
№ П/п | Наименование должности | Коэффициент сложности |
1. | Начальник отдела | 1,0 |
2. | Менеджер | 0,89 |
Специалист | 0,8 | |
4. | Рабочий 1-й категории | 0,68 |
5. | Рабочий 2-й категории | 0 57 |